Миролюбие - психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть по­датливым, готовность жертвовать некоторыми своими ин­тересами во имя главного - сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стрем­ление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать ис­пытаниям свое Я.

Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важ­но еще иметь подходящий характер - мягкий, уравнове­шенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хо­рошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с не­важным характером также вынужден показывать миро­любие. Скорее всего его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и об-

стоятельствами, то есть она социогенная. В конце концов не так уж важно, что движет человеком - природа или опыт, или и то и другое вместе, - главное результат: выс­тупает ли миролюбие ведущей стратегией психологичес­кой защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие - безукоризнен­ная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях. Сплошное или слащавое миролюбие - доказательство бес­хребетности и безволия, утраты чувства собственного дос­тоинства, которое как раз и призвана оберегать психоло­гическая защита. Победитель не должен становиться тро­феем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и соче­тается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

Избегание - психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интел­лектуальных и эмоциональных ресурсов.

Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается ата­кам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Почему он так поступает?

Причины бывают разные. Избегание носит психоген­ный характер, если оно обусловлено природными особен­ностями индивида. У него слабая врожденная энергия: бед­ные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темпе­рамент.

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я. Правда, наблюдения показывают, что одного ума для до­минирующей стратегии избегания недостаточно. Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъек­тивной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценнос­тей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Наконец возможен и такой вариант, когда человек зас­тавляет себя обходить острые углы в общении и конфлик-

тные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я». Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: « не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».

Итак, что же получается? Стратегия миролюбия стро­ится на основе добротного интеллекта и уживчивого ха­рактера - весьма высокие требования к личности. Избега­ние будто бы проще, не требует особых умственных и эмо­циональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрес­сия - использовать ее в качестве стратегии защиты своего Я проще простого.

Агрессия - психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на ос­нове инстинкта.

Инстинкт агрессии - один из «большой четверки» ин­стинктов, свойственных всем животным - голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоциональ­ного реагирования. Достаточно окинуть мысленным взо­ром типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жест­ких или мягких формах. Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимо­отношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками. Агрессивных видно издалека.

Наши рекомендации