I. Организационно-методический раздел.

I. Организационно-методический раздел.

Направление подготовки (специальность) 074100 Театроведение
Квалификация (степень) Бакалавр
Приказ Минобрнауки РФ об утверждении 26.01.2011 № 102
Наименование цикла подготовки Цикл истории и теории мировой художественной культуры
Профили (специализации): Театровед

Дисциплина преподается в соответствии с утвержденными рабочими планами подготовки специалистов:

Семестры установка 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й всего
Количество часов
Очная форма - -
Заочная форма -

Цели.

Цель данного курса – получение будущими специалистами театрального дела – театроведами – научных представлений о литературном творчестве и знаний об историческом развитии литературы как о контекстуальном эволюционном процессе, объединяющем литературу и театр в системе мировой художественной культуры.

Задачи

Изучая данный курс, студенты должны познать закономерности развития литературы; получить базовые сведения об эволюции ее основных родов и видов; изучить причины и закономерности инсценизации произведений эпики и лирики, которые включаются в исторически сложившийся и современный репертуар; понять место драматургии в мировом литературном развитии. Студенты должны научиться ориентироваться в литературоведении и литературной критике; а также приучиться пополнять свои знания, следя за новыми переводами и публикациями.

3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Освоение курса « История зарубежной литературы» происходит во взаимосвязи с другими дисциплинами исторического и теоретического характера: прежде всего с курсом «История зарубежного театра», преподаваемом на кафедре Зарубежного искусства, а также с дисциплинами других кафедр (например, с такими как : «История русского театра», «История русской литературы», «История изобразительного искусства», «История музыки», а также «История философии» , «Эстетика», «Экономика культуры» и др).

Требования к уровню освоения содержания курса

Освоение данной дисциплины в кооперации с изучением других дисциплин рабочего учебного плана должно обеспечить формирование у обучающихся следующих компетенций, определенных ФГОС ВО:

ОК-5  
ОК-7  
ОК-9  
ПК-5  
ПК-9  
ПК10  
ПК-15  
ПК-16  


В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ Основные исторические этапы развития мировой литературы
УМЕТЬ Понимать и анализировать литературные произведения, особенно в области драматургии
  Анализировать взаимодействие новаторских экспериментов творцов литературы и мастеров театра
ВЛАДЕТЬ Пониманием связи литературных и сценических традиций, необходимой для профессии эрудицией в области мировой художественной культуры

II. Содержание дисциплины

1. Разделы дисциплины

ЛИТЕРАТУРА АНТИЧНОСТИ.

1. Общая характеристика и периодизация литературы античного мира.

2. Литература Древней Греции.

3. Литература Древнего Рима.

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ.

4. Общая характеристика и периодизация средневековой литературы.

5. Средневековый эпос.

6. Рыцарская литература.

7. Городская литература.

8. Творчество Данте и итоги литературной истории средневековья.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

9. Общая характеристика и периодизация литературы эпохи Возрождения.

10. Итальянский Ренессанс.

11. Гуманизм в Германии и Нидерландах.

12. Французская литература эпохи Возрождения.

13. Литература эпохи Возрождения в Испании.

14. Возрождение в Англии.

ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

15. Общая характеристика литературы XVII века.

16. Французская литература XVII века.

17. Английская литература XVII века.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII ВЕК)

18. Общая характеристика литературы эпохи Просвещения.

19. Английская литература XVIII века.

20. Французская литература XVIII века.

21. Немецкая литература XVIII века.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

(КОНЕЦ XVIII ВЕКА – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)

22. Общая характеристика литературы романтизма.

23. Немецкая литература эпохи романтизма.

24. Английская литература эпохи романтизма.

25. Французская литература эпохи романтизма.

26. Итальянская литература эпохи романтизма.

27. Американская литература эпохи романтизма.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ КЛАССИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА (1820-1880)

28. Общая характеристика литературы классического реализма.

29. Французская литература классического реализма.

30. Английская литература классического реализма.

31. Американская литература классического реализма.

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – XX ВЕКА

32. Французская литература конца XIX - начала ХХ века.

33. Литература Франции ХХ века.

34. Английская литература конца XIX - ХХ века.

35. Литература Германии конца XIX - ХХ века

36. Литература Австрии ХХ века.

37. Литература Швейцарии ХХ века.

38. Итальянская литература конца XIX - ХХ века.

39. Испанская литература конца XIX - ХХ века.

40. Литература США конца XIX - начала ХХ века.

41. Литература стран Латинской Америки ХХ века.

2. Темы и их краткое содержание

ЛИТЕРАТУРА АНТИЧНОСТИ.

Раздел 1. Общая характеристика и периодизация литературы античного мира.

Становление литературы как одной из форм общественного сознания. Миф в его отношении к действительности. Содержательные и художественные аспекты мифа. Появление письменности и первых авторских литературных произведений. Зарождение античной литературы и основные этапы ее исторического развития в Древней Греции и Риме. Формирование системы основных литературных жанров.

Раздел 2. Литература Древней Греции.

Древнегреческий роман.

Поздняя повествовательная проза Древней Греции и становление романа. Родовые признаки романа и законы романного жанра (сочетаемость эпического, лирического и драматического начал). Сюжетно-драматическая организация рассказа о частных судьбах в романах Харитона и Ахилла Татия. Эпическая перспектива историй личной жизни в романе Гелиодора «Эфиопика». Лирический стиль повествования в буколическом романе Лонга «Дафнис и Хлоя».

Раздел 3. Литература Древнего Рима.

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ.

Кельтский эпос.

Фольклорные и мифологические истоки эпических сказов. Ирландские саги как древнейшие памятники эпической прозы и поэзии средневековья. Создатели и хранители кельтского героического эпоса. Сказания уладского цикла: жизненная история героя, особенности героического образа-характера. Саги о Финне и их переработка в «Песнях Оссиана». Ирландские сказы о чудесных плаваниях.

Древнескандинавский эпос.

Древнегерманские истоки скандинавской эпической поэзии. Исторические и локальные границы формирования скандинавского эпоса. Литературные переложения исландских саг в собрании «Старшей Эдды». Мифологические песни «Старшей Эдды»: теогония; история создания, гибели и нового рождения мира. Героические песни «Старшей Эдды» и их связи с древнегерманским эпосом. Издание «Младшей Эдды»: поэзия и поэтика героических песен скальдов.

5.3. Французский героический эпос.«Песнь о Роланде».

Становление и развитие французского национального эпоса. Народные версии героических песен, импровизации певцов-жонглеров, литературная обработка и художественная стилизация героических песен-поэм. «Песнь о Роланде» как классический образец средневековой эпической поэзии. Идея национального единства и ее тематическое воплощение в сюжетно-драматическом действии поэмы о Роланде. Конфликтное развитие сюжетной линии Роланд – Ганелон: тема всеобщей защиты страны от внешних врагов и проблема внутренних междоусобиц. Обнаружение моральной коллизии в сюжетной линии Роланд – Оливье: тема рыцарской верности патриотическому долгу и проблема неумеренного своеволия.

Куртуазная лирика.

Эпоха зарождения рыцарской культуры средневековья. Образование сословной организации рыцарства. Формирование этических и эстетических идеалов куртуазности. Первые опыты художественной интерпретации рыцарских идеалов в поэзии провансальских трубадуров и труверов. Поэтическая концепция идеальной любви и ее воплощение в образах прекрасной дамы и совершенного рыцаря. Поиски законченных форм и размежевание приверженцев «ясного» и «темного» стилей. Крупнейшие поэты-лирики Прованса: Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн.

Рыцарский роман.

Мифологические и литературные истоки рыцарского романа: кельтские сказания о короле Артуре и рыцарях круглого стола; бретонские лэ; готические легенды рока. Основные группы рыцарских романов. Концептуальная и лирическая разработка темы частной судьбы в лэ Марии Французской. Сюжетно-драматическое воплощение проблем общественного долга и личной ответственности в цикле романов о Тристане и Изольде. Развитие коллизии между куртуазным идеалом и жизненной действительностью в романах Кретьена де Труа. Конфликты злого рока и доброй воли в эпическом изображении судьбы человека в мире в романах о святом Граале.

Раздел 7. Городская литература (XII-XIII века).

Городская лирика.

Латинские стихи вагантов как ранние образцы городской лирики. Эпикурейские мотивы в песнях вагантов. Становление городской поэзия на национальных языках: актуальные темы частной и общественной жизни в стихах Рютбёфа; морально-дидактическое содержание творчества мейстерзингеров. Традиции и образы городской лирики в поэзии позднего средневековья: жизненный путь и творчество Франсуа Вийона.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Общая характеристика.

Социально-экономические предпосылки культурного роста в Италии периода позднего средневековья. Формирование идеи самоценности человека в общественном сознании и развитие этой идеи в литературной мысли эпохи Возрождения в Италии. Влияние античного наследия и предшествующего опыта национальной литературы на творчество итальянских писателей-гуманистов. Основные этапы итальянской литературной истории в эпоху Возрождения, их особенности и крупнейшие представители.

Закат Возрождения в Италии.

Кризис гуманизма и наступление реакции в период позднего Ренессанса в Италии. Т.Тассо – последний поэт итальянского Возрождения. Отражение трагических конфликтов эпохи в литературной биографии и творчестве Тассо. История создания поэм «Освобожденный Иерусалим» и «Завоеванный Иерусалим». Коллизии канонической и гуманистической трактовок темы крестовых походов в «Освобожденном Иерусалиме». Творчество Тассо как знак наивысшего подъема поэтического искусства на исходе итальянского Ренессанса.

ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII ВЕК)

Творчество Д.Дефо (1660-1731).

Даниель Дефо – представитель раннего этапа английского Просвещения. Публицистические выступления Дефо в защиту парламентской демократии: памфлеты «Чистокровный англичанин», «Кратчайший способ расправы с диссидентами». Книга Дефо «Приключения Робинзона Крузо» как «роман идей» и опыт житейского обоснования философии «здравого смысла». Образное воплощение «разумного» и «естественного» состояний человека в характерах персонажей. Проблемы отношений личности и общества в романах Дефо «Молль Флендерс», «Капитан Синглтон», «Полковник Джек». Творчество Д.Дефо как новый этап в развитии жанра авантюрного романа.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РОМАНТИЗМА (1789-1875)

Творчество Дж.Г.Байрона

Социально-политическая направленность и романтическая устремленность поэзии Джорджа Ноэла Гордона Байрона. Лирическое изложение истории героя и художественная демонстрация политических воззрений автора в эпической поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда». Появление романтических черт в облике героя поэмы. Развитие образа романтического героя Байрона в лироэпическом цикле «Восточные поэмы». Приемы художественной условности в описании обстоятельств и места событий в поэмах «Гяур» и «Абидосская невеста». Мотивы действий героев и способы драматизации сюжетной линии в поэмах «Корсар» и «Лара». Новые черты облика романтического героя в лирической поэме «Шильонский узник»: изображение внутренних состояний персонажа в условиях драматической ситуации. Политическое заострение тем гражданской свободы и ответственности в поэмах «Пророчество Данте», «Видение суда», «Бронзовый век». Проблемы взаимоотношений частных и общественных судеб в романе «Дон Жуан». Романтические идиллии и сатирические картины социальной действительности как выражение изменяющегося мировосприятия героя на стезе опыта. Традиции английского романа воспитания в создании эволюционного типа литературного характера в «Дон Жуане» Байрона.

Творчество П.Б.Шелли

Перси Биши Шелли – лирический поэт-романтик. Романтическая интерпретация сказочного сюжета и утопическая картина «всеобщего благоденствия» в философско-дидактической поэме «Королева Мэб». Проблема социального и духовного отчуждения романтического героя в аллегорической поэме «Аластор». Философские и политические темы в поэзии Шелли – оды «Монблан: Строки, написанные в долине Шамуни» и «Гимн интеллектуальной красоте», сонет «Озимандия», послание «Вильяму Шелли». Темы политических свобод и гражданского сопротивления насилию в стихотворениях «Песнь к людям Англии», «Ода к Неаполю», «Ода к свободе», «Ода к Западному ветру».

Творчество Дж.Китса

Джон Китс – классик английской романтической поэзии. Программная поэма Китса «Сон и поэзия»: романтический идеал красоты и идея его увековечения в поэтических картинах реального мира и человека в нем. Концепция красоты как истока «неизбывной радости» в поэме «Эндимион». Приемы иносказания в романтической переработке античных мифов и создании знакового образа Эндимиона-поэта – вечного служителя красоты. Аллегорическое изображение эпохи перемен и поисков путей искусства в меняющемся мире в поэме «Гиперион». Концепция романтического двоемирия и его художественная перспектива в лирической поэзии Китса: смысловое содержание развернутых метафор и символических образов в «Оде Психее», «Оде Меланхолии», «Оде к Осени».

24.6. Творчество В.Скотта

Вальтер Скотт – создатель исторического романа. Романтический историзм и реалистическая объективность авторской позиции Скотта. Романтическая идеализация патриархальной старины и реалистическое признание неизбежности ее ухода в прошлое в последующих «шотландских» романах Скотта («Пуритане», «Роб Рой», «Эдинбургская темница»). Развитие принципа неразрывности в изображении частных и общественных судеб в «английских» романах Скотта: углубление связей между факторами объективной обусловленности и субъективными мотивами действий героев в романах «Айвенго» и «Вудсток». Проблемы социальной ответственности и исторической необходимости в цикле романов Скотта о жизненных путях соотечественников в чужеземных странах («Квентин Дорвард», «Талисман»).

Раздел 25. Французская литература эпохи романтизма.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ КЛАССИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА (1820-1880)

Творчество Ф.Стендаля.

Фредерик Стендаль (Анри Мари Бейль) – зачинатель реалистического направления во французской литературе. Романтические идеи в ранних произведениях писателя: принцип первенства субъективного начала в жизни и искусстве в трактате «О любви»; критика нормативной эстетики классицизма в эссе «Расин и Шекспир». Романтические и реалистические тенденции в романе «Арманс»: сочетание романтических методов индивидуальной разработки образа с реалистической обрисовкой его общих черт. Создание реалистической картины современного мира и человека в нем в романе «Красное и черное». Приемы раскрытия типических черт персонажей в типических обстоятельствах и критических ситуациях драматического конфликта. Новая разработка вопроса о судьбе человека в обществе в романе «Пармская обитель». Развитие метода реалистического изображения действительности в романе Стендаля: прием освещения событий и обстоятельств с различных точек зрения. Перерастание коллизии в конфликт и развертывание конфликта в сюжетно-событийном плане романного повествования. Индивидуальные и типические черты в образах героев романа.

Творчество О.Бальзака

Оноре де Бальзак – классик французской литературы критического реализма. История создания эпопеи «Человеческая комедия»: от возникновения идейного замысла до художественного воплощения идей в реалистической картине современного общества. Изложение принципов реалистического искусства в авторском предисловии к эпопее. Композиционная структура «Человеческой комедии». Принцип сочетания достоверного описания с критической оценкой описываемых явлений жизни в цикле романов «Этюды о нравах». Принцип изображения типических характеров в типических обстоятельствах и его последовательное проведение в эпопее Бальзака. Образы социальных «хищников» в романах «Торговый дом Нусинген», «Блеск и нищета куртизанок», «Евгения Гранде». Образы «жертв» несправедливого порядка в романах «Отец Горио», «Полковник Шабер». Образы молодых честолюбцев в романах «Утраченные иллюзии», «Шагреневая кожа», «Беатриса»..

Творчество П.Мериме

Проспер Мериме – мастер малых форм художественной прозы. Творческий путь писателя. Романтические имитации народных баллад в поэтическом сборнике «Гюзла, или Собрание иллирийских песен». Свобода как естественное состояние человека и как достояние общественного прогресса в новелле «Таманго». Социально-культурные факторы индивидуального сознания и практического поведения человека в новелле «Матео Фальконе». Реалистический принцип достоверности в изображении событий жизни и явлений сознания в новелле «Венера Илльская»: художественное расследование скрытых связей между тривиальным преступлением, «сверхъестественным» происшествием и фантастическими поверьями и предрассудками города Илля. Опыт типологической обрисовки асоциальных характеров «без предрассудков» в новеллах «Коломба» и «Кармен»: открытие радикального несоответствия живой натуры и романтического идеала «естественного человека».

Творчество У.Теккерея.

Уильям Мейкпис Теккерей – классик английской реалистической литературы. Теккерея. Обоснование художественной ценности и общественной значимости реалистического искусства в литературно-критических статьях Теккерея («Размышления по поводу истории разбойников», «Парижская книга очерков»). Понятие о снобизме в контексте идейного замысла книги «Ярмарка тщеславия: роман без героя». Приемы аллегорического изображения и сатирического описания мира человеческой реальности в романе Теккерея. Проблемы общественных отношений и частных судеб в «Ярмарке тщеславия». Двойственные итоги опыта: открытие нравственной несостоятельности отношений между людьми в современном обществе и возможностей их преобразования в перспективе непрерывного течения жизни. Расширение эпической перспективы изображения действительности в романах Теккерея об историческом прошлом («История Генри Эсмонда», «Виргинцы») и современной жизни английского общества («История Пенденниса», «Ньюкомы»).

Раздел 31. Американская литература классического реализма

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА (1871-1914)

Раздел 32. Французская литература.

Творчество Э.Золя

Эмиль Золя – глава французской школы натурализма. Формирование основ натуралистической эстетики. Включение биологических аналогий в систему мотиваций индивидуального поведения в романе «Тереза Ракен»: приемы «физиологической психологии» в расследовании истории преступления и наказания героини. Развитие художественного метода натурализма в литературной теории и писательской практике Золя: обоснование концепций романа-эксперимента и романа-исследования и их воплощение в идейном замысле эпического цикла «Ругон-Макары». Общая характеристика эпопеи как «естественной и социальной истории одной семьи». Композиционная и тематическая структуризация цикла. Сравнительное исследование законов «естественного отбора» в природе и обществе в романах «Добыча» и «Чрево Парижа». Тема борьбы за существование в группе романов о жизни отверженных («Западня», «Накипь», «Жерминаль»). Анализ свойств человеческой натуры в связи с характером «живой среды» в романах «Нана» и «Человек-зверь». Проблема положительного взаимодействия человека и внешнего окружения в романах «Творчество» и «Доктор Паскаль». Художественные особенности романов Золя: метафорические образы среды, символика жанровых сцен, лейтмотивы жизненных историй персонажей.

Творчество Г.Мопассана

Ги де Мопассан – продолжатель реалистических традиций. Отход от теории натуралистического детерминизма и обращение к опыту классического реализма. Художественная демонстрация познавательных возможностей и гуманистических ценностей реалистического искусства в концептуальной новелле «Пышка». Темы патриотизма и героизма в новеллах Мопассана о франко-прусской войне и военной оккупации («Мадемуазель Фифи», «Два приятеля», «Дядюшка Милон»). Критические тенденции в социальных новеллах Мопассана («Наследство», «Драгоценности», «В лоне семьи»). Проблема распада связей личности и общества в философских новеллах «Он?», «Прогулка», «Одиночество». Проявление пессимистических мотивов в творчестве Мопассана: картина мира как воплощения безликой воли в романе «Жизнь». Раскрытие трагических противоречий между возвышенными устремлениями и жестокой реальностью в истории жизни героини. Идея вечного обновления жизни как итог опыта героини и смысловое значение развязки драмы. Исследование социальных истоков «злой воли» в романе «Милый друг». Проблема подавления человеческой сущности и самоуничтожения индивидуальности под воздействием антигуманных сил порочной среды: история карьерного роста и нравственного падения героя. Развитие критических тенденций в изображении личности и общества в романах «Монт-Ориоль» и «Пьер и Жан».

Творчество А.Франса

Анатоль Франс как летописец переходной эпохи: художественное отражение актуальных событий и идей времени в произведениях писателя. Концепция исторической обусловленности и временнóй относительности духовно-культурных ценностей в новелле «Прокуратор Иудеи». Проблема несоизмеримости «книжных истин» с реальностью жизни в романе «Преступление Сильвестра Боннара». Опыт реалистического изображения социальной действительности в тетралогии «Современная история». Приемы иронии и сатиры в повествовании о текущих событиях времени. Герой как соавтор повествования «Современной истории». Проблемы истории и современности в романе-антиутопии «Остров пингвинов»: пессимистическая оценка результатов социального и культурного прогресса в аллегорическом описании цивилизации пингвинов. Тема революционного преобразования общества в романе «Боги жаждут». Исторический план, сюжетно-событийные линии и действующие лица романа. Трагическая картина великой социальной катастрофы в романе Франса. Центральный герой как носитель революционной идеологии и жертва революционного насилия.

32.6. Творчество Р.Роллана

Ромен Роллан – создатель реалистической картины эпохи перемен и символического образа человека-творца. Формирование философско-эстетических воззрений писателя. Идейный замысел «романа-реки» и разработка концепции героической личности. Роман-эпопея «Жан-Кристоф» – книга о поисках целей жизни и смысла творчества. Несовместимость созидательных возможностей человека с узким миром обывательского существования как центральный конфликт романа. Личностное воплощение высших творческих способностей в образе гениального композитора. Обращение Роллана к фольклорным истокам и оживление ренессансной традиции в романе «Кола Брюньон»: создание монументального образа национального героя на основе народных легенд.

32.7. Шарль Бодлер – последователь парнасцев и предшественник символистов. Влияние общественно-политических событий на становление писательской позиции Бодлера. Разрешение коллизии в идейном замысле поэтического сборника «Цветы зла»: философско-художественное обоснование представлений о добре и зле как противоположных началах человеческого и вселенского бытия. Возвышение идеала Красоты над понятиями о добре и зле и утверждение его неразрывности с объективной реальностью (цикл «Сплин и идеал»). Образы «уродливой красоты» современного города (цикл «Картины Парижа»). Проблема непреодолимого «обаяния зла» в человеческой жизни (циклы «Вино» и «Цветы зла»). Тема исхода человека из мира жизни в неведомый мир инобытия (цикл «Смерть»). Образ-идея «цветов зла» как символ парадоксальной раздвоенности человеческого бытия. Символическая многозначность поэтических миниатюр в сборнике стихов «Парижский сплин».

32.8. Артюр Рембо – основоположник поэтики символизма.

Творческий путь Рембо от идиллического живописания природы («Сон на зиму») и лирических переживаний крушения иллюзий («Спящий в ложбине», «Воронье») к саркастическому выражению -протеста против действительности общественной жизни («Мое бродяжничество», «Бедняки в церкви»). Поэтическое выражение итогов изысканий в поэме «Пьяный корабль» - создание символического образа заблудшей человеческой души посредством смысловых аналогий изображаемых вещей и явлений. Развитие принципа «универсальных аналогий» в сонете «Гласные»: условное обозначение соответствий между всеми частицами мироздания на основе явлений звукового символизма. Смысловая многозначность и художественная объемность знаковых образов в книге «озарений». Авторская переоценка итогов творчества в лирической исповеди Рембо «Сезон в аду».

32.9. Поль Верлен – мастер лирических форм символистской поэзии.

Импрессионистская стилизация пасторальных сюжетов в сборниках «Сатурнические стихотворения» и «Галантные празднества». Отклик на новшества символизма в сборнике стихов «Добрая песня»: художественное воплощение идеи символических соответствий в созвучиях поэтических строк и музыкальных тонов. Обобщение результатов опыта и утверждение приоритета формы в качестве эстетического принципа символизма (программное стихотворение Верлена «Поэтическое искусство»). Символические картины «раздвоенного» мира и «саморазорванности» человеческого существования в лирических циклах «Мудрость», «Давно и недавно», «Параллельно».

32.10. Стефан Малларме – поэт и теоретик символизма.

Поиски «универсальной» художественной формы на раннем этапе творчества: замысел и создание сценической поэмы «Послеполуденный отдых Фавна». Проблема преодоления «чистого» лиризма и ее символическое решение в поэтической драме «Иродиада»: метаморфоза героини как метафора претворения конкретного образа явления в символический образ сущности. Концепция символической поэзии как способа постижения «тайны бытия» в сборнике теоретических работ Малларме «Вариации на одну тему». История сотворения символической картины мира в поэме «Бросок игральных костей никогда не упразднит Случая». Эстетика символизма Малларме как один из истоков модернистских течений в литературе.

Раздел 33. Французская литература ХХ века

Марсель Пруст (1871-1922).

Создание художественной реальности в модернистском романе: переосмысление взаимодействия искусства и действительности. Цикл романов «В поисках утраченного времени»: структура, название, композиция «романа в романе», функция повествователя. Разрушение хронологи­ческой последовательности, непрерывно­го повествования от лица всеведущего автора, переход к «открытому финалу» и фрагментарному сюжетопостроению. Проблема времени и работы памяти. Специфика «потока сознания» и стиль у Пруста. Влияние Пруста на развитие романного жанра в ХХ веке.

Литература экзистенциализма: Ж.-П. Сартр (1905-1980) и философские основания экзистенциализма.

Проблемы человеческого существования, богооставленность, обреченность на свободу. Религиозный и атеистический экзистенциализм в литературе. Ранняя новеллистика («Стена»). Война и возникновение «новой морали», осознание детерминизма и ответственности. Своеобразие философского романа «Тошнота» и представление о новообретенном состоянии героя. Рокантен – герой абсурдного мира. «Ангажированный экзистенциализм» Сартра. Сартр – политик, публицист, теоретик «ангажированного экзистенциализма» («Экзистенциализм – это гуманизм», «Что такое литература?»).

Французский новый роман.

Теоретические основы «антиромана». «Антироман» и экзистенциализм. Отказ от идейности и реализма, от сюжета и персонажей («школа отказа»). «Антироман» как форма абсолютизации и пародирования стереотипов современного общества. «Тропизмы» Саррот – романы «ни о чем», обнажение мира подсознательного и одновременно критика внешнего мира, косности и поверхностности социальной среды («Золотые плоды»). «Шозизм» Роб-Грийе, субъективный монтаж натуралистически копируемых «вещей» как способ разрушения объективной реальности («В лабиринте»). Киносценарии и фильмы Роб-Грийе.

Раздел 35. Литература Германии конца XIX – ХХ веков.

Литература Австрии ХХ века.

36.1. Австрийская литература ХХ века

Культурологические и социально-исторические факторы, определившие своеобразие австрийской литературы ХХ века. Разрушение так называемого «Габсбургского мифа» и проблема австрийской самоидентификации. «Аншлюс», холокост и послевоенное переосмысление австрийского участия в национал-социалистическом движении. Литература после 1945 г. как столкновение официальной и оппозиционной версии национального самоопределения. Поиск исконно-австрийской литературной традиции. Философские системы З. Фрейда, О. Вайнингера, Л. Витгенштейна и их влияние на формирование культурного пространства нового века.

36.2. Творчество Франца Кафки (1883-1924)

Прага как литературная столица Австро-Венгерской Империи. Писатель, принадлежащий австрийской, чешкой, немецкой, еврейской - и мировой - культурам. Творчество как смысл жизни. Нравственные, философские, литературные истоки творчества. Особая эстетическая система Кафки: крайний субъективизм, сухой протоколизм, притчеобразность, сновидческая структура текстов, сюжет, ускользающий от всякой логики. Особая серьезность стиля, неигровой характер словотворчества. Предельно актуальная для ХХ века проблематика: отчуждение, одиночество, страх перед жизнью, «отцы и дети», чувство виновности, вытеснение желаний, искусство и жизнь, власть и тоталитаризм, абсурность бытия. «Параболы», новеллы, (незавершенные) романы Кафки - наследие, полное загадок. Многообразие интерпретаций на протяжении ХХ и ХХI века.

Литература Швейцарии ХХ века

37.1. Специфика литературного процесса в Швейцарии в ХХ веке
Швейцария как полинациональная и межкультурная общность. Национальное и языковое своеобразие швейцарской литературы. Смена литературных традиций в ХХ веке. Особое положение Швейцарии в период мировых войн. Демифологизаций швейцарской действительности. Многообразие жанров малой и большой прозы. Роберт Вальзер как значительный швейцарский романист и драматург первой половины ХХ века.

37.2.Дадаизм
Швейцария как общеевропейский приют эмигрантов в межвоенное время. Формирование круга дадаистов: художественные практики, эстетика кабаре, основные влияния и пересечения, временные рамки направления. Смысл понятий «дада» и «дадаизма». Манифест как особая форма дадаистского искусства и главный жанр дадаизма. Дадаизм в прозе, лирике и драматургии: принцип симультанности, алогизма и ассоциативного сочетания, звуковые коллажи, аналогичные фотоколлажам в живописи, интеллектуальные пародии предшествующих литературных стилей. Лаконичные жанровые формы, текучесть жанров. Создание особого визуально-акустического ряда для словесного произведения. Шок как прогнозируемое воздействие.

37.3.Творчество Макса Фриша (1911-1991)
Швейцарский романист и драматург. Проблема утраты индивидуальности, отказ человека от навязанной обществом «роли», поиски нравственных и духовных ценностей. Многообразие повествовательных моделей. Роль автобиографических элементов в прозе Фриша. «Homo faber» - «роман-отчет», смешение временных пластов, элементы античного мира в современности. «Назову себя Гантенбайн» - экспериментальный роман о судьбе человека в сослагательном наклонении. «Штиллер» - игра иллюзий и реальности, маски и лица персонажа. Поздняя проза: отсутствие сюжета и фабулы, фрагментарность, диалог вместо описания.

37.4.Творчество Фридриха Дюрренматта (1921-1990)

Швейцарский прозаик, публицист, драматург и художник-экспрессионист. Антифашистская и антибуржуазная проблематика. Приемы психологического детектива и гротеска. Экспрессионистическая стилистка в рассказах и романах Дюрренматта. Сочетание невероятного и правдоподобного, фантастичного сюжета и предельно точных деталей. Романы «Судья и его палач», «Правосудие» - смешение реалистического и гротескного, комического и трагического, игра отражений и двойников. Повесть «Зимняя война в Тибете» как грандиозная метафора всемирной катастрофы. Теоретические работы Дюрренматта

38. Итальянская литература конца XIX-ХХ века

38.1. Творчество Джованни Верга (1840-1922)

Неоромантизм в ранних романах «Карбонарии в гороах» и «В лагунах». Второй период творчество – сентиментальные романы из жизни богемы и светского общества. («Грешница», «Ева»). Черты веризма в романе о судьбе молодой батрачки («Недда»). Жизнь Сицилии, разрушение основ семьи, социальные сдвиги в новелле «Сельская честь».

38.2. Творчество Габриеле Д Аннунцио (1863-1938)

Наиболее популярный итальяский писатель до первой мировой войны. Поет, романист, драматург. Итальянский вариант эстетизма. Ранняя лирика: культ красоты, эротизма, пресыщение и тоска, забота о чистоте формы и стиле. Смешение традиций Флобера, Достоевского и Толстого в прозаическом творчестве. Романы «Невинный», «Наслаждение», «Джованни Эпископо»: варьирование автобиографического и фикционального, эволюция от ницшеанства к проповеди общественной жизни Стремление к возрождению античной драмы в театральном творчестве. Влияние на русский акмеизм.

38.3. Футуризм

Одно из авангардистских направлений ХХ века. Обновление лирики на основе урбанизма, индустриализма и техницизма. Прокламация уничтожения «Я<

Наши рекомендации