Полюби ближнего как Себя Другого.

Любовь к ближнему как к Себе Другому имеет простой и глубокий смысл: личность соединяется с личностью в таком единстве, в котором иное начинает восприниматься как свое.Такое любовное соединение выступает по-настоящему естественным только как соединение эротическое.

4. Сверхбиологическая и сверхчеловеческая сексуальность и эротика

В эротическом любовном соединении происходит слияние личностей не в борьбе или жалости, а в со-творении.

На самых простых уровнях это сотворение ограничено биологической сексуальностью и порождением биологической жизни. Замкнувшись в таких пределах, эротическое сотворение наполняется скукой и тоской, вытесняя любовь в глубины бессознательного. В результате сотворение вырождается в борьбу и жалость; эротическое угасает.

2 Однако эротическое сотворение может подняться досверхбиологической сексуальности. Эта сексуальность означает такое взаимодействие полов, в котором происходит порождение личностной жизни — жизни духовной и душевной. Лишь устремленная в пространство и время сверхбиологической сексуальности, биологическая сексуальность не превра-

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА________________________

тится в тоску и скуку. На этом пути сексуальное освобождается от грубо-материальной зависимости и сливается с эротическим. В результате мужчина и женщина получают небывалую полноту бытия.

Но даже сверхбиологические сексуальность и эротика не должны стать пределом. Личность должна устремиться дальше, за пределы несовершенства человеческого, обретая сверхчеловеческую сексуальность и сверхчеловеческую эротику.

Это означает андрогинное единство личностей, выводящее их в действительно запредельное бытие человеческого. То запредельное бытие, которое по праву может быть названо божественным бытием и служит основанием для всех проявлений любви в нашем мире.

Сверхчеловеческая сексуальность и сверхчеловеческая эротика — это сексуальность и эротика, в которых личностное начало трансформирует телесное, вознося полноту бытия мужчины и женщины до целостности бытия. Человеческое бытие реально поднимается к божественному. Человек перестает быть узником в пещере времени, скованным путами пространства.

Сжимающие человека оковы падают, он выходит из пещеры на залитую солнцем равнину и взлетает — в вечную Вселенную личностного самосотворения.

Человек взлетает рука об руку со своей андрогинной половиной, которая уже не является просто половиной. Омытые сверхчеловеческой сексуальностью и эротикой, любимый и любимая, составляя целостность, являются целым и сами по себе. Ибо они соединяются не в необходимости, а в свободе.

Они соединяются не от недостатка, а от избытка. Только такое соединение может избавить их как от скуки, так и от тоски, превращая в людей любви.

Сверхчеловеческая сексуальность и эротика переводят любовь-страсть и любовь-дружбу в любовь-целостность и любовь-самосотворение. Они дают не просто сотворчество любящих, связанное с порождением предметов и тел — культу-ротворчество и жизнетворчество, они ведут дальше — к са-

Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

мосотворению личностей, самосотворению духа и души — бытиетворению.

Сверхчеловеческая сексуальность и эротика — это сексуальность и эротика, очищенные от грязи инстинктов животного царства и механической изобретательности царства людей.

Именно такие сексуальность и эротика способны противостоять демонизму и маниакальности в мире людей. Именно они способны действительно трансформировать их.Ибо демонизм и маниакальность, так ярко выражающиеся в конце нашего тысячелетия в индивидуал-терроре личности против социума и тотал-терроре социума против личности, замешаны на сексуальном основании, а потому преодолеть их можно лишь запредельным напряжением и возвышением сексуального.

7 Признание реальности сверхчеловеческой сексуальности и сверхчеловеческой эротики — это признание реальности фундаментальной метаморфозы тоски и скуки. Ибо наиболее глубокая тоска и наиболее безбрежная скука рождены в нашем мире взаимодействием полов.

5. Метачеловеческая сексуальность и эротика

Говоря о сексуальных и эротических формах, выходящих за пределы обыденного бытия человека, очень сложно отделять их друг от друга. И все же это предстоит сделать.

Ибо эти формы имеют в себе достаточно глубокое различие.

Сверхчеловеческой сексуальности и эротике противостоит метачеловеческая сексуальность и эротика. Она имеет более мягкий характер. И ее характеризует большая открытость.

Метачеловеческая сексуальность и эротика менее замкнуты в пространстве двоих. В ней, точно так же как в сверхчеловеческой сексуальности и эротике, происходит единение люб-

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________

ви-страсти и любви-дружбы в любовь-целостность, однако в этом единении ведущую роль играет любовь-дружба, а не любовь-страсть — как в сверхчеловеческой сексуальности и эротике.

Поэтому метачеловеческая сексуальность и эротика обладают более аморфным характером. Она растворяет сексуальное и эротическое в остальных сферах человеческих отношений, растворяет их специфическую яркость.

Метачеловеческая сексуальность и эротика преодолевают эгоистический характер сверхчеловеческой сексуальности и эротики. Но это преодоление происходит за счет снижения температуры сексуального и эротического. Метачеловеческая сексуальность и эротика являются более космическими, однако менее личностными.

Сверхчеловеческая сексуальность и эротика еще пропитаны ревностью и подчинены деструктивному могуществу ревности, но в их пространстве и времени происходит попытка преодоления ревности.

Метачеловеческая сексуальность и эротика в значительно большей степени освобождены от ревности. Однако они всего лишь вытесняют ревность из своего пространства и времени, выбрасывают ее на помойку чувств, не пытаясь возвысить ее.

Сверхчеловеческая сексуальность и эротика есть преимущественно духовная сексуальность и духовная эротика; метачеловеческая сексуальность и эротика— преимущественно душевные.

Два эти пути развития сексуального и эротического должны быть слиты в третьем.

На этом пути происходит действительное возвышение ревности.

Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

6. Возвышение ревности

В своих рассуждениях мы дошли до понимания не только деструктивного, но и конструктивного смысла ревности.

Конструктивный смысл ревности означает жажду глубинного единства со своей эротической половиной в мире, где такое единство ограничено тысячами условностей и несовершенств.

2 Возвышение ревности есть усиление в ней конструктивного начала — устремленности к личностному единению любимого и любимой и преодоление деструктивного — жажды сугубо вещественного единения и обладания.

Возвышение ревности означает соединение духовной и душевной любви между полами — сверхчеловеческой и ме-тачеловеческой любви.

Именно тогда любовь обретает истинно личностный характер, побеждающий тоску и скуку.

7. Личностная любовь: сексуальное, эротическое, божественное

1 Любовь есть нечто более широкое, чем сексуальность и эротика, но широта любви становится возможной именно благодаря истинной сексуальности и эротике.

Все коллективные формы любви вторичны по отношению к любви между двоими. Если же они стремятся вытеснить любовь между двоими как нечто пошлое и непросветленное, то рано или поздно отношения вырождаются во власть одних и экстатическое подчинение других.

И тогда тоска и скука всплывают в водах коллективной любви, созидая групповой эгоизм и групповое одиночество...

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА

Противоречие любви между двоими и коллективной любви (в своих высших формах означающее противоречие сверхчеловеческой и метачеловеческой любви) должно быть разрешено в личностной любви.

Личностная любовь — это любовь, в которой любящая пара обращается к окружающему миру, но обращается не абстрактно, а персоналистически. Целостность и уникальность любящей пары становится условием целостного и неповторимо-личностного восприятия окружающего мира — восприятия его как единства личностей, каждая из которых равноценна миру.

Любящая пара получает то объемное зрение, которое не только отделяет в кажущемся хаосе жизни личностное от безличного, но и обретает силу пробуждать уснувшее личностное...

Человеческая любовь разворачивается от сексуального и эротического к божественному.

Она выходит из душевно-телесного пространства и времени секса в духовно-культурное пространство и время эроса, а затем — в целостно-личностное пространство и время, где духовное и душевное соединяются в над-человеческом синтезе, обогащая и секс, и эрос. Именно так конечная человеческая любовь обретает безграничность личностной любви, соединяющей человека и Бога.

Она становится богочеловеческой любовью.

Реальность личностной любви в ее высших проявлениях настолько шире и ярче, чем реальность сверхчеловеческой сексуальности и эротики, насколько богочеловеческое начало шире и ярче сверхчеловеческого. Наверное, между этими реальностями лежит такая же разница, как между жизнесоче-таниями:«заниматься любовью» и «быть в любви».

Личностная любовь как богочеловеческая любовь возвышается и над метачеловеческой сексуальностью и эротикой. Она устраняет их аморфность и доминанту абстрактно-космического над личностным.

Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

Личностная любовь в своем богочеловеческом проявлении есть выход из планетарной замкнутости любящей пары во Вселенную. Но это выход не из любящей пары, а любящей пары — во всем могуществе ее целостности.

Такой выход означает абсолютное освобождение от оков тоски и скуки.

Оглавление

Оглавление

Книга 1 ОДИНОЧЕСТВО ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ

Предисловие ко второму изданию...................................................................4

ОТ АВТОРА..........................................................................................................5

ЧАСТЬ I. ТЕНЬ УТРА...........................................................................7

Глава 1. ОДИНОЧЕСТВО ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ: ЮНОСТЬ...............8

Глава 2. ОДИНОЧЕСТВО ЮНОШИ................................................................9

Глава 3. ОДИНОЧЕСТВО ДЕВУШКИ...........................................................12

Глава 4. ВЛЮБЛЕННОСТЬ: БЕГСТВО ОТ ОДИНОЧЕСТВА....................14

Глава 5. ПОИСК ЛЮБВИ: ВОЛЯ К ОДИНОЧЕСТВУ.................................17

Глава 6. ЛЮБОВЬ И АБСУРД: ОДИНОЧЕСТВО САЛЬВАДОРА

ДАЛИ.............................................................................................................20

Глава 7. НЕРАЗДЕЛЕННАЯ ЛЮБОВЬ...........................................................24

ЧАСТЬ II. НАД БЕЗДНОЙ.................................................................27

Глава 1. ЗАСТЫВШЕЕ ОДИНОЧЕСТВО.......................................................28

Глава 2. ТАЙНА АБСОЛЮТНОГО ХОЛОСТЯКА......................................32

Глава 3. ОДИНОЧЕСТВО ВЕЛИКОГО ХОЛОСТЯКА: НИЦШЕ И

ЗАРАТУСТРА..............................................................................................36

Глава 4. СТАРАЯ ДЕВА.....................................................................................39

Глава 5. СЕКСУАЛЬНЫЙ МАНЬЯК И ЕГО ОДИНОЧЕСТВО.................43

Глава 6. ВВЕРХ ОТ БЕЗДНЫ............................................................................47

ЧАСТЬ III. ПОЛДЕНЬ: ИЛЛЮЗИИ РАЗРУШЕНИЯ....................49

Глава 1. ИЛЛЮЗИЯ ПЕРВАЯ: СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ.............................50

Глава 2. ОДИНОЧЕСТВО И СЕКС.................................................................53

Глава 3. СЕКСУАЛЬНОЕ И ЭРОТИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО:

ТРАГИЗМ ПОЗИЦИИ ВЕЙНИНГЕРА...................................................58

Глава 4. ЭРОТИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО И ЭРОТИЧЕСКОЕ

ЕДИНСТВО: МУЖЧИНА ПРОТИВ ЖЕНЩИНЫ...............................63

Глава 5. ИЛЛЮЗИЯ ВТОРАЯ: ПРОСТИТУЦИЯ.........................................68

Глава 6. УГЛУБЛЕНИЕ ИЛЛЮЗИИ: СВАДЬБА И БРАК............................71

Глава 7. СУПРУЖЕСКАЯ ИЗМЕНА...............................................................75

Глава 8. ОДИНОЧЕСТВО ВДВОЕМ...............................................................79

Глава 9. ИЛЛЮЗИЯ ПОСЛЕДНЯЯ: ВЛАСТЬ...............................................81

Глава 10. ОБРАЗ ЛЕНИНА: ОДИНОЧЕСТВО ПРОТИВОБОГА..............86

Глава 11. ОДИНОЧЕСТВО ВЕЛИКОГО КУЛЬТУРИСТА:

АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР....................................................................95

ЧАСТЬ IV. ДЫХАНИЕ ВЕЧЕРА: ДЕТИ.........................................101

Глава 1. ОДИНОЧЕСТВО И ДЕТИ...............................................................102

Глава 2. СТРАННЫЙ РЕБЕНОК...................................................................106

Глава 3. МАТЬ-ОДИНОЧКА И ОДИНОКАЯ МАТЬ................................108

Глава 4. ОДИНОЧЕСТВО СТРАННОЙ МАТЕРИ.:...................................109

Оглавление

Глава 5. ОДИНОКИЙ ОТЕЦ.........................................................................111

Глава 6. ПОКИНУТЫЕ РОДИТЕЛИ............................................................112

ЧАСТЬ V. ЗАКАТ ОДИНОЧЕСТВА...............................................115

Глава 1. СТАРЕЮЩАЯ ЖЕНЩИНА И СТАРЕЮЩИЙ

МУЖЧИНА................................................................................................116

Глава 2. СТАРОСТЬ-ВЗРОСЛОСТЬ: ОБНОВЛЕНИЕ

ОДИНОЧЕСТВА И ЕГО ИСХОД...........................................................117

Глава 3. СТАРОСТЬ-МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ-ДЕТСТВО...............119

Наши рекомендации