Философское учение о познании
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, называется теорией познания, или гносеологией. Гносеология занимается поиском ответа на вопросы: Насколько познаваем мир? Как человек познает мир? Каково соотношение истины и заблуждения? Что является критерием истинности знаний?
Основная проблема гносеологии – проблема границ познания: насколько познаваем мир. В зависимости от ответа на этот вопрос все философские течения делятся на 2 направления: гностицизм и агностицизм.
Гностицизм– философское учение, утверждающее, что мир познаваем.
Агностицизм- философское учение о непознаваемости мира. Наиболее полно позиция агностицизма была изложена в философии Канта, который ввел понятия «вещь в себе» и «явление». Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз дает ощущение зелени. Кант считал, что человек познает только явления, тогда как вещи в себе непознаваемы.
Познание – этот совокупность процессов получения, переработки и использования сведений и информации о мире и самом человеке.
Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания, уровни и ступени познания, истину как цель познания.
Объектом познания называется то, на что направлено познание, что познается. Субъектом познания называют конкретного носителя познавательной деятельности (отдельные люди, группы людей, общество в целом)
В теории познания в Новое время возник спор об источниках научного знания. Так, английский философ Ф. Бэкон считал, что главным источником знаний являются чувства, данные которых обрабатывает разум. Французский философ Р. Декарт утверждал, что важнее сама способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом.
Рационализм– это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Истинное знание, считали рационалисты, достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.
Эмпиризм– направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт. Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т.е. преувеличивает роль одного из них.
Величайшей заслугой немецкого идеализма стало понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек, а общество в целом. Представление о социальной природе познания содержалось в философии Канта и Гегеля. В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической форме: бытие определяет сознание, следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.
В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущениявозникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предметов: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем вкус яблока, его вкус. Целостный образ предмета создают восприятия,представляющие собой совокупность ощущений. Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления – образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий. Представления возникают в отсутствии предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.
С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное познание. Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного, обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления являются понятия. Они отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания. Суждение– совокупность понятий, отражающая связь и отношения предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо и выражается в форме предложений. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики.
Оптимальное познание бытия в мире предполагает необходимость целого комплекса особых принципов (основополагающих положений), среди которых особо выделяются принципы объективности, познаваемости, отражения, определяющей роли практики, творческой активности субъекта, абстрагирования и обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, конкретности истины. Только следуя этим принципам можно реализовать цель познания, т. е. обрести истину в границах гносеологического отношения.
Принцип объективности
Этот основополагающий принцип гносеологии утверждает, что объект познания существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Из этого положения следует методологическое требование — любой объект исследования надо принимать таким, каков он есть. Полученный результат исследования должен исключать любое проявление субъективности, ее претензию выдавать желаемое за действительное.
Требование объективности — это одно из важнейших правил исследовательской этики.
Субъект должен воздерживаться от своих пристрастий к объекту познания. Одновременно субъект познания не должен быть заложником каких-либо конъюнктурных соображений относительно объекта познания. Кроме того, принцип объективности познания должен быть ориентирован на учет используемых субъектом познания средств исследования, исключающих искажение познаваемого объекта.
Только таким образом можно обеспечить чистоту гносеологического отношения в системе «субъект-объект».
Принцип познаваемости
Для субъекта познания не существует барьеров на пути освоения объекта, а если и существуют, то только между тем, что познано и еще не познано. Но такой оптимизм не разделяется представителями агностицизма. Свою позицию они аргументируют тем, что объект познания неизбежно преломляется сквозь призму наших чувств и категорий мышления, а посему мы получаем о нем информацию лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каков же объект в действительности, этот вопрос остается открытым.
Однако логика агностицизма опровергается развитием познания и общественной исторической практикой.
Сомнение в разумных пределах необходимо. Нет познания без проблемы. Нет проблемы без сомнения. Если субъект в процессе познания не подвергает все сомнению, стало быть, он остановился в своем движении к объекту. Но сомнение, возведенное в абсолют, исключает возможность развития гносеологического отношения в системе «субъект-объект».
Принцип отражения
Принцип отражения ориентирует исследователя на то, что познание объекта есть процесс отражения его возможностями субъекта.
Отражение можно рассматривать как отображение оригинала с помощью образа. Соответствие образа оригиналу возможно, если каждому элементу образа однозначно соответствует элемент оригинала и каждому отношению между элементами образа соответствует отношение между элементами оригинала.
На уровне чувственного познания образ выступает в ипостаси представления относительно объекта как он нам является. На уровне рационального познания этот образ абстрактный и обобщенный, но главная его ценность в том, что это уже не образ формы, а образ содержания, не образ явления, а образ сущности. Ключевой ценностью этого образа является информация.