Постклассическая европейская философия ХIХ – ХХ вв.

Среди неклассических направлений философии этого периода – иррационализм.

Один из представителей этого направления был Артур Шопенгауэр (1788-1860), чья философия считается очень пессимистичной. Он понимает жизнь как непрерывную борьбу между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Жизнь, считает философ, это «плесень» на одном из «шаров». Мир неразумен и беспечен, им управляет злая воля, ей мы обязаны своей жизнью, а следовательно и своим страданием. Окружающий мир незакономерен, он не подконтролен разуму и подчиняется воле, аффектам. Воля сильнее разума, ибо многие наши поступки продиктованы не доводами разума, а желаниями, инстинктами. Воля – центральное понятие философии Шопенгауэра, только она способна определять все сущее и влиять на него. Воля – это идеальная сила и высший космический принцип, которые лежит в основе мироздания.

Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» вывел закон достаточного основания, согласно которому истинная философия должна исходить исключительно из представления, которое является фактом сознания.

Представитель другого направления иррационализма – Фридрих Ницше (1844-1900), он основал «философию жизни». Жизнь, по его мнению, - это единственная реальность, существующая для конкретного человека. Он выступил с философской программой «переоценки ценностей» и с откровенной критикой гуманизма. Цель философии Ницше – помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля, воля к власти. Толпе Ницше противопоставил сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше – это гимн воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать. Ф. Ницше в работе «Весерая наука» пытался очертить новую модель взаимоотношений человека и мира, где бы предпочтение отдавалось не миру, а самому человеку. Исходной точкой его размышлений стала концепция «Смерти Бога», которая означала, что христианская мораль, служившая основной для системы духовных ценностей европейской цивилизации перестала быть таковой. Теперь необходимо переоценить ценности («Генеалогия морали», «Антихрист») и показать, что человеком управляет воля к власти. «Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом. Что вреднее всякого порока? – Деятельное страдание ко всем неудачникам и слабым - христианство» (Ф. Ницше). Новые ценности может воспринять не обычный человек, а Сверхчеловек («Так говорил Заратустра».

Позитивизм и неопозитивизм

Субъективно-идеалистическое направление философии в ХIХ в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм – философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического (метафизического) познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.

Основоположник позитивизма – Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель. В работе «курс позитивной философии» он ввел термин «позитивная философия» и противопоставил ее традиционной, метафизической философии, объясняющей мир. Конт провозгласил создание новой, позитивной науки об обществе – социологии, построенной по образцу естественных наук. Задачей социологии должно было стать не объяснение, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления путей постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул идею: «Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы обладать силой». Основу его философии раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». По Конту между материалистами и идеалистами не имеет смысла спор, т.к. философия должна основываться только на позитивном научном знании.

Принципы позитивизма:

§ Философское знание должно быть точным и достоверным4

§ При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук;

§ Основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение;

§ Философия должна исследовать только факты, а не их причины;

§ Философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании;

§ Философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.

Предназначение новой философии – разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бэкона, их индуктивные умозаключения. Конт считал их слишком умозрительными. Он сформулировал два взаимосвязанных закона:

1. «Закон трех стадий развития ума».

2. «Закон классификации наук».

В первом законе ум человеческий в своем развитии проходит три фазы: н6а первой он объясняет явления, сравнимые с человеком, на второй – апеллирует к абстрактным сущностям, на третей – наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи.

Закон классификации наук выражает необходимость распределения их по степени сложности:

1. Аналитические – изучающие явления в неорганической природе (физика, неорганическая химия).

2. Синтетические – объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).

3. Социология – призвана изучать социальные законы.

Продолжателем идей Конта стали английские философы – Джон Стюарт Милль(1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).

Одна из заслуг позитивизма – выяснение научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии.

Позитивизм О.Конта носит название первого позитивизма. В отличие от него, «второй позитивизм», или эмпириокритицизм (критика чистого опыта), представителями которого являлись Эрнст Мах и Рихард Авенариус, перенес центр внимания с создания системы «положительного» знания на теорию «положительного» знания. Для достижения этой цели предлагался принцип экономии мышления: необходимо устранять все абстракции, не подтверждающиеся опытным путем, из положительного, научного знания.

В ХХ в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Отличительной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания. Он исследует главным образом те формы, в которых осуществляется процесс познания. Неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного знания. Только те высказывания – «элементарные предложения», которые проходили процедуру верификации– опытной проверки на истинность, неопозитивисты признавали научными, то есть сообщающими о реально существующих фактах.

Неопозитивизм – это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Крупнейшими из них являются аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм. В рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Рудольф Карнап (1891-1970), Карл Поппер (1902-1994), Мориц Шлик (1882-1936).

Наиболее современная разновидность позитивизма – постпозитивизм. Представитель – Карл Поппер (1902-1994). Он выдвигает концепцию фальсифицируемости, или опровергаемости («Логика и рост научного знания»). Эта концепция, по мнению Поппера, помогает решить проблему демаркации - выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, метафизическими системами - с другой. Тем самым определяется – какие высказывания наука может использовать для дальнейшей работы, а какие ей не нужны. Внутри самой науки, по Попперу, нет окончательных оснований и она должна стремиться к фальсификации своих основоположений и находиться в процессе постоянного развития.

Структурализм

Близким к неопозитивизму течением философской мысли ХХ в. является структурализм. Он объединяет представителей различных наук, исследования которых основаны на методе структурного анализа. Это течение пытается на основе абсолютизации структурного метода выстроить оригинальную теорию познания. Структурализм возник в середине ХХ в. во Франции. Структура исследуемых объектов предстает в философии структурализма как самостоятельно существующая реальность. Наибольшее распространение структурализм получил в философии истории и философской антропологии. Представители раннего структурализма – Клод Леви – Стросс, Мишель Фуко. Современный структурализм (постструктурализм) представлен творчеством Жака Дерриды, Умберто Эко, Жиля Делеза.

Экзистенциализм

Экзистенциализм – философия существования, основателем которой считается датский философ, Серен Кьеркегор. Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности. В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. По ее мнению, сущность (смысл) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно обнаруживается им только в «пограничных ситуациях» - между жизнью и смертью. Страх перед смертью – единственное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самостоятельное существование.

С. Кьеркегор (1813-1855) – философ, чье учение сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Он критиковал предшествующих философов за слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями и чувствами. Самые глубокие истины – жизнь, смерть – не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание – это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора – разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны – Николай Бердяев (1874-1948), в Германии – Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), во Франции – Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960).

Философия экзистенциализма обратилась к проблеме кризисных и критических ситуаций, в которые попадает человечество. Это связано с тем, что в ХХ в. человечество пережило две мировые войны, приближение экологической катастрофы, усиление жестокости по отношению к людям. Экзистенциализм не признает рассудочное познание истинным, вскрывающим подлинную ценность жизни. Литература, искусство, по мнение экзистенциалистов, более полно отражают сущность человеческого бытия. Представители экзистенциализма создавали каждый свое собственное учение, общим для них было признание высшей ценностью бытия само бытие, саму жизнь.

Психоанализ

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр. Он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, которые разделены между собой особой психической субстанцией – предсознательным. По Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное – особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая представляла собой целую систему психики, состоящую из трех уровней: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх - Я» (влияющая на личность внешняя реальность).

В основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт – «либидо», считает Фрейд. Но поскольку эта теория была подвергнута критике, он выдвигает вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» - инстинкт жизни, и «Танатос» - инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления – следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области.

Одна из важнейших проблем психоанализа – «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Фрейд пытался решить проблему взаимоотношения человека и общества. Каждый человек, по Фрейду, стремится удовлетворить свои инстинкты и влечения, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Продолжили учение Фрейда неофрейдисты – А. Адлер, В. Райх, К. Юнг, Э. Фромм. Фромм, например, построил свое учение на понятиях социального характера, в которых выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т.п. Цель его философии – помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения – культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни.

Постмодернизм

Наиболее авторитетным направлением постклассической философии в конце XX в. является постмодернизм. Он не является направлением в привычном смысле этого слова, ибо объединяет философов различных взглядов. Но общим для них является убеждение, что классическая философия исчерпала свои возможности и больше уже не может быть формой самосознания общества эпохи постсовременной культуры. Наиболее известные представители философского постмодернизма являются Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Р. Рорти и др.
Задачи философии в условиях сосуществования и противостояния различных ценностных ориентаций они видят не в поиске «предельных оснований бытия», а в исследовании логики сосуществования антиподов, в описании конфликтных ситуаций.
Идеалом философии в отличие от других форм сознания рассматривается повышенная чувствительность, обостренный интерес к нестандартным ситуациям, неординарной сложности.
Бытует мнение, что философия должна уступить место искусству, поскольку его язык более пластичен и больше подходит к адекватному описанию действительности. Оно способно выразить смыслы и оттенки многообразия рассматриваемого мира. Представители философии постмодерна считают, что плюрализм философии XX в. не позволяет относиться ни к одной школе с доверием, ибо их направленность на освоение мира скорее субъективна, чем объективна. Единственно оправданное отношение ко всем философским школам и к каждой в отдельности — ирония, констатация ограниченности любого утверждения. Налицо оформление особой формы скептицизма, отличного от античного и не имеющего ничего общего с декартовским или юмовским сомнением.
Еще одним явлением в философии конце XX в. является распространение компаративной философии, ратующей за диалог различных философских культур. Компаративистика (сравнительные исследования) исходит из того, что ни одна из философий мира не может претендовать на полное познание истины. Ибо Истина о мире в наше время — это не картина одного художника, а мозаика, составленная усилиями всех. Поэтому все претензии европоцентризма или восточного центризма заявить о своих приоритетах не имеют никакого основания.
Каждая эпоха, каждое направление, каждая школа, каждый философ вносят свой вклад в процесс обретения истины о мире, и каждый должен принять во внимание, что вне целого его усилия ограничены и мизерны, но и без его усилий целое не будет полным и задача обретения Великой Истины не будет выполнена. Время философских систем прошло. Пришло время компаративистики, осуществления сравнительных исследований. Чтобы не потерять философское наследие и оценить его адекватно, необходимо переступить через любые проявления центризма, учитывать философский опыт в рамках диалога всех стран и народов, всех исторических эпох. Только так можно сохранить содержание мировой философии и выявить перспективу ее развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сходство и кардинальное отличие концепций Бэкона и Декарта?

2. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?

3. Каковы характерные черты Ренессанса?

4. Сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Жить, значит мыслить» и Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую».

5. Почему И.Кант считает, что разум сам по себе не способен дать исчерпывающее знание об окружающем нас мире?

6. Назовите философские течения постклассической европейской философии.

7. В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу?

8. Раскройте сущность системы абсолютного идеализма Гегеля. Что такое «Абсолютная идея»?

9. В чем суть концепции «Смерти Бога», по Ф. Ницше?

10. Что такое «Сверхчеловек» у Ницше? Связаны ли, на ваш взгляд «Смерть Бога» и идея Сверхчеловека у Ницше?

11. Раскройте суть философии экзистенциализма.

12. Дайте анализ философии постмодерна.

13. Определите ориентиры компаративной философии.

Тест для самоконтроля:

1. Индукция – понятие, означающее в философии:

а) метод психологического воздействия;

б) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;

в) метод мышления, основанный на переходе от частного к общему;

г) метод всеобщего познания.

2. Рационализм – понятие, означающее в философии:

а) область математики;

б) научное знание вообще;

в) теоретическое познание, основанное на разуме;

г) опытное знание.

3. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:

а) Бэкон;

б) Декарт;

в) Спиноза;

г) Лейбниц.

4. Учение Декарта о субстанции называется:

а) дуализм;

б) монизм;

в) плюрализм;

г) универсальная математика.

5. «Вещь в себе» у Канта означает:

а) закрытую для других личность;

б) скрытый смысл вещи;

в) закон;

г) сущность.

6. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

а) с мышления;

б) со свободы воли;

в) с природы;

г) с общества.

7. Решающую роль Абсолюта утверждал в своей философии:

а) Ньютон;

б) Фейербах;

в) Шеллинг;

г) Гегель.

8. Согласно Фейербаху, общественное развитие определяет категория:

а) мышление;

б) любовь;

в) самосознание нации;

г) долг.

9. Выделите высказывание, наиболее соответствующее сущности экзистенциализма:

а) философия экзистенциализма – это учение о высшем понимании мира;

б) философия экзистенциализма – это познание причин и принципов сущего;

в) экзистенциальная философия – это учение о том, как человеку жить;

г) экзистенциализм – это учение о человеческой свободе.

10. Назовите представителя «философии жизни»:

а) А. Шопенгауэр;

б) Ф. Ницше;

в) З. Фрейд;

г) О. Конт.

11. Кто из философов Нового времени рассматривал диалектический метод в неразрывной связи с материалистическим принципом:

а) А. Шопенгауэр;

б) Гегель;

в) К. Маркс;

г) Л. Фейербах.

12. Какое из направлений философии Нового времени развивало принцип, что основной путь достижения знаний - эмпирическое наблюдение, а философии отводится роль разработки методологии наук:

а) прагматизм;

б) позитивизм;

в) экзистенциализм;

г) марксизм.

13. Кто из перечисленных философов отстаивал позицию экзистенциализма:

а) К. Маркс;

б) М. Хайдеггер;

в) О. Конт;

г) Ч. Пирс.

14. Кто из философов отмечал диалектику производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства:

а) К. Маркс;

б) М. Хайдеггер;

в) О. Конт;

г) Ч. Пирс.

15. Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм

б) берклианство

в) трансцендентализм

г) эмпириокритицизм

Наши рекомендации