Iv. отношения между элементами матрицы

5.9. Синтагма и Система

Как уже указывалось, объект и суппорт всегда пред­ставляют собой материальные предметы (платье, костюм, воротник, клапан и т.д.), тогда как вариант - нематериаль­ный показатель. Этой неоднородности соответствует струк­турное различие: объект и суппорт образуют фрагменты ве-стиментарного пространства, это естественные, если так можно выразиться, отрезки синтагмы; напротив того, вари­ант - это запас возможностей, из которых лишь один тер­мин актуализируется в затронутом им суппорте. Таким об-

1 Нематериальность варианта по видимости нарушается в случае ви­
довых вариаций (полотно / бархат), но на самом деле здесь варьируется
лишь утверждение; см. гл. 7.

2 О структуре вариантов см. гл. 11.

разом, вариант - такая точка, где система касается уровня синтагмы. Здесь вновь обнаруживается оригинальность си­стемы Моды — по крайней мере, в сравнении с языком. В языке система, можно сказать, проступает в каждой точке синтагмы, так как в языке нет знака - фонемы или морфе­мы, - который не входил бы в некоторый ряд значимых оппозиций, или парадигм1. В одежде (одежде-описании) си­стема лишь кое-где ставит свою печать в изначально незна­чимой массе, но через посредство матрицы эта печать как бы излучается на всю вещь. Можно сказать, что в языке система имеет сущностный статус, тогда как в одежде -лишь атрибутивный; или, иначе, что в языке синтагма и система целиком заполняют оба измерения выражающего их символического пространства, а в одежде (одежде-опи­сании) эта пространственная структура как бы хромает, по­скольку ось системы прерывается инертными элементами.

5.10. Солидарность между элементами матрицы

Наилучшей метафорой, помогающей объяснить фун­кционирование матрицы OSV, пожалуй, является образ двери, запираемой на ключ. Дверь - это объект значе­ния; замок - это суппорт, а ключ - вариант. Для созда­ния смысла нужно «вставить» вариант «в» суппорт и пе­ребирать члены парадигмы, до тех пор пока не образует­ся смысл, - тогда дверь открывается, объект становится осмысленным; иногда ключ «не подходит» - вариант длины не может прилагаться к суппорту Пуговицы2; а когда он подходит, то смысл получается различным, смотря по тому, поворачивать ли ключ налево или направо, то есть говорит ли вариант длинное или короткое. В таком уст­ройстве ни один элемент не обладает смыслом сам по себе; все они как бы паразитируют один на другом, но в конеч­ном счете смысл актуализируется именно выбором вари­анта, подобно тому как дверь отпирается или запирается в зависимости от движения руки. Это значит, что между тремя элементами матрицы существует отношение соли­дарности, или, как выражаются некоторые лингвисты,

1 Как известно, парадигмы фонем прекрасно изучены в фонологии,
тогда как парадигмы монем (значащих единиц) пока лишь составляют
предмет предварительных исследований.

2 Здесь намечается одно из тех «ограничений», которые все вместе
составляют особую логику Моды (гл. 12, 1).

двойной импликации: объект и суппорт, суппорт и вари­ант взаимно предполагают друг друга1, требуют друг дру­га: ни один из элементов не встречается отдельно от дру­гих (за некоторыми исключениями терминологического порядка)2. Эта солидарность носит структурно абсолют­ный характер, но имеет различную силу в зависимости от того, находимся ли мы на уровне вестиментарной субстан­ции или же языка; объект и суппорт связаны очень силь­ной вестиментарной солидарностью, поскольку оба они равно материальны, в отличие от нематериального вари­анта; впрочем, чаще всего речь идет об одной и той же вещи (когда объект и суппорт терминологически совме­щаются) или же о вещи и ее детали (кардиган и его во­ротник); напротив, с точки зрения языка наиболее тес­ная связь существует между суппортом и вариантом, чаще всего выражаясь в автономной синтагме, как называет это А.Мартине3; в самом деле, терминологически из мат­рицы легче изъять объект, чем вариант - в высказывании шляпка с приподнятыми полями фрагмент приподнятые поля обладает достаточным (лингвистически) смыслом, тогда как фрагмент шляпка с ... полями остается недоос-мысленным4; поскольку же, кроме того, суппорт и вари­ант приходится очень часто подвергать методическим дей­ствиям, то часть матрицы, состоящую из суппорта и ва­рианта, мы будем называть модной чертой.

V. СУБСТАНЦИИ И ФОРМЫ

5.11. Распределение вестиментарньис субстанций в матрице

Каким образом вестиментарная субстанция (вещи, де­тали, ткани и т.д.) распределяется между этими тремя

1 Поэтому, вероятно, лучше было бы записывать схему матрицы как
О )( S )( V, поскольку )( - знак двойной импликации; но коль скоро здесь
только и возможно одно отношение (солидарности), то можно обойтись
без этого символа.

2 О совмещениях и расширениях элементов см. след. гл.

3 A.Martinet, Elements, p.110. Хотя чаще всего модная черта образуется
при соединении существительного с прилагательным, структурная терми­
нология все же лучше, так как она гибче.

4 Устранить многоточие - значит устранить открытость смысла, но
тем самым и изменить его (и всю матрицу):

элементами?1 Соотносится ли с каждым из них своя спе­цифическая субстанция? Являются ли кардиганы всегда объектами значения, воротники - суппортами, а запахну-тость - вариантом? Можно ли составлять устойчивые пе­речни объектов, суппортов и вариантов? Здесь следует вспомнить, какова природа каждого из этих элементов. По­скольку варианты нематериальны, то они никогда не могут субстанциально совмещаться с суппортами и объектами (од­нако вполне могут совмещаться терминологически)2: юбка, блузка, воротник, клапан никогда не могут стать вариан­том; и наоборот, никакой вариант не может быть превра­щен в объект или суппорт. Зато объекты и суппорты, буду­чи материальными, вполне могут обмениваться субстанци­ей; если журнал говорит о воротниках с приподнятыми краями, то воротник оказывается объектом, на который обращено значение, хотя в другом случае он был лишь суп­портом; достаточно, так сказать, подняться по матрице на одну ступень, чтобы объект превратился в простой суппорт3. Итак, нужно составить только два перечня — один для ва­риантов, другой, общий, — для объектов и суппортов4. От­сюда ясно, что матрица означающего в одежде-описании фактически является полуформальной-полусубстанциаль­ной, поскольку субстанция в ней подвижна, взаимозамени-ма в двух первых элементах (объекте и суппорте) и ста­бильна в третьем (варианте). Такой статус значительно от­личен от статуса языка, где любая «форма» (фонема) все­гда обладает одной и той же звуковой субстанцией (если не считать нерелевантных вариаций).

1 Субстанция понимается здесь в смысле, очень близком к ельмсле-
вовскому: как комплекс аспектов языковых явлений, которые невозможно
исчерпывающе описать, не прибегая к внеязыковым предпосылкам (ср.
L.Hjelmslev, Essais, p. 36, 106).

2 Например, в высказывании шляпка с полями, поскольку слово поля
само несет в себе собственную вариацию существования.

3 Об этой игре «ступеней» см. ниже, 6, 3 и 6, 10.

' Общий перечень объектов и суппортов будет составлен в гл. 7 и 8; перечень вариантов - в гл. 9 и 10.

СОВМЕЩЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ

Платье из хлопка в красно-белую клетку.

I.ТРАНСФОРМАЦИИ МАТРИЦЫ

6.1. Возможности трансформации матрицы

Поскольку матрица - это лишь единица означающего, то в своей показанной до сих пор канонической форме она, разумеется, не может описывать все сегменты означающего: в своем терминологическом виде такие сегменты, как пра­вило, либо слишком длинны (распашонка со сплошной зас­тежкой на спине и т.д.), либо слишком коротки (в этом году в Моде синее, то есть Мода = синее). Поэтому приходит­ся вводить две трансформации матрицы - сокращение, когда некоторые из ее элементов совпадают в одном слове, и рас­ширение, когда один и тот же элемент повторяется много раз в одной матрице или же несколько матриц сочленяются вместе. Эти возможности трансформации обусловлены дву­мя принципами: во-первых, терминологическая система нео­бязательно совпадает с вестиментарным кодом — одна из этих систем может быть «больше» или «меньше» другой, они не подчиняются одинаковой логике, не следуют одним и тем же ограничениям, чем и объясняются совмещения элементов; во-вторых, матрица есть гибкая, полуформаль­ная-полуматериальная форма1, характеризуемая соотноше­нием трех составных элементов - объекта, суппорта и ва­рианта; единственное ограничение заключается в том, что как минимум эти три элемента должны наличествовать в высказывании, чтобы соблюдалась структура смысла; но ничто не мешает им умножаться2, чем и объясняются рас-

' См выше, 5, 13

2 За исключением объекта значения, который всегда, по крайней мере в рамках одной матрицы, является единственным (см ниже, 6, 8)

ширения матриц. Что же до их сочленений, то обычно еди­ницы означающего в системе соединяются одним лишь син­таксисом. Иначе говоря, анализ любого сегмента означаю­щего подчиняется двум условиям: выделяемая матрица дол­жна содержать в себе как минимум все три своих элемента, и каждый термин сегмента должен помещаться в какой-либо матрице; матрицы должны полностью покрывать все выска­зывание, а элементы должны заполнять все позиции мат­риц: означающее наполнено значением1.

II. ПЕРЕСТАНОВКА ЭЛЕМЕНТОВ

6.2. Возможности и пределы перестановки элементов

Установленный выше порядок трех элементов матрицы (OSV) - это обычный порядок; он соответствует логике чте­ния, воссоздающей как бы наоборот процесс смыслообразова-ния и рассматривающей сперва следствие (объект значения), а уже от него восходящей к причине (варианту). Однако этот порядок не является обязательным, и журнал вполне может менять местами те или иные элементы матрицы. Свобода пе­рестановок велика, но она не является полной, подчиняясь сугубо рациональному ограничению. В самом деле, мы виде­ли, что между суппортом и вариантом имеется очень сильная языковая солидарность, а потому вполне естественно, что эту часть матрицы - модную черту - нельзя разделить. Таким образом, из шести теоретически возможных перестановок О, S и V де-юре исключаются две — те, при которых суппорт и вариант разделяются объектом2:

SOV VOS

Остальные формулы возможны - либо внутри модной черты меняются местами суппорт и вариант, либо сама мод­ная черта меняется местами с объектом, либо, наконец, про­исходят сразу обе эти перестановки:

1 Даже в том случае, когда, как уже говорилось (5, 11), смысл с
неравной плотностью распределен по длине матрицы

2 Исключение, разумеется, составляют матрицы, где происходит тер­
минологическое совмещение объекта с суппортом и где может получиться
V • (OS), как, например, в высказывании

Как и можно было ожидать, перестановка двух элемен­тов внутри модной черты (SV или VS) не имеет большого значения, так как происхождение ее - чисто языковое: на­пример, во французском языке некоторые прилагательные должны стоять до существительного, а другие после него {grand col, col ample), отчего и меняется порядок внутри модной черты. Перемещение объекта обладает большей вы­разительностью: если модная черта следует до объекта, то это ведет к семантическому подчеркиванию суппорта {та­лия выше обычной для вечернего платья). Наконец, нужно сразу же отметить, что при комбинировании нескольких матриц объект последней из них может как бы поддержи­вать несколько элементов промежуточных матриц; при этом построение высказывания перестает быть линейным и ста­новится архитектоническим; нельзя сказать, что объект рас­полагается до или после коррелятивных с ним элементов, -он просто имеет равную протяженность с ними1. Разумеет­ся, все эти перестановки тесно зависят от структуры фран­цузского языка; если Мода начнет выражаться на флексив-ном языке вроде латинского, то может оказаться, что в ней постоянно соблюдается порядок (OSV)2.

' Пример:

В некоторых случаях архитектоническая схема необходима и для описания единичной матрицы:

2 В русском языке, как видно из перевода ряда приводившихся выше примеров, преобладающим порядком является OVS. - Прим. перев.

III. СОВМЕЩЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

6.3. Совмещение О и S

Выше уже указывалось, что две формы могут получать одинаковую субстанцию, а стало быть и одинаковое имя: при этом имеет место терминологическое совмещение двух элементов матрицы в одном слове. Так происходит при сгу­щениях объекта и суппорта: в нынешнем году воротники будут нараспашку. Терминологическое сгущение нимало не разрушает различие структурных функций объекта и суппорта; можно даже сказать, что в воротнике нараспаш­ку воротник, материально получающий признак открытос­ти (то есть воротник нынешнего года), и воротник, к кото­рому обращен смысл Моды (то есть воротник вообще), -это два разных воротника: по сути дела, в нынешнем году воротник как родовая категория (объект значения) актуа­лизируется в воротнике нараспашку (в этом случае ворот­ник - суппорт). Как обычно происходят такие сгущения объекта и суппорта? Сгущение можно уподобить узлу, ко­торым внезапно прерывается гладкая протяженность цепоч­ки: стоит журналу при описании вещи остановить смысл на воротнике, то есть на какой-то момент перестать его выс­казывать, как суппорт буквально сталкивается с объектом, наполняет его собой и сливается с ним; если же журнал растягивает свою речь и продолжает смысл после упомина­ния воротника, то получается нормальная матрица из трех эксплицитных элементов; таким образом, во всех сгущен­ных матрицах имплицитно отсекается сравнительно удален­ный объект и смысл возвращается к уже пройденному суп­порту: в высказывании открытый воротник в Моде ворот­ник приобретает смысловое обозначение, в других местах относящееся к эксплицитному объекту (блузка с откры­тым воротником). Очевидно, это явление имеет общий характер - оно позволяет понять, что описание извлекает некоторую смысловую организацию из самых своих преде­лов (а не только из своей протяженности): говорить - зна­чит не только упоминать и опускать какие-то факты, но также и делать остановки и, в зависимости от их места, по-новому структурировать речь; происходит обращение смыс­ла, от границ высказывания он обращается в центр.

6.4. Совмещение S и V

Как мы видели, чаще всего модная черта (соединение суппорта и варианта) образуется автономной синтагмой1, обычно состоящей из существительного с определением {.от­крытый воротник, выпуклая шапочка, двойное длинное оже­релье, разрез на боку и т.д.). Но именно потому, что, с одной стороны, модная черта обладает сильной языковой связностью, а с другой стороны, два ее элемента материаль­но неоднородны, для языка нет пользы совмещать суппорт и вариант: обыкновенно оба эти термина именуются, они лингвистически стереотипны и субстанциально различны. Поэтому, чтобы возникло совмещение суппорта и варианта, вариант должен утратить свою атрибутивность (которую выражает, например, прилагательное, относящееся к суще­ствительному) и начал существовать именно как суппорт. Этим объясняется, что совмещение элементов модной черты встречается лишь для вариантов двух типов — вариантов существования и видовых вариантов (мы вынуждены здесь раньше времени сослаться на перечень вариантов)2. В са­мом деле, если значение высказывания зависит от наличия или отсутствия некоторой детали, то именование этой дета­ли как суппорта с неизбежностью поглощает собой выраже­ние варианта, поскольку суппорт здесь поддерживает одно лишь свое существование или нехватку: пояс со свисающим концом означает пояс, у которого свисает конец; таким об­разом, свисающий конец в первом высказывании является одновременно суппортом как материя и вариантом - как утверждение того, что эта материя существует. Напротив, в случае с вариантом вида можно сказать, что здесь уже вариант поглощает суппорт, - когда, например, все выс­казывание составляют слова платье из полотна, то воз­никает искушение охарактеризовать платье как совмеще­ние объекта и суппорта, а полотно - как вариант (в отли­чие, например, от бархата, шелка и т.д.); но ведь вари­ант нематериален, и полотно не может непосредственно служить вариантом; на самом деле здесь сама материаль­ность ткани служит опорой для номинальной вариации вида (лен / бархат / шелк и т.д.), то есть между объектом значения (платьем) и различием видов необходимо все-таки

' См. выше, 5, 12. 2 См. ниже, гл. 9.

поместить посредующее звено - материальный суппорт, пусть и в форме сугубо родовой категории ткань, термино­логическое выражение которой совпадает с наименованием вида: полотно является суппортом как недифференциро­ванный материал (как ткань) и вариантом как утверждение (то есть как выбор) некоторого вида1; это хорошо выража­ется высказыванием типа платье из полотняной ткани; поскольку видовое утверждение - очень богатый вариант2, то и совмещение суппорта с вариантом встречается очень часто: оно обнаруживается, к примеру, во всех высказыва­ниях, содержащих упоминание о каком-либо виде ткани, цвета или узора: полотняное платье (из полотняной тка­ни), белая блузка (белого цвета), клетчатый поплин (с клетчатым узором). Итак, модная черта измеряется ровно одним словом всякий раз, когда изначальным источником смысла является простое утверждение о существовании или же о виде, так как язык не может что-либо наимено­вать, не придав ему тем самым существование или видо­вую спецификацию3.

6.5. Совмещение О, S и V

Наконец, объект значения вполне может совместиться с модной чертой, является ли последняя нормально развер­нутой или сгущенной. В первом случае суппорт и вариант остаются раздельными, а объект значения как бы подразу­мевается модной чертой в целом; если в журнале написано: для весны — этот костюм и шапочка к нему, то ясно, что объектом значения является комплект из костюма и шапоч­ки, что смысл возникает не из одного или другого элемен­та, а из их сочетания; таким образом, объект значения — это весь костюм, терминологическое выражение которого со­впадает здесь с его составными частями и вариантом, при­дающим ему значимость4. Во втором случае сегмент означа­ющего сводится к одному слову; возьмем высказывание в нынешнем году в Моде синее: здесь синее является одно-

1 См. ниже, гл. 7 - о видовом утверждении.

2 Вариант бывает богатым не обязательно потому, что в его пара­
дигме много терминов, но потому, что он может прилагаться к большо­
му числу суппортов: это его «синтагматическая эффективность» (см.
ниже, 12, 2).

3 О видовой спецификации см. ниже, 7, 4.

4

временно объектом, суппортом и вариантом - обобщенный цвет и поддерживает и получает значение, а утверждение видовой категории синее образует его1. Такой исключительно сильный эллипсис хорошо подходит для общих рубрик мод­ного журнала, для полосных заголовков: в краткой формуле, состоящей из одного слова («Платья-рубашки», «Полотно»), можно прочесть и означаемое (Мода нынешнего года), и оз­начающее, которое само состоит из объекта значения, суппор­та (род платьев-рубашек, ткань) и видового утверждения2.

IV. УМНОЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

6.6. Умножение S

Поскольку каждый из элементов матрицы представляет собой «форму», то в принципе ее можно «наполнять» одно­временно разными субстанциями3; матрица может расши­ряться путем умножения некоторых своих элементов. Час­то, к примеру, в одной матрице встречаются два суппорта: в частности, так обстоит дело со всеми матрицами, содер­жащими вариант соединения, поскольку этому варианту именно и свойственно опираться на два (как минимум) фрагмента одежды; вот классический пример - блузка с шарфиком в горловине4 (благо здесь нет никакого эллипси­са). Однако наиболее распространен случай матриц, где объект частично совмещен с одним из двух суппортов -например, блузка, заправленная в юбку: объектом значе­ния является блузка, но одновременно она служит и час­тичным суппортом для варианта выступания3. Разумеется, в высказываниях такого типа объект чаще совмещается с первым суппортом, потому что сам язык (а перед нами ведь одежда-описание) придает стилистическое преимущество тому термину, который помещается во главе периода; отсю-

' Мода нынешний год

2 Исключается лишь один вид совмещения, совмещение О и V,
когда S остается эксплицитным, - по той же причине, по какой нельзя
вставлять объект между суппортом и вариантом (см. выше, 6, 2).

3 За исключением объекта значения, который всегда остается еди­
ничным, как мы это увидим в 6, 8.

ПО

да ясно, что обыкновенная «деталь» вполне может стать объектом значения, даже сочетаясь с материально более крупным суппортом; так, в высказывании браслет в тон с платьем речь идет главным образом о браслете, именно к нему стараются привлечь внимание, именно он является объектом значения, хотя платье и крупнее браслета1. Дей­ствительно, одно из оправданий системы Моды в том, что она придает как минимум равную семантическую силу мате­риально несоразмерным элементам и противопоставляет при­митивному закону количества компенсаторную функцию.

6.7. Умножение V

Поскольку на пути от объекта к варианту матрица все более истончается, то естественно, что варианты могут ум­ножаться легче, чем суппорты; чем ближе к объекту зна­чения, тем плотнее становится матрица и тем труднее -накопление элементов; наоборот, чем дальше от объекта, тем элементы матрицы свободнее в силу своей абстрактнос­ти. Поэтому на одном суппорте зачастую встречается по нескольку разных вариантов. В высказывании блузка с разрезом с одного боку (то есть блузка, один из боков кото­рой разрезан) суппорт равно поддерживает два варианта: прорезь (с разрезом) и число (один)2. А вот высказывание, где встречается не менее четырех вариантов: настоящая китайская туника, плоская и с разрезом3. Впрочем, впол­не возможно, что на уровне языка один вариант модифици­рует другой вариант, а не поддерживающий их оба суп­порт: в высказывании бретельки крест-накрест на спине вариант положения (на спине) модифицирует вариант за-пахнутости (крест-накрестУ. В том, что вариантные тер­мины скапливаются таким образом в одной точке, а суппорт даже соприкасается с одним из вариантов лишь через по­средство другого варианта, нет ничего удивительного: mutatis mutandis и в языковой форме chanterons [споем] маркеры множественного числа и будущего времени тоже поддержи-

1

2 3 4

ваются одним и тем же корнем, который играет несущую роль (chant-)K Здесь достаточно будет провести различе­ние между обычными вариантами, способными модифици­ровать как суппорты, так и другие варианты, и специаль­ными вариантами, которые всегда модифицируют только другой вариант; такими специальными вариантами являют­ся интенсивы, или варианты степени (небрежно в высказы­вании небрежно завязанный); их следует выделить особо, так как если нам нужно составить перечень модных черт (SV), то интенсивы не могут непосредственно входить в него, поскольку они никогда не привязаны к какому-либо суппорту; приходится рассматривать их соединение с вари­антами, а не с суппортами2.

6.8. Единичность О

Лишь один элемент не может умножаться внутри одной и той же матрицы - это объект значения3. Вполне нормально, что Мода не умножает объект матрицы: вся структура одеж­ды-описания имеет, так сказать, нарастающий характер; пройдя через лабиринт порой далеких друг от друга элементов, нуж­но свести смысл к одному-единственному объекту; собствен­но, целью системы Моды и является такое трудное сведение многого к одному; ибо требуется, с одной стороны, сохранить многообразие одежды, ее дисконтинуальность, изобилие со­ставных частей, а с другой стороны, ввести это изобилие в рамки, наложить на него единый смысл, одну-единственную направленность. Итак, в конечном счете именно единичнос­тью объекта значения гарантируется единство матрицы; проч­но опираясь на свой единственный объект, она может свобод­но манипулировать своими суппортами и вариантами, не рис­куя развалиться. А поскольку, с другой стороны, матрицы комбинируются между собой по конвергентной схеме4, то все

1 На этом аналогия прекращается, так как в отличие от вестиментар-
ного суппорта корень chant- является семантемой: он сам по себе обладает
смыслом, это не инертный суппорт.

2 См. ниже, гл. 10, 10.

3 Теперь мы можем уточнить, что единичность объекта служит для
определения матрицы (матрица - это то, в чем содержится один и только
один объект значения) и, шире, всего сегмента означающего в целом, со­
стоящего из матриц: этот сегмент, как мы сейчас увидим, в конечном счете
содержит в себе только один объект значения, покрывающий собой все
матрицы, из сочленения которых его удалось выделить.

f См. следующие параграфы.

высказывание в итоге оказывается заполнено одной-единствен-ной матрицей, распространяющейся на все остальные; и объект этой последней матрицы, будучи единственным, вбирает в себя весь смысл, последовательно вырабатывавшийся на уровне предшествующих матриц; по сути, на единичности объекта значения зиждется все строение системы Моды.

V. АРХИТЕКТУРА МАТРИЦ

6.9. Делегирование матрицы в элемент или группу элементов

Комбинирование матриц между собой внутри одного выс­казывания основывается на том, что каждая из них может замещаться элементом или группой элементов другой мат­рицы - естественно, более широкой, чем она; таким образом, матрицы сочленяются не просто по принципу линейного со­единения, как слова во фразе, а в форме своеобразного кон­трапункта, образуя нарастающую архитектуру: обычно выс­казывание в конечном счете занято одной матрицей, которая «вбирает» в себя все остальные. Возьмем такую уже полносо­ставную матрицу: белые петлицы (О (SV)): в качестве мате­риального элемента (пусть даже и обладающего качеством-вариантом) эти белые петлицы вполне можут выполнять ка­кую-нибудь частную функцию в другой, более крупной мат­рице - там они будут, например, лишь объектом или суппор­том; если белые петлицы должны подходить по тону к пугови­цам (белые петлицы и белые пуговицы), то и петлицы (бе­лые) и пуговицы (белые) оказываются лишь суппортами для нового варианта сочетания, а имплицитным объектом значе­ния становится весь костюм в целом:

Таким образом, высказывание включает в себя три матрицы, из которых последняя (О SI S2 V) имеет ту же протяженность, что две первых, поскольку каждый из ее суппортов «замещает собой» целую полную матрицу. Можно сказать, что при подобном синтаксическом разви­тии матрица как бы доверяет некоторому элементу дру-

гой матрицы представлять себя и передавать часть своего смысла матрице окончательного уровня. Матрицы могут делегироваться в элемент или группу элементов, если это элементы совмещенные. Однако не все формулы такого делегирования возможны: вариант не может представлять целую матрицу, так как он нематериален, а матрица, имея объект и суппорт, неизбежно содержит в себе некую вес-тиментарную материю1; отсюда следует, что «острие» смысла (вариант) всегда находится в одиночестве (по от­ношению к «представляющим» элементам) и как бы тя­нет за собой весь смысл наподобие коренника в упряжке; это очень хорошо ощущается в концевых матрицах, где скудость варианта контрастирует с массивностью суппорта и объекта. Кроме того, группа OV также не может пред­ставлять никакую другую матрицу, поскольку вариант не может совмещаться с объектом без посредства суппорта. Итак, получаются следующие схемы делегирования:

I. Элементы:

II. Группы элементов:

1 При терминологическом развитии высказывания типа поплин в жел­
тый горошек может на первый взгляд показаться, что первичная матрица
(желтый горошек) становится просто вариантом матрицы вторичной-

На самом же деле второй вариант - это вариант существования, и пра­вильной схемой будет такая

Желтый горошек служит лишь суппортом своего собственного существования.

2 Все первичные матрицы, вводимые предлогом «с», становятся в
матрице следующего уровня модной чертой (SV), где вариант — вариант
существования: с жакетным воротником / без жакетного воротника

6.10. Пирамида смысла

В принципе отношение, которым регулируется соеди­нение единиц означающего (матриц), - это отношение про­стой комбинации (а не солидарности или импликации, как в других видах синтаксиса); формально ни одна матрица не предполагает другую, каждая из них может быть само­достаточной. Однако это особенное отношение комбинации, поскольку матрицы сочленяются посредством развития, а не сложения. У нас никогда не получится последователь­ность типа OSV+OSV+OSV и т.д.; даже если и кажется, что две матрицы просто следуют одна за другой, на самом деле обе их включает в себя и поддерживает третья, более широкая матрица. Можно сказать, что одежда-описание строится по принципу увеличения, как музыкальный ка­нон, или же в форме опрокинутой пирамиды: основание (верх) этой пирамиды занято одновременно первичными матрицами1, частными смыслами описываемого комплекса и его буквальным выражением; а вершина (низ) пирамиды — это последняя из вторичных матриц, которая вбирает и вы­ражает собой все матрицы, ранее способствовавшие ее со­зданию, а тем самым предлагает для понимания - или даже для чтения - некий единый и окончательный смысл. Подоб­ная архитектура обладает вполне определенным действием. С одной стороны, она делает возможным разлитие вести-ментарного смысла на всем протяжении высказывания и тем самым предохраняет единство окончательного смысла: драгоценный секрет модного смысла как бы заключен в окон­чательной матрице (особенно в ее варианте), сколько бы подготовительных матриц ей ни предшествовало; настоящий модный смысл петлиц и пуговиц возникает не от их белиз­ны, а от их сочетания. А с другой стороны, благодаря такой архитектуре высказывание становится похоже на ступенча­тое устройство: смысл держится на последней ступени, и

1 Первичной матрицей мы будем называть здесь такую матрицу, ни один из элементов которой не представляет собой другой матрицы, а вто­ричной матрицей - такую, в которой хотя бы один элемент является «пред­ставителем».

если у нас на одну ступень больше или меньше, то от этого меняется все распределение субстанций вдоль матриц1; смысл, возникающий в последнюю очередь, - это всегда смысл, заслуживающий упоминания, но он не обязательно располагается в конце фразы - высказывание обладает глу­биной, оно воспринимается (на уровне языка) по поверх­ности, как речевая цепь, но прочитывается (на уровне одеж­ды) в глубину (через архитектуру матриц), как хорошо видно на следующем примере:

1. 2. 3.

В этом высказывании как бы три смысловых слоя: пер­вый образуется видами материалов и цветов, используемы­ми в описываемой вещи (хлопок, красное, белое); второй -сочетанием красных и белых клеток; третий - существова­нием составной единицы, образуемой красными и белыми клетками на платье из хлопка; этот окончательный смысл был бы невозможен без упоминания смыслов подготовитель­ных; и однако же именно на нем сосредоточено острие со­общения Моды.

6.11. Томографический синтаксис

Чтобы понять оригинальность такого архитектурного синтаксиса, следует вновь обратиться к естественному язы­ку. Для языка характерно двойное членение: в нем система «звуков» (фонем) дублируется системой «слов» (монем); а в одежде-описании тоже имеется две системы - система форм матрицы (OSV) и система самих матриц. Но этим сходство и ограничивается: ведь в языке единицы каждой системы связаны отношениями чистой комбинаторики, тогда как в одеж­де-описании единицы матрицы солидарны между собой - ком­бинируются только сами матрицы. Да и их комбинаторика ничем не походит на языковой синтаксис: в синтаксисе одеж­ды-описания нет ни сочинения, ни управления, между мат-

1 В высказывании поплин в горошек смысл опирается на оппозицию одной видовой категории узора (горошек) другим, неназванным; в высказы­вании же поплин в желтый горошек вид узора уже не несет прямой ответ­ственности за построение смысла, который зависит одновременно от желтого цвета (в отличие от других цветов) и от существования единицы желтый горошек (в отличие от ее отсутствия).

рицами не бывает ни примыкания, ни (линейного) подчи­нения; они порождают друг друга путем субстанциального расширения (красные и белые клетки образуют целое, пре­восходящее каждую из своих частей) и формального сокра­щения (целая матрица становится простым элементом сле­дующей матрицы). Можно сказать, что синтаксис одежды-описания - это гомографический синтаксис, поскольку это синтаксис соответствия, а не сочленения.

VI. СТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ

6.12. Стандартные формы (OS) V и О (SV)

Элементы матрицы (О, S, V) - это формы, свобода образования которых ограничивается лишь правилом рас­пределения субстанций (О и S - материальны, а V - нема­териален). Аналогом матрицы может служить pattern, a аналогом ее элементов — pattern-points, как их определяют некоторые лингвисты1: каждый pattern-point обладает не­которым потенциалом субстанции, но, разумеется, бывают такие субстанции, которые чаще других заполняют неко­торые формы. Самые частые, то есть самые сильные patterns - это матрицы типа О (SV), где объект образует­ся некоторой вещью или деталью, а модная черта (SV) -материалом, цветом или узором, обладающими видовой ва­риацией2 (платье из фланели, белый пиджак, поплин в клет­ку); матрицы типа (OS) V, где объект-суппорт образуется некоторой вещью или деталью, а вариант - качественным определением (куртка с разрезом, бретельки крест-накрест, широкая блузка и т.д.); наконец, как мы установили при анализе некоторых примеров, среди вторичных матриц са­мый сильный pattern образуется присоединением первич­ной матрицы к вторичной, в которой она занимает место модной черты (SV) и функционирует как вариант существо­вания (поплин в желтый горошек). Поскольку такие patterns размещаются в высказывании сплошным блоком, то их мож­но рассматривать как стандартные формы, подобные «эле­ментарным конфигурациям» или «кирпичикам» в устрой-

1 Kenneth L.Pike, «A problem in morphology-syntax», Acta linguistica, V, 3,
p. 125. Pattern: John came; pattern-points: John

Наши рекомендации