Ибо истинным возвышением тоски может быть только любовь.
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
Проникновение 3
ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА ТОСКИ
Глубокая тоска, бродящая в безднах нашего бытия, словно глухой туман смешивает все вещи, людей и тебя самого вместе с ними в одну массу какого-то странного безразличия. Этой тоской приоткрывается сущее в целом.
Мартин Хайдеггер
Больше всего человек создает от отчаяния. От тоски, от одиночества, от состояния оглушенности. Потому что тогда его ничто не удовлетворяет.
Карел Чапек
Осень разделась до Ноября Сыпятся листья и негде укрыться Я выбираю молчанье — и зря: Даже молчанье не может продлиться.
Длинные ливни пригонят печаль И уведут онемевшую юность Тихо слетает лесная вуаль — Это весна, уходя, оглянулась.
Утро разбудит часы из песка Белое утро — страница итога Тонкая плеть, облака и тоска Все, что оставила эта дорога...
Валерий Жулай
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛЛ
1. Человек тоски как разрушитель обыденности
1 Тоска рождена утратой смысла. Скука — утратой желания.
Это рассуждение будет центральным в нашем постижении людей тоски и скуки, которые всю жизнь борются за смысл или за желание. Или точнее: за обновление смысла или желания.
Мы начнем с портрета человека тоски. Правомерно ли это? Ведь из всего того, что мы осознали выше, следует вывод: скука более простое состояние, чем тоска и осознать ее будет проще.
Не стоит ли от простого подойти к более сложному? Увидеть в тоске развитие скуки?
Действительно, такая логика подкрадывается ко мне. Но ее останавливает принципиальный аргумент.
Скука как переживание обыденности необъяснима из самой себя. Скука несамостоятельна и может быть понята лишь с позиций тоски.
Скука — лишь лагуна на берегу Океана Тоски.
Поэтому скука не является эмбрионом тоски. Она есть некое параллельное переживание по отношению к тоске, но она параллельна тоске лишь как ветвь дерева может быть параллельна стволу — лишь условно и лишь изогнувшись у основания.
Человек тоски и человек скуки отличаются углубленностью в свою личность. Человек тоски уже коснулся своей личности, человек скуки еще блуждает около нее.
Человек тоски всегда восстает против обыденности в поисках потустороннего и запредельного. В этом восстании он обретает себя и свое страдание.
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
Восстание человека тоски против обыденности есть прежде всего восстание против рода. Это восстание против желания жить в роде и продолжать род.
Тоскуя, почти невозможно зачинать и совсем невозможно рожать. Тоска призывает к аборту.
Тоска тормозит детородные и вообще сексуальные возможности. Углубляясь в этом направлении, она наполняется страхом секса и агрессией к нему.
Половые органы начинают тяготить. Секс все больше приобретает садо-мазохистическую окраску.
Такая тоска, словно кровь, пульсирует по жилам секты скопцов...
Характерный человек тоски — Николай Гоголь. Он восстает против обыденности и его смех заставляет плакать. Этот странный смех будит тоску, спящую в глубине души у каждого.
Смех Гоголя — это тоскующий смех. Его раскаты ранят. Серая бездна обыденной жизни открывается каждому, кто хотя бы раз рассмеялся этим смехом. Все удовольствия и маленькие радости повседневности превращаются тоскующим смехом в ужасных призраков.
Носы, столь долго и преданно служившие людям для чихания, нюханья табака и ароматов вареной говядины, внезапно покидают своих повелителей. Оживают шинели и морозными петербургскими ночами обретают собственные души. Каждому, кто смеялся тоскующим смехом, открывается, что голоса обыденности— это не человеческие голоса, а голоса вещей...
Человеком тоски был Ницше. Поражает удивительное сходство с Гоголем — общее единство душевной мягкости-ранимости и жестокой насмешки.
Однако в тоске Ницше сворачивается трансцендентное и запредельное. И тогда тоска вырождается в скуку.
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
Именно тоска Ницше порождает скуку Постороннего Альбера Камю...
Человеком тоски является Стивен Кинг. Он пытается выйти за пределы тоски при помощи ужаса, но это удается ему лишь отчасти. Ужас подчиняет его себе.
В мире чистого ужаса стирается различие тоски и скуки. Пламя ужаса столь ослепительно, что рядом с ним меркнет огонь и тоски, и скуки. Конечно, пламя рукотворного ужасаможет превратить скуку в тоску. Но оно способно и запутать отношения тоски и скуки...
Не случайно многие романы Кинга часто читаются от скуки и после прочтения лишь на время избавляют от нее, становясь всего лишь развлечением.
Для того, чтобы ужас вывел не только из скуки, но и из тоски, необходимо, чтобы за ним скрывалось нечто абсолютно преодолевающее ужас и бесконечно более могущественное, чем он — любовь...
< 2. Человек тоски как странный человек
Вы мне нравитесь... в вас есть нечто высшее, чем просто земное животное.
Брэм Стокер
Человек тоски — всегда странный человек. Его странность проистекает из желания странствовать за пределами обыденности. Движимый этим желанием странствовать, он никогда не вмещается в ситуации обыденности. Все обыденные ситуации как повторяющиеся и однотипные тяготят его...
Странному человеку хочется быть наперекор обыденности. Ему хочется работать в праздник и отдыхать в будни. Учреждения притягивают его в вечерние часы, когда их покидает дневная суета. Люди интересуют его без социальных масок.
Означает ли это, что странный человек находится в вечной оппозиции к любому массовому бытию эпохи?
Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
И да, и нет. Для странного человека важно не вступать в оппозицию, а быть собой вопреки всему. И если результатом этого становится оппозиция, то она является побочным результатом странствия по внутреннему космосу, чуждому любым безличным и массовым играм своей эпохи.
Любая тоска порождает странность, любая странность ведет к тоске. Это — фундаментальный закон нашего мира.
Странность предполагает одиночество — островок, омываемый волнами Океана Тоски. Возможен ли такой мир, в котором странный человек не будет в тоскующем одиночестве?..
Очень хочется ответить: «Да». Однако это «Да» требует оговорок. Странность есть вызов любому человеческому бытию как социальному бытию. Поэтому странный человек не может избавиться от одиночества до тех пор, пока человеческое бытие будет социальным бытием — бытием, группирующимся на основе отчуждения от странности.
Общество, уважающее странного человека и преклоняющееся перед странным человеком не в силу его волевого давления на людей и не в силу его социального преуспевания, а в силу странности как таковой, странности как личностного своеобразия, — такое общество уже лежит за пределами всех известных нам форм общения и взаимодействия людей.
3. Мужчина тоски: стремление за горизонт
Мужчина тоски постоянно выталкивается обыденностью на ее поверхность — к тому Солнцу и Воздуху, которые находятся за пределами обыденности. Но мужчина тоски может оказаться не только легче обыденной среды, но и тяжелее ее. Тогда он опускается на дно обыденности и проникает глубже дна.
Для мужчины тоски характерно стремление к выходу в за-
Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________
предельное бытие, к трансцендированию. Мы назовем это стремление стремлением за горизонт.
Стремление за горизонт есть стремление за пределы пространства своей страны и времени своей эпохи. Более того, это стремление за пределы пространства и времени вообще. Это устремленность к абсолютно непознанному и неизведанному. И вместе с тем это устремленность к тому, что всегда смутно ожидается и будоражит надежду — к вечному. Поэтому познание и из-ведывание мужчины тоски всегда переходит в самопознание и само-изведывание. Ибо постижение Вечности возможно только через постижение себя.
Постижение Вечности есть проникновение в собственные вневременные глубины.
На этом пути самопознание становится самотворением.Самотворение для мужчины тоски становится глубинным способом выхода из мира тоски.
Мужчина тоски стремится избавиться от тоски через избавление от обыденности. На этом пути он желает разрушить свою собственную тоску через изменение бытия в целом. В этом он принципиально отличается от женщины тоски, которая стремится преодолеть тоску лишь через изменение своего собственного бытия.
Можно выделить три типа мужчины тоски. Это Гений, Герой и Святой. Все они имеют общую тоску — тоску по запредельному. Но каждый из них пытается выйти за пределы этой тоски по-своему.
Гений— это мужчина тоски,.в бытии которого воля к вдохновению доминирует над волей к самосохранению и продолжению рода, а также над волей к власти и реализуется в культуротворчестве, кардинально меняющем жизнь рода'.
Более подробно я развернул эту мысль в книге: Пределы мужского и женского.— К., 1997.
____________________________________Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ
Гений — это мужчина тоски, склонный к мифотворчеству. Ибо в мифе всегда разрешаются трагические для личности и рода противоречия. Именно через миф Гений может глубинно изменять родовую жизнь.
Тоска в жизни Гения толкает его выразить себя в продуктах культуры. Его личность трагически возносится в этих продуктах и столь же трагически застывает.
Объективированный в культуре дух Гения напоминает окаменевшие языки пламени.