Iv. отношения между элементами матрицы
5.9. Синтагма и Система
Как уже указывалось, объект и суппорт всегда представляют собой материальные предметы (платье, костюм, воротник, клапан и т.д.), тогда как вариант - нематериальный показатель. Этой неоднородности соответствует структурное различие: объект и суппорт образуют фрагменты ве-стиментарного пространства, это естественные, если так можно выразиться, отрезки синтагмы; напротив того, вариант - это запас возможностей, из которых лишь один термин актуализируется в затронутом им суппорте. Таким об-
1 Нематериальность варианта по видимости нарушается в случае ви
довых вариаций (полотно / бархат), но на самом деле здесь варьируется
лишь утверждение; см. гл. 7.
2 О структуре вариантов см. гл. 11.
разом, вариант - такая точка, где система касается уровня синтагмы. Здесь вновь обнаруживается оригинальность системы Моды — по крайней мере, в сравнении с языком. В языке система, можно сказать, проступает в каждой точке синтагмы, так как в языке нет знака - фонемы или морфемы, - который не входил бы в некоторый ряд значимых оппозиций, или парадигм1. В одежде (одежде-описании) система лишь кое-где ставит свою печать в изначально незначимой массе, но через посредство матрицы эта печать как бы излучается на всю вещь. Можно сказать, что в языке система имеет сущностный статус, тогда как в одежде -лишь атрибутивный; или, иначе, что в языке синтагма и система целиком заполняют оба измерения выражающего их символического пространства, а в одежде (одежде-описании) эта пространственная структура как бы хромает, поскольку ось системы прерывается инертными элементами.
5.10. Солидарность между элементами матрицы
Наилучшей метафорой, помогающей объяснить функционирование матрицы OSV, пожалуй, является образ двери, запираемой на ключ. Дверь - это объект значения; замок - это суппорт, а ключ - вариант. Для создания смысла нужно «вставить» вариант «в» суппорт и перебирать члены парадигмы, до тех пор пока не образуется смысл, - тогда дверь открывается, объект становится осмысленным; иногда ключ «не подходит» - вариант длины не может прилагаться к суппорту Пуговицы2; а когда он подходит, то смысл получается различным, смотря по тому, поворачивать ли ключ налево или направо, то есть говорит ли вариант длинное или короткое. В таком устройстве ни один элемент не обладает смыслом сам по себе; все они как бы паразитируют один на другом, но в конечном счете смысл актуализируется именно выбором варианта, подобно тому как дверь отпирается или запирается в зависимости от движения руки. Это значит, что между тремя элементами матрицы существует отношение солидарности, или, как выражаются некоторые лингвисты,
1 Как известно, парадигмы фонем прекрасно изучены в фонологии,
тогда как парадигмы монем (значащих единиц) пока лишь составляют
предмет предварительных исследований.
2 Здесь намечается одно из тех «ограничений», которые все вместе
составляют особую логику Моды (гл. 12, 1).
двойной импликации: объект и суппорт, суппорт и вариант взаимно предполагают друг друга1, требуют друг друга: ни один из элементов не встречается отдельно от других (за некоторыми исключениями терминологического порядка)2. Эта солидарность носит структурно абсолютный характер, но имеет различную силу в зависимости от того, находимся ли мы на уровне вестиментарной субстанции или же языка; объект и суппорт связаны очень сильной вестиментарной солидарностью, поскольку оба они равно материальны, в отличие от нематериального варианта; впрочем, чаще всего речь идет об одной и той же вещи (когда объект и суппорт терминологически совмещаются) или же о вещи и ее детали (кардиган и его воротник); напротив, с точки зрения языка наиболее тесная связь существует между суппортом и вариантом, чаще всего выражаясь в автономной синтагме, как называет это А.Мартине3; в самом деле, терминологически из матрицы легче изъять объект, чем вариант - в высказывании шляпка с приподнятыми полями фрагмент приподнятые поля обладает достаточным (лингвистически) смыслом, тогда как фрагмент шляпка с ... полями остается недоос-мысленным4; поскольку же, кроме того, суппорт и вариант приходится очень часто подвергать методическим действиям, то часть матрицы, состоящую из суппорта и варианта, мы будем называть модной чертой.
V. СУБСТАНЦИИ И ФОРМЫ
5.11. Распределение вестиментарньис субстанций в матрице
Каким образом вестиментарная субстанция (вещи, детали, ткани и т.д.) распределяется между этими тремя
1 Поэтому, вероятно, лучше было бы записывать схему матрицы как
О )( S )( V, поскольку )( - знак двойной импликации; но коль скоро здесь
только и возможно одно отношение (солидарности), то можно обойтись
без этого символа.
2 О совмещениях и расширениях элементов см. след. гл.
3 A.Martinet, Elements, p.110. Хотя чаще всего модная черта образуется
при соединении существительного с прилагательным, структурная терми
нология все же лучше, так как она гибче.
4 Устранить многоточие - значит устранить открытость смысла, но
тем самым и изменить его (и всю матрицу):
элементами?1 Соотносится ли с каждым из них своя специфическая субстанция? Являются ли кардиганы всегда объектами значения, воротники - суппортами, а запахну-тость - вариантом? Можно ли составлять устойчивые перечни объектов, суппортов и вариантов? Здесь следует вспомнить, какова природа каждого из этих элементов. Поскольку варианты нематериальны, то они никогда не могут субстанциально совмещаться с суппортами и объектами (однако вполне могут совмещаться терминологически)2: юбка, блузка, воротник, клапан никогда не могут стать вариантом; и наоборот, никакой вариант не может быть превращен в объект или суппорт. Зато объекты и суппорты, будучи материальными, вполне могут обмениваться субстанцией; если журнал говорит о воротниках с приподнятыми краями, то воротник оказывается объектом, на который обращено значение, хотя в другом случае он был лишь суппортом; достаточно, так сказать, подняться по матрице на одну ступень, чтобы объект превратился в простой суппорт3. Итак, нужно составить только два перечня — один для вариантов, другой, общий, — для объектов и суппортов4. Отсюда ясно, что матрица означающего в одежде-описании фактически является полуформальной-полусубстанциальной, поскольку субстанция в ней подвижна, взаимозамени-ма в двух первых элементах (объекте и суппорте) и стабильна в третьем (варианте). Такой статус значительно отличен от статуса языка, где любая «форма» (фонема) всегда обладает одной и той же звуковой субстанцией (если не считать нерелевантных вариаций).
1 Субстанция понимается здесь в смысле, очень близком к ельмсле-
вовскому: как комплекс аспектов языковых явлений, которые невозможно
исчерпывающе описать, не прибегая к внеязыковым предпосылкам (ср.
L.Hjelmslev, Essais, p. 36, 106).
2 Например, в высказывании шляпка с полями, поскольку слово поля
само несет в себе собственную вариацию существования.
3 Об этой игре «ступеней» см. ниже, 6, 3 и 6, 10.
' Общий перечень объектов и суппортов будет составлен в гл. 7 и 8; перечень вариантов - в гл. 9 и 10.
СОВМЕЩЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ
Платье из хлопка в красно-белую клетку.
I.ТРАНСФОРМАЦИИ МАТРИЦЫ
6.1. Возможности трансформации матрицы
Поскольку матрица - это лишь единица означающего, то в своей показанной до сих пор канонической форме она, разумеется, не может описывать все сегменты означающего: в своем терминологическом виде такие сегменты, как правило, либо слишком длинны (распашонка со сплошной застежкой на спине и т.д.), либо слишком коротки (в этом году в Моде синее, то есть Мода = синее). Поэтому приходится вводить две трансформации матрицы - сокращение, когда некоторые из ее элементов совпадают в одном слове, и расширение, когда один и тот же элемент повторяется много раз в одной матрице или же несколько матриц сочленяются вместе. Эти возможности трансформации обусловлены двумя принципами: во-первых, терминологическая система необязательно совпадает с вестиментарным кодом — одна из этих систем может быть «больше» или «меньше» другой, они не подчиняются одинаковой логике, не следуют одним и тем же ограничениям, чем и объясняются совмещения элементов; во-вторых, матрица есть гибкая, полуформальная-полуматериальная форма1, характеризуемая соотношением трех составных элементов - объекта, суппорта и варианта; единственное ограничение заключается в том, что как минимум эти три элемента должны наличествовать в высказывании, чтобы соблюдалась структура смысла; но ничто не мешает им умножаться2, чем и объясняются рас-
' См выше, 5, 13
2 За исключением объекта значения, который всегда, по крайней мере в рамках одной матрицы, является единственным (см ниже, 6, 8)
ширения матриц. Что же до их сочленений, то обычно единицы означающего в системе соединяются одним лишь синтаксисом. Иначе говоря, анализ любого сегмента означающего подчиняется двум условиям: выделяемая матрица должна содержать в себе как минимум все три своих элемента, и каждый термин сегмента должен помещаться в какой-либо матрице; матрицы должны полностью покрывать все высказывание, а элементы должны заполнять все позиции матриц: означающее наполнено значением1.
II. ПЕРЕСТАНОВКА ЭЛЕМЕНТОВ
6.2. Возможности и пределы перестановки элементов
Установленный выше порядок трех элементов матрицы (OSV) - это обычный порядок; он соответствует логике чтения, воссоздающей как бы наоборот процесс смыслообразова-ния и рассматривающей сперва следствие (объект значения), а уже от него восходящей к причине (варианту). Однако этот порядок не является обязательным, и журнал вполне может менять местами те или иные элементы матрицы. Свобода перестановок велика, но она не является полной, подчиняясь сугубо рациональному ограничению. В самом деле, мы видели, что между суппортом и вариантом имеется очень сильная языковая солидарность, а потому вполне естественно, что эту часть матрицы - модную черту - нельзя разделить. Таким образом, из шести теоретически возможных перестановок О, S и V де-юре исключаются две — те, при которых суппорт и вариант разделяются объектом2:
SOV VOS
Остальные формулы возможны - либо внутри модной черты меняются местами суппорт и вариант, либо сама модная черта меняется местами с объектом, либо, наконец, происходят сразу обе эти перестановки:
1 Даже в том случае, когда, как уже говорилось (5, 11), смысл с
неравной плотностью распределен по длине матрицы
2 Исключение, разумеется, составляют матрицы, где происходит тер
минологическое совмещение объекта с суппортом и где может получиться
V • (OS), как, например, в высказывании
Как и можно было ожидать, перестановка двух элементов внутри модной черты (SV или VS) не имеет большого значения, так как происхождение ее - чисто языковое: например, во французском языке некоторые прилагательные должны стоять до существительного, а другие после него {grand col, col ample), отчего и меняется порядок внутри модной черты. Перемещение объекта обладает большей выразительностью: если модная черта следует до объекта, то это ведет к семантическому подчеркиванию суппорта {талия выше обычной для вечернего платья). Наконец, нужно сразу же отметить, что при комбинировании нескольких матриц объект последней из них может как бы поддерживать несколько элементов промежуточных матриц; при этом построение высказывания перестает быть линейным и становится архитектоническим; нельзя сказать, что объект располагается до или после коррелятивных с ним элементов, -он просто имеет равную протяженность с ними1. Разумеется, все эти перестановки тесно зависят от структуры французского языка; если Мода начнет выражаться на флексив-ном языке вроде латинского, то может оказаться, что в ней постоянно соблюдается порядок (OSV)2.
' Пример:
В некоторых случаях архитектоническая схема необходима и для описания единичной матрицы:
2 В русском языке, как видно из перевода ряда приводившихся выше примеров, преобладающим порядком является OVS. - Прим. перев.
III. СОВМЕЩЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
6.3. Совмещение О и S
Выше уже указывалось, что две формы могут получать одинаковую субстанцию, а стало быть и одинаковое имя: при этом имеет место терминологическое совмещение двух элементов матрицы в одном слове. Так происходит при сгущениях объекта и суппорта: в нынешнем году воротники будут нараспашку. Терминологическое сгущение нимало не разрушает различие структурных функций объекта и суппорта; можно даже сказать, что в воротнике нараспашку воротник, материально получающий признак открытости (то есть воротник нынешнего года), и воротник, к которому обращен смысл Моды (то есть воротник вообще), -это два разных воротника: по сути дела, в нынешнем году воротник как родовая категория (объект значения) актуализируется в воротнике нараспашку (в этом случае воротник - суппорт). Как обычно происходят такие сгущения объекта и суппорта? Сгущение можно уподобить узлу, которым внезапно прерывается гладкая протяженность цепочки: стоит журналу при описании вещи остановить смысл на воротнике, то есть на какой-то момент перестать его высказывать, как суппорт буквально сталкивается с объектом, наполняет его собой и сливается с ним; если же журнал растягивает свою речь и продолжает смысл после упоминания воротника, то получается нормальная матрица из трех эксплицитных элементов; таким образом, во всех сгущенных матрицах имплицитно отсекается сравнительно удаленный объект и смысл возвращается к уже пройденному суппорту: в высказывании открытый воротник в Моде воротник приобретает смысловое обозначение, в других местах относящееся к эксплицитному объекту (блузка с открытым воротником). Очевидно, это явление имеет общий характер - оно позволяет понять, что описание извлекает некоторую смысловую организацию из самых своих пределов (а не только из своей протяженности): говорить - значит не только упоминать и опускать какие-то факты, но также и делать остановки и, в зависимости от их места, по-новому структурировать речь; происходит обращение смысла, от границ высказывания он обращается в центр.
6.4. Совмещение S и V
Как мы видели, чаще всего модная черта (соединение суппорта и варианта) образуется автономной синтагмой1, обычно состоящей из существительного с определением {.открытый воротник, выпуклая шапочка, двойное длинное ожерелье, разрез на боку и т.д.). Но именно потому, что, с одной стороны, модная черта обладает сильной языковой связностью, а с другой стороны, два ее элемента материально неоднородны, для языка нет пользы совмещать суппорт и вариант: обыкновенно оба эти термина именуются, они лингвистически стереотипны и субстанциально различны. Поэтому, чтобы возникло совмещение суппорта и варианта, вариант должен утратить свою атрибутивность (которую выражает, например, прилагательное, относящееся к существительному) и начал существовать именно как суппорт. Этим объясняется, что совмещение элементов модной черты встречается лишь для вариантов двух типов — вариантов существования и видовых вариантов (мы вынуждены здесь раньше времени сослаться на перечень вариантов)2. В самом деле, если значение высказывания зависит от наличия или отсутствия некоторой детали, то именование этой детали как суппорта с неизбежностью поглощает собой выражение варианта, поскольку суппорт здесь поддерживает одно лишь свое существование или нехватку: пояс со свисающим концом означает пояс, у которого свисает конец; таким образом, свисающий конец в первом высказывании является одновременно суппортом как материя и вариантом - как утверждение того, что эта материя существует. Напротив, в случае с вариантом вида можно сказать, что здесь уже вариант поглощает суппорт, - когда, например, все высказывание составляют слова платье из полотна, то возникает искушение охарактеризовать платье как совмещение объекта и суппорта, а полотно - как вариант (в отличие, например, от бархата, шелка и т.д.); но ведь вариант нематериален, и полотно не может непосредственно служить вариантом; на самом деле здесь сама материальность ткани служит опорой для номинальной вариации вида (лен / бархат / шелк и т.д.), то есть между объектом значения (платьем) и различием видов необходимо все-таки
' См. выше, 5, 12. 2 См. ниже, гл. 9.
поместить посредующее звено - материальный суппорт, пусть и в форме сугубо родовой категории ткань, терминологическое выражение которой совпадает с наименованием вида: полотно является суппортом как недифференцированный материал (как ткань) и вариантом как утверждение (то есть как выбор) некоторого вида1; это хорошо выражается высказыванием типа платье из полотняной ткани; поскольку видовое утверждение - очень богатый вариант2, то и совмещение суппорта с вариантом встречается очень часто: оно обнаруживается, к примеру, во всех высказываниях, содержащих упоминание о каком-либо виде ткани, цвета или узора: полотняное платье (из полотняной ткани), белая блузка (белого цвета), клетчатый поплин (с клетчатым узором). Итак, модная черта измеряется ровно одним словом всякий раз, когда изначальным источником смысла является простое утверждение о существовании или же о виде, так как язык не может что-либо наименовать, не придав ему тем самым существование или видовую спецификацию3.
6.5. Совмещение О, S и V
Наконец, объект значения вполне может совместиться с модной чертой, является ли последняя нормально развернутой или сгущенной. В первом случае суппорт и вариант остаются раздельными, а объект значения как бы подразумевается модной чертой в целом; если в журнале написано: для весны — этот костюм и шапочка к нему, то ясно, что объектом значения является комплект из костюма и шапочки, что смысл возникает не из одного или другого элемента, а из их сочетания; таким образом, объект значения — это весь костюм, терминологическое выражение которого совпадает здесь с его составными частями и вариантом, придающим ему значимость4. Во втором случае сегмент означающего сводится к одному слову; возьмем высказывание в нынешнем году в Моде синее: здесь синее является одно-
1 См. ниже, гл. 7 - о видовом утверждении.
2 Вариант бывает богатым не обязательно потому, что в его пара
дигме много терминов, но потому, что он может прилагаться к большо
му числу суппортов: это его «синтагматическая эффективность» (см.
ниже, 12, 2).
3 О видовой спецификации см. ниже, 7, 4.
4
временно объектом, суппортом и вариантом - обобщенный цвет и поддерживает и получает значение, а утверждение видовой категории синее образует его1. Такой исключительно сильный эллипсис хорошо подходит для общих рубрик модного журнала, для полосных заголовков: в краткой формуле, состоящей из одного слова («Платья-рубашки», «Полотно»), можно прочесть и означаемое (Мода нынешнего года), и означающее, которое само состоит из объекта значения, суппорта (род платьев-рубашек, ткань) и видового утверждения2.
IV. УМНОЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
6.6. Умножение S
Поскольку каждый из элементов матрицы представляет собой «форму», то в принципе ее можно «наполнять» одновременно разными субстанциями3; матрица может расширяться путем умножения некоторых своих элементов. Часто, к примеру, в одной матрице встречаются два суппорта: в частности, так обстоит дело со всеми матрицами, содержащими вариант соединения, поскольку этому варианту именно и свойственно опираться на два (как минимум) фрагмента одежды; вот классический пример - блузка с шарфиком в горловине4 (благо здесь нет никакого эллипсиса). Однако наиболее распространен случай матриц, где объект частично совмещен с одним из двух суппортов -например, блузка, заправленная в юбку: объектом значения является блузка, но одновременно она служит и частичным суппортом для варианта выступания3. Разумеется, в высказываниях такого типа объект чаще совмещается с первым суппортом, потому что сам язык (а перед нами ведь одежда-описание) придает стилистическое преимущество тому термину, который помещается во главе периода; отсю-
' Мода нынешний год
2 Исключается лишь один вид совмещения, совмещение О и V,
когда S остается эксплицитным, - по той же причине, по какой нельзя
вставлять объект между суппортом и вариантом (см. выше, 6, 2).
3 За исключением объекта значения, который всегда остается еди
ничным, как мы это увидим в 6, 8.
ПО
да ясно, что обыкновенная «деталь» вполне может стать объектом значения, даже сочетаясь с материально более крупным суппортом; так, в высказывании браслет в тон с платьем речь идет главным образом о браслете, именно к нему стараются привлечь внимание, именно он является объектом значения, хотя платье и крупнее браслета1. Действительно, одно из оправданий системы Моды в том, что она придает как минимум равную семантическую силу материально несоразмерным элементам и противопоставляет примитивному закону количества компенсаторную функцию.
6.7. Умножение V
Поскольку на пути от объекта к варианту матрица все более истончается, то естественно, что варианты могут умножаться легче, чем суппорты; чем ближе к объекту значения, тем плотнее становится матрица и тем труднее -накопление элементов; наоборот, чем дальше от объекта, тем элементы матрицы свободнее в силу своей абстрактности. Поэтому на одном суппорте зачастую встречается по нескольку разных вариантов. В высказывании блузка с разрезом с одного боку (то есть блузка, один из боков которой разрезан) суппорт равно поддерживает два варианта: прорезь (с разрезом) и число (один)2. А вот высказывание, где встречается не менее четырех вариантов: настоящая китайская туника, плоская и с разрезом3. Впрочем, вполне возможно, что на уровне языка один вариант модифицирует другой вариант, а не поддерживающий их оба суппорт: в высказывании бретельки крест-накрест на спине вариант положения (на спине) модифицирует вариант за-пахнутости (крест-накрестУ. В том, что вариантные термины скапливаются таким образом в одной точке, а суппорт даже соприкасается с одним из вариантов лишь через посредство другого варианта, нет ничего удивительного: mutatis mutandis и в языковой форме chanterons [споем] маркеры множественного числа и будущего времени тоже поддержи-
1
2 3 4
ваются одним и тем же корнем, который играет несущую роль (chant-)K Здесь достаточно будет провести различение между обычными вариантами, способными модифицировать как суппорты, так и другие варианты, и специальными вариантами, которые всегда модифицируют только другой вариант; такими специальными вариантами являются интенсивы, или варианты степени (небрежно в высказывании небрежно завязанный); их следует выделить особо, так как если нам нужно составить перечень модных черт (SV), то интенсивы не могут непосредственно входить в него, поскольку они никогда не привязаны к какому-либо суппорту; приходится рассматривать их соединение с вариантами, а не с суппортами2.
6.8. Единичность О
Лишь один элемент не может умножаться внутри одной и той же матрицы - это объект значения3. Вполне нормально, что Мода не умножает объект матрицы: вся структура одежды-описания имеет, так сказать, нарастающий характер; пройдя через лабиринт порой далеких друг от друга элементов, нужно свести смысл к одному-единственному объекту; собственно, целью системы Моды и является такое трудное сведение многого к одному; ибо требуется, с одной стороны, сохранить многообразие одежды, ее дисконтинуальность, изобилие составных частей, а с другой стороны, ввести это изобилие в рамки, наложить на него единый смысл, одну-единственную направленность. Итак, в конечном счете именно единичностью объекта значения гарантируется единство матрицы; прочно опираясь на свой единственный объект, она может свободно манипулировать своими суппортами и вариантами, не рискуя развалиться. А поскольку, с другой стороны, матрицы комбинируются между собой по конвергентной схеме4, то все
1 На этом аналогия прекращается, так как в отличие от вестиментар-
ного суппорта корень chant- является семантемой: он сам по себе обладает
смыслом, это не инертный суппорт.
2 См. ниже, гл. 10, 10.
3 Теперь мы можем уточнить, что единичность объекта служит для
определения матрицы (матрица - это то, в чем содержится один и только
один объект значения) и, шире, всего сегмента означающего в целом, со
стоящего из матриц: этот сегмент, как мы сейчас увидим, в конечном счете
содержит в себе только один объект значения, покрывающий собой все
матрицы, из сочленения которых его удалось выделить.
f См. следующие параграфы.
высказывание в итоге оказывается заполнено одной-единствен-ной матрицей, распространяющейся на все остальные; и объект этой последней матрицы, будучи единственным, вбирает в себя весь смысл, последовательно вырабатывавшийся на уровне предшествующих матриц; по сути, на единичности объекта значения зиждется все строение системы Моды.
V. АРХИТЕКТУРА МАТРИЦ
6.9. Делегирование матрицы в элемент или группу элементов
Комбинирование матриц между собой внутри одного высказывания основывается на том, что каждая из них может замещаться элементом или группой элементов другой матрицы - естественно, более широкой, чем она; таким образом, матрицы сочленяются не просто по принципу линейного соединения, как слова во фразе, а в форме своеобразного контрапункта, образуя нарастающую архитектуру: обычно высказывание в конечном счете занято одной матрицей, которая «вбирает» в себя все остальные. Возьмем такую уже полносоставную матрицу: белые петлицы (О (SV)): в качестве материального элемента (пусть даже и обладающего качеством-вариантом) эти белые петлицы вполне можут выполнять какую-нибудь частную функцию в другой, более крупной матрице - там они будут, например, лишь объектом или суппортом; если белые петлицы должны подходить по тону к пуговицам (белые петлицы и белые пуговицы), то и петлицы (белые) и пуговицы (белые) оказываются лишь суппортами для нового варианта сочетания, а имплицитным объектом значения становится весь костюм в целом:
Таким образом, высказывание включает в себя три матрицы, из которых последняя (О SI S2 V) имеет ту же протяженность, что две первых, поскольку каждый из ее суппортов «замещает собой» целую полную матрицу. Можно сказать, что при подобном синтаксическом развитии матрица как бы доверяет некоторому элементу дру-
гой матрицы представлять себя и передавать часть своего смысла матрице окончательного уровня. Матрицы могут делегироваться в элемент или группу элементов, если это элементы совмещенные. Однако не все формулы такого делегирования возможны: вариант не может представлять целую матрицу, так как он нематериален, а матрица, имея объект и суппорт, неизбежно содержит в себе некую вес-тиментарную материю1; отсюда следует, что «острие» смысла (вариант) всегда находится в одиночестве (по отношению к «представляющим» элементам) и как бы тянет за собой весь смысл наподобие коренника в упряжке; это очень хорошо ощущается в концевых матрицах, где скудость варианта контрастирует с массивностью суппорта и объекта. Кроме того, группа OV также не может представлять никакую другую матрицу, поскольку вариант не может совмещаться с объектом без посредства суппорта. Итак, получаются следующие схемы делегирования:
I. Элементы:
II. Группы элементов:
1 При терминологическом развитии высказывания типа поплин в жел
тый горошек может на первый взгляд показаться, что первичная матрица
(желтый горошек) становится просто вариантом матрицы вторичной-
На самом же деле второй вариант - это вариант существования, и правильной схемой будет такая
Желтый горошек служит лишь суппортом своего собственного существования.
2 Все первичные матрицы, вводимые предлогом «с», становятся в
матрице следующего уровня модной чертой (SV), где вариант — вариант
существования: с жакетным воротником / без жакетного воротника
6.10. Пирамида смысла
В принципе отношение, которым регулируется соединение единиц означающего (матриц), - это отношение простой комбинации (а не солидарности или импликации, как в других видах синтаксиса); формально ни одна матрица не предполагает другую, каждая из них может быть самодостаточной. Однако это особенное отношение комбинации, поскольку матрицы сочленяются посредством развития, а не сложения. У нас никогда не получится последовательность типа OSV+OSV+OSV и т.д.; даже если и кажется, что две матрицы просто следуют одна за другой, на самом деле обе их включает в себя и поддерживает третья, более широкая матрица. Можно сказать, что одежда-описание строится по принципу увеличения, как музыкальный канон, или же в форме опрокинутой пирамиды: основание (верх) этой пирамиды занято одновременно первичными матрицами1, частными смыслами описываемого комплекса и его буквальным выражением; а вершина (низ) пирамиды — это последняя из вторичных матриц, которая вбирает и выражает собой все матрицы, ранее способствовавшие ее созданию, а тем самым предлагает для понимания - или даже для чтения - некий единый и окончательный смысл. Подобная архитектура обладает вполне определенным действием. С одной стороны, она делает возможным разлитие вести-ментарного смысла на всем протяжении высказывания и тем самым предохраняет единство окончательного смысла: драгоценный секрет модного смысла как бы заключен в окончательной матрице (особенно в ее варианте), сколько бы подготовительных матриц ей ни предшествовало; настоящий модный смысл петлиц и пуговиц возникает не от их белизны, а от их сочетания. А с другой стороны, благодаря такой архитектуре высказывание становится похоже на ступенчатое устройство: смысл держится на последней ступени, и
1 Первичной матрицей мы будем называть здесь такую матрицу, ни один из элементов которой не представляет собой другой матрицы, а вторичной матрицей - такую, в которой хотя бы один элемент является «представителем».
если у нас на одну ступень больше или меньше, то от этого меняется все распределение субстанций вдоль матриц1; смысл, возникающий в последнюю очередь, - это всегда смысл, заслуживающий упоминания, но он не обязательно располагается в конце фразы - высказывание обладает глубиной, оно воспринимается (на уровне языка) по поверхности, как речевая цепь, но прочитывается (на уровне одежды) в глубину (через архитектуру матриц), как хорошо видно на следующем примере:
1. 2. 3.
В этом высказывании как бы три смысловых слоя: первый образуется видами материалов и цветов, используемыми в описываемой вещи (хлопок, красное, белое); второй -сочетанием красных и белых клеток; третий - существованием составной единицы, образуемой красными и белыми клетками на платье из хлопка; этот окончательный смысл был бы невозможен без упоминания смыслов подготовительных; и однако же именно на нем сосредоточено острие сообщения Моды.
6.11. Томографический синтаксис
Чтобы понять оригинальность такого архитектурного синтаксиса, следует вновь обратиться к естественному языку. Для языка характерно двойное членение: в нем система «звуков» (фонем) дублируется системой «слов» (монем); а в одежде-описании тоже имеется две системы - система форм матрицы (OSV) и система самих матриц. Но этим сходство и ограничивается: ведь в языке единицы каждой системы связаны отношениями чистой комбинаторики, тогда как в одежде-описании единицы матрицы солидарны между собой - комбинируются только сами матрицы. Да и их комбинаторика ничем не походит на языковой синтаксис: в синтаксисе одежды-описания нет ни сочинения, ни управления, между мат-
1 В высказывании поплин в горошек смысл опирается на оппозицию одной видовой категории узора (горошек) другим, неназванным; в высказывании же поплин в желтый горошек вид узора уже не несет прямой ответственности за построение смысла, который зависит одновременно от желтого цвета (в отличие от других цветов) и от существования единицы желтый горошек (в отличие от ее отсутствия).
рицами не бывает ни примыкания, ни (линейного) подчинения; они порождают друг друга путем субстанциального расширения (красные и белые клетки образуют целое, превосходящее каждую из своих частей) и формального сокращения (целая матрица становится простым элементом следующей матрицы). Можно сказать, что синтаксис одежды-описания - это гомографический синтаксис, поскольку это синтаксис соответствия, а не сочленения.
VI. СТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ
6.12. Стандартные формы (OS) V и О (SV)
Элементы матрицы (О, S, V) - это формы, свобода образования которых ограничивается лишь правилом распределения субстанций (О и S - материальны, а V - нематериален). Аналогом матрицы может служить pattern, a аналогом ее элементов — pattern-points, как их определяют некоторые лингвисты1: каждый pattern-point обладает некоторым потенциалом субстанции, но, разумеется, бывают такие субстанции, которые чаще других заполняют некоторые формы. Самые частые, то есть самые сильные patterns - это матрицы типа О (SV), где объект образуется некоторой вещью или деталью, а модная черта (SV) -материалом, цветом или узором, обладающими видовой вариацией2 (платье из фланели, белый пиджак, поплин в клетку); матрицы типа (OS) V, где объект-суппорт образуется некоторой вещью или деталью, а вариант - качественным определением (куртка с разрезом, бретельки крест-накрест, широкая блузка и т.д.); наконец, как мы установили при анализе некоторых примеров, среди вторичных матриц самый сильный pattern образуется присоединением первичной матрицы к вторичной, в которой она занимает место модной черты (SV) и функционирует как вариант существования (поплин в желтый горошек). Поскольку такие patterns размещаются в высказывании сплошным блоком, то их можно рассматривать как стандартные формы, подобные «элементарным конфигурациям» или «кирпичикам» в устрой-
1 Kenneth L.Pike, «A problem in morphology-syntax», Acta linguistica, V, 3,
p. 125. Pattern: John came; pattern-points: John