Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000.

19.Соколов, Василий Васильевич. Европейская философия XV-XVII веков: Учеб. для вузов по специальности "Философия" - 2-е изд.,испр.и доп. - М.: Высшая школа, 1996.

20.Барулин, Владимир Семенович. Социальная философия: учебник - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

21.Хрестоматия по истории философии. От Лао Цзы до Фейербаха [Текст]: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. Ч.1: Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия. Античная философия. Средневековая философия. Арабская философия. Философия эпохи Возрождения. Европейская философия Нового времени / В. А. Башкалова, В. Е. Гарпушкин, З. Р. Гафурова и др.; МГПУ, Каф. философии; Отв. ред. Л. А. Микешина - М.: Владос, 1998.

7.4. Периодические издания

ЭПИСТИМОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

ВМУ. СЕРИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ

7.5. Перечень ресурсов сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

http://www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН

http://www.auditorium.ru/aud/index.php - Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"

http://www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернет (англ.)

http://gtmarket.ru/media/ - Гуманитарные технологии. Информационно-аналитический портал

http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»

http://www.edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»

http://www.gumer.info/ - Гумер: библиотека гуманитарных наук

http://slovari.gramota.ru/ – Онлайн-словари.

http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии

Программное обеспечение информационно-коммуникационных технологий

VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Учебно-лабораторное оборудование:

8.2. Программные средства стандартные

8.3. Технические и электронные средства стандартные

IX. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными формами изучения дисциплины «Философия» являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, подготовка реферата и презентации.

Лекции - это форма приобретения знаний, в процессе которой обучаемый воспринимает излагаемую лектором информацию, выступая в качестве пассивного участника учебного процесса. Несмотря на внешнюю пассивность обучающихся, одним из главных элементов этой формы учебного процесса является активная мыслительная деятельность студентов по восприятию излагаемого материала. Студент имеет право задавать преподавателю возникающие в процессе изложения лекционного материала вопросы, выяснять вызывающие у него трудность проблемы. Важным аспектом работы студента на лекции является ведение конспекта, от качества составления которого в значительной степени зависит усвоение знаний. В конспекте студент записывает основные сведения, изложенные ему на лекции преподавателем, отмечает возникшие у него вопросы. Конспект должен иметь ясную структуру, быть достаточно полным, иметь поля и отступы для последующей работы с ним, содержать необходимые сведения о студенте.

Самостоятельная работа выступает в формах анализа и обобщения студентом прочитанного на лекциях учебного материала, подготовки к семинарским занятиям, проработки вопросов и тем, представленных программой для самостоятельного изучения, подготовки докладов, устных сообщений, рефератов и др. Самостоятельная работа проводится студентом в свободное от лекций и семинарских занятий время. В процессе самостоятельной работы закрепляются и совершенствуются умения и навыки студентов, полученные на лекциях и семинарских занятиях, более глубоко прорабатывается учебный материал, осмысливаются полученные на лекциях и семинарских занятиях знания. Самостоятельная работа является важным составным элементом будущей профессиональной деятельности студента.

Кроме обычной самостоятельной работы, существует такая её форма как контролируемая самостоятельная работа студента. Особенностью её является то, что она ведётся под контролем преподавателя. Преподаватель определяет задания и даёт рекомендации по её выполнению, а также проверяет её результаты. Контролируемая самостоятельная работа используется обычно для изучения более важных вопросов курса. В процессе проведения любой формы самостоятельной работы студент может обращаться за консультацией к преподавателю по тем или иным интересующим его или вызвавшим затруднение вопросам.

Существуют определённые принципы, которых следует придерживаться всем студентам в процессе проведения самостоятельной работы. Основываясь на поставленных перед ним целях и задачах (в виде, например, вопросов семинарских занятий или темы, предусмотренной для самостоятельного изучения, подготовки устного сообщения, проработки интересующей студента проблемы и др.), прежде всего, проводится их осмысление и составляется план самостоятельной работы. Следующим этапом самостоятельной работы является подбор литературы. Примерная литература, которая необходима студенту для его работы, дана в “Рабочей программе дисциплины”. Если же для изучения того или иного вопроса этой литературы оказалось недостаточно, то следует обратиться за помощью к библиографическим источникам или к преподавателю. После подборки необходимой литературы идёт этап её изучения и анализа. При этом, как правило, вначале для изучения выбираются наиболее авторитетные источники. Впоследствии, при необходимости более углублённого изучения проблемы, осуществляется переход к источникам более обширным и детальным. Проработка литературы должна вестись до полного уяснения сути стоящих перед студентом вопросов и проблем.

В процессе работы с литературой студент составляет конспект, в котором кратко излагает суть изучаемых проблем, даёт определения тем или иным категориям и понятиям, отражает сущность философских позиций, направлений и систем, делает собственные замечания и т. п. Конспект должен составляться ясно, чётко и аккуратно. Всегда желательно оставлять поля для последующей работы с ним как студенту, так и преподавателю. Такой конспект является основой для работы студента на семинарском занятии, в индивидуальной работе, в подготовке к экзамену и зачёту.

Консультации призваны восполнить те или иные пробелы в знаниях студентов, выяснять вопросы, вызвавшие затруднение у учащихся, а также решать проблемы, связанные с организацией курса, формами контроля знаний и др. Проводятся они, как правило, перед контрольными работами, коллоквиумами, зачётами, но могут проводиться преподавателем по мере необходимости или по согласованию со студентами.

Индивидуальная работа проводится преподавателем с отдельными студентами, как правило, с целью ликвидации каких-либо пробелов в знаниях или с целью их дальнейшего углубления. В процессе индивидуальной работы развиваются умения и навыки студентов в изучении предмета, вырабатываются собственные представления по тем или иным проблемам курса, пишутся студентами конкурсные работы и т.п.

Важной формой работы по изучению курса является письменный реферат. С его помощью студент учится работать с литературой, анализировать и систематизировать учебный материал и излагать его в письменной форме в соответствии с выбранной темой. В процессе написания реферата также развиваются способности студента к самостоятельному и творческому мышлению. В соответствии с требованиями учебной программы каждый студент обязан подготовить реферат по выбранной им теме.

Работа по написанию реферата начинается с уяснения студентом темы и плана будущего реферата и определения объёма изучаемого материала, которого будет достаточно для раскрытия темы. Если не ясны какие-либо термины в названии темы или вопросах плана или неясен их смысл, следует обратиться к учебной литературе, словарям или за консультацией к преподавателю. По согласованию с преподавателем можно внести изменения в тему и план реферата.

Вторым этапом работы над рефератом является работа с литературой. Она заключается в подборе и проработке той литературы, с помощью которой можно наиболее полно раскрыть все вопросы выбранной темы. Как правило, студенту оказывается в этом помощь и рекомендуется основная литература, необходимая для написания реферата, которая указана в данном методическом пособии. Однако студент может использовать дополнительную литературу, способную помочь ему в процессе работы над рефератом. Параллельно с проработкой литературы и после неё идёт этап осмысления и систематизации студентом полученных знаний, в процессе которого вырабатывается основная концепция реферата. После чего можно приступать к изложению своих идей в письменной форме в виде реферата. Следует обратить внимание на то, что процесс изложения мыслей в письменном форме не всегда сразу приобретает законченные и совершенные формы. Часто необходимо сделать предварительные наброски, чтобы потом с их помощью получить уже законченную и полную версию. На каждом из этапов работы над рефератом студент, при необходимости, может обращаться за помощью к преподавателю.

Оформление реферата должно осуществляться в следующей форме:

- титульный лист;

- План (состоящий из таких пунктов как Введение, вопросы основной части, Заключение, Литература, с указанием страниц, с которых начинаются эти разделы реферата);

- Введение, в котором автор вводит читателя в курс рассматриваемых вопросов, ставит цели, которые он собирается достигнуть; определяет задачи, которые будут решаться в реферате, а также указывает на методы их решения;

- основная часть, в которой собственно идёт изложение и раскрытие вопросов темы и решение поставленных задач;

- Заключение, в котором студентом делаются выводы, проводятся сравнения и обобщения, высказываются собственные суждения по тем или иным проблемам, рассматриваемым в работе;

- Литература, использованная при написании реферата, приводится в его конце и размещается в алфавитном порядке. Следует обратить внимание на правильное оформление каждого из изданий.

Все страницы реферата должны быть пронумерованы, за исключением титульного листа, который считается за первую страницу. Название каждой главы должно указываться в основной части. При использовании цитат делаются сноски - в тексте, внизу страницы или в конце реферата. Следует также обратить внимание на правильность оформления этих сносок. Объём реферата должен составлять 10-12 страниц рукописного или 7-8 страниц стандартного печатного (30 строк на страницу и 60 знаков в строке) текста на листах формата А4.

Чтобы реферат получил высокую оценку, он должен быть правильно оформлен, в нём должна быть полностью раскрыта выбранная тема, и, вместе с тем, он не должен выходить за её рамки. Реферату должны быть присущи логическая стройность и последовательность изложения, хороший стиль. В нём должна присутствовать самостоятельность мышления студента.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия являются одной из форм активного изучения студентом учебного материала. Они занятия активизируют познавательную деятельность студентов и выполняют, в основном, функцию закрепления знаний, их углубления и уточнения. Со стороны преподавателя, проводящего семинарские занятия, реализуются различные формы стимулирования познавательной деятельности учащихся. Это, например, такие, как выбор формы проведения семинарского занятия, постановка и решение актуальных философских проблем, способных возбудить интерес учащихся, развёртывание дискуссии по отдельным вопросам темы с помощью фронтального опроса мнений, выборочного опроса с требованием обобщения рассмотренного материала и другие.

К каждому из семинарских занятий студент должен готовиться самостоятельно в соответствии с планом этого занятия и предложенной литературой. Для удобства работы с литературой в этом разделе используются следующие обозначения:

- учебные пособия,

- справочники и энциклопедии,

- первоисточники.

При подготовке к семинарским занятиям студенту необходимо пользоваться конспектами лекций и указанной в разработках планов семинарских занятий учебной литературой. Весьма полезно в процессе подготовки к семинарским занятиям использовать работы классиков, текущую научную и философскую литературу, прессу, радио, телевидение. Каждый из перечисленных источников информации имеет свои особенности и вносит свой вклад в разработку и понимание той или иной темы курса. Так, в конспекте лекций студент найдёт систематическое изложение материала по каждой теме курса, в учебных пособиях более подробно изложены основные положения по темам и отдельным вопросам. Произведения классиков дают возможность непосредственного изучения их идей, знакомство с текущей литературой позволяет приобрести сведения о новых научных исследованиях и проблемах исследуемых учёными и философами. Средства массовой информации позволяют быть в курсе различных проблем современности, дают фактический материал для размышлений и дискуссий.

Следует обратить внимание на такой важный момент, как анализ и осмысление студентом вопросов и проблем, предложенных в плане того или иного семинарского занятия, равно как и постановка собственных вопросов и попытки ответа на них. Это позволяет не только более глубоко и основательно подготовиться к занятию, но развивает навыки самостоятельного мышления, помогает выработать собственную позицию по тем или иным философским и мировоззренческим проблемам. При возникновении трудностей при подготовке к семинарскому занятию следует обращаться за помощью к преподавателю.

Семинарские занятия проводятся в различных методических формах. Основными из них являются:

а) фронтальная, когда все или некоторые вопросы плана прорабатываются каждым из студентов в процессе подготовки к семинарскому занятию в полном объёме и обсуждаются на этом занятии с помощью устных выступлений студентов и в процессе свободной дискуссии. Эта форма, как правило, используется для изучения наиболее важных тем, вопросов и проблем курса;

б) семинар-диспут, в ходе которого организуется дискуссия по отдельным, наиболее важным, проблемам изучаемого курса, которые неоднозначно решаются теми или иными религиозными направлениями. При этом, при подготовке к семинарскому занятию студенты разделяются по этим направлениям и концентрируют своё внимание на анализе «своих» проблем, не упуская, вместе с тем, основных положений позиции оппонентов;

в) «пресс-конференция», в процессе которой 4-5 заранее подготовленных студентов-«экспертов» выступают с краткими докладами по тем или иным вопросам темы. В конце своих выступлений они отвечают на вопросы, задаваемые по теме остальными студентами группы, вступают в дискуссию по анализируемой ими проблеме. В процессе подготовки к такому семинарскому занятию студенты-«эксперты» готовят устные доклады, остальные же студенты готовятся к семинарскому занятию в целом, прорабатывая его основные моменты, подготавливая выясняющие и дискуссионные вопросы к «экспертам» и к аудитории.

г) семинарское занятие в форме письменного опроса или контрольной работы. Проводится, как правило, в качестве контрольного или итогового занятия. На этих занятиях студент должен изложить в письменной форме свои знания по тем или иным проблемам курса. Оценка выставляется за полноту, точность, глубину этих знаний, за умение их ясно, чётко и последовательно излагать.

При подготовке к семинарскому занятию студент должен учитывать форму, в которой оно будет проводиться. Форма же эта определяется преподавателем заранее.

Важную роль на семинарских занятиях играют доклады и выступления. Доклад готовится, как правило, по тому или иному вопросу семинарского занятия. В выступлении анализируется некоторый аспект вопроса семинарского занятия или какая-либо конкретная проблема. Доклад по длительности занимает 7-10 минут, выступление – около 5-7 минут. В процессе подготовки доклада или выступления студентом используется, в основном, такие формы работы как самостоятельная работа и консультации преподавателя. Студент должен иметь план доклада (или выступления) и его конспект. Выступление или доклад должны быть логически хорошо построены, раскрывать рассматриваемый вопрос или проблему, давать полезные сведения аудитории. В процессе своего выступления студент должен уметь заинтересовать аудиторию, держать её внимание в поле рассматриваемых проблем. На основании этих критериев выставляется оценка студенту.

По семинарским занятиям также ведётся конспект. В этом конспекте должны быть изложены планы семинарских занятий, результаты подготовки к ним студента, конспекты докладов, его собственные соображения и замечания, являющиеся результатом его работы как в процессе подготовки семинаров так и на них самих.

Важная роль в процессе преподавания философии отводится самостоятельной работе студентов. В процессе самостоятельной работы студент не только изучает учебный материал, но и приобретает необходимые умения и навыки, которые впоследствии обязательно пригодятся ему в его профессиональной деятельности.

Перед этой формой учебной деятельности ставятся следующие задачи:

- дальнейшее углубление и закрепление знаний учащихся, полученных на лекциях и семинарских занятиях;

- предусмотренное программой самостоятельное изучение отдельных тем и вопросов курса;

- самостоятельное изучение студентом интересующих его философских проблем;

- овладение студентом умениями и навыками самостоятельной работы.

В разделе VII - «Учебно-методическое обеспечение дисциплины» данной программы дан списко литературы, удобной для изучения на семинарских занятиях, подготовки докладов и рефератов, а также для самостоятельного изучения вопросов и проблем курса.

УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«Философия»

3 зач.ед.; ак.ч всего: 108, в т.ч.: 6 лекций, 2 практических.

Форма отчетности - дифференцированный зачет

Преподаватель Суховецкая Галина Владимировна

Кафедра философии и методологии науки

Курс 1, семестр 2

Направление подготовки (специальность): 44.03.01 – Педагогическое образование

Виды контрольных мероприятий Текущий контроль Рубежный контроль  
 
Модуль 1. История философии
Кроссворд -
Сообщение -
Кроссворд -
Схема -
Доклад -
Презентация -
Промежуточное тестирование -
  Модуль 2. Философское понимание мира и человека
Эссе -
Реферат -
Кроссворд -
Схема -
Доклад -
Презентация -
Промежуточное тестирование -
  Всего
  Бонусные баллы до 10 Начисляются студентам за участие в мероприятиях, соответствующих тематике курса.  
         

Преподаватель ___________________ Г.В. Суховецкая

Наши рекомендации