Уровень развития отрядного коллектива

В условиях очень краткого временного периода сформировать подлинно сплоченный коллектив — задача весьма непростая. Тем не менее, «внешняя социальная мысль» (по Л.С. Выготскому) вожатого способна хотя бы подойти к решению этой задачи. Измерение уров­ня развития отрядного коллектива целесообразно провести дважды:

первый раз — в середине смены (когда межличностные отношения, статусная структура, ролевая структура отряда, стиль его деятель­ности отчетливо определились); второй раз — в конце смены, для того чтобы выявить результаты коллективообразования.

Для отслеживания уровня развития коллектива отряда предла­гаем методику самоаттестации группы.

Методика «Самоаттестация группы»

Инструкция. Каждому члену отряда дается бланк с перечнем ба­зовых характеристик, определяющих уровень развития коллектива. Предлагается по 10-балльной системе оценить, насколько развит тот или иной показатель в аттестуемом отряде, (табл. 5)

Перечень показателей:

— порядок, организованность отряда;

— открытость отряда (наличие связей с другими отрядами, интенсивность внешних контактов);

— мажорный настрой группы;

— гуманизм и демократизм отношений;

— деловая плотность режима жизнедеятельности;

— интересность, новизна, занимательность мероприятий;

— соответствие проведенных дел моим индивидуальным склонностям;

— авторитет актива отряда;

Обработка результатов

По каждому показателю подсчитывается среднее арифметиче­ское балльное значение по отряду. Затем на круге самоаттестации отряда откладываются полученные значения, заштриховывается достигнутая отрядом зона развития (таблица).

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА

1. Личностный рост каждого члена отряда

Дорогой вожатый!

Закончилась очередная смена в детском лагере. Вам, мы надеем­ся, удалось открыть мир творческого общения с детьми, у Вас не ис­чезло желание делать жизнь интереснее и разнообразнее. Ваши де­ти вернулись из лагеря не только физически окрепшими, но и ду­ховно просветленными, взглянувшими на мир вдохновенными, лу­чезарными глазами. У ваших ребят были походы, рыбалки, «путе­шествия» по ночному небу, встречи рассвета. А как же получить целостное представление о различных сторонах развития личности ваших подростков? Как оценить сформированность конкретных ка­честв во всем детском коллективе?

В этом Вам поможет стандартизированная характеристика чле­на отряда, которая представляет собой перечень конкретных пока­зателей (их всего семь) и указание уровней их проявления (выра­жающихся в оценках 5, 4, 3, 2,1).

Стандартизированная характеристика члена отряда

Содержание показателя Оценка
1. Активность в общественно полезной, трудовой деятельности  
Активно включается в различные виды общественно полезной, трудовой деятельности. Проявляет инициативу в ее организации  
Активен в общественно полезной, трудовой деятельности, но включается в нее по инициативе других  
Особой активности не проявляет. Включается в общественно полезную, трудовую деятельность по необходимости  
Пассивен в общественно полезной, трудовой деятельности, включается в нее под воздействием определенных стимулов  
Уклоняется от различных видов общественно полезной, трудовой деятельности  
2. Ответственность в общественно полезной, трудовой деятельности Проявляет ответственность, добросовестное отношение к общественно полезной, трудовой деятельности  
К общественно полезному труду относится добросовестно, в некоторых случаях может проявить безответственность  
Трудится добросовестно только в тех случаях, когда заинтересован в ре­зультатах труда. Ответственности не проявляет  
Неохотно трудится. Может не выполнить поручение, не довести до конца
Недобросовестно и безответственно относится к общественно полезной, трудовой деятельности  
3. Участие в деятельности отряда Выступает организатором многих дел. Проявляет активность в работе от­ряда  
Ответственно относится к поручениям, сам не проявляет инициативы и организаторских умений  
Активность в делах проявляет ситуативно
Пассивен в делах отряда. Характерная позиция — "слушатель» и «зри­тель»
Безразличен к отрядным делам
4. Умение устанавливать отношения с товарищами  
Умеет создавать и поддерживать отношения доброжелательности в кол­лективе  
Поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания  
Неровен в отношениях с ребятами. Иногда является источником конф­ликтов  
Безразличен к взаимоотношениям в коллективе
Часто осложняет взаимоотношения в коллективе 5. Умение заботиться о людях  
Умеет видеть, кто нуждается в помощи. Проявляет готовность помочь то­варищам, взрослым и младшим, помогает им  
Охотно помогает другим людям, если подскажут, где нужна его помощь
Оказывает помощь, но делает это без особого энтузиазма
Часто отказывается оказать помощь, но если помогает, то делает это как обязанность, неохотно  
Избегает ситуаций, в которых надо помочь другим людям
6. Справедливость  
Справедлив и борется за справедливость при любых обстоятельствах
Стремится к справедливости, но выступает за нее только вслед за други­ми
Справедлив за исключением тех случаев, когда справедливость может обернуться против него самого. Осуждает несправедливость  
В ряде случаев пренебрегает справедливостью, может пойти на компро­мисс с совестью. Борется с несправедливостью только тогда, когда она коснулась его самого  
Нередко бывает несправедлив, особенно, когда ему это выгодно. Не осуждает несправедливость, а иногда и поддерживает ее  
7. Отношение к себе. Самооценка Всегда правильно оценивает себя и свои поступки. Способен к самокри­тике, не рисуясь при этом  
В целом правильно оценивает себя и свои поступки. Самокритичен бы­вает не всегда  
В состоянии правильно оценить себя и свои поступки. Недостаточно са­мокритичен, нуждается во внешних стимулах, заставляющих подумать над собой и своими поступками  
Чаще неверно оценивает себя и свои поступки. К самокритике прибегает в редких случаях  
Как правило, неверно оценивает себя и свои поступки. Не способен к са­мокритике, устраняется от нее  


Наши советы

1. Для оформления данных по методике стандартизированной характеристики необходима развертка, в которой обозначены все показатели в закодированном виде (столбцами от 1 до 7). В гори­зонтальной строке рядом с фамилией ребенка проставляются "оценки" соответственно его проявлению по каждому показателю.

фамилия, имя   Показатели  
             
1. Смирнов Саша                              
2. Очев Олег                              

2. Подсчет баллов по горизонтали дает возможность судить о подростке в целом, об уровне его развития.

3. Подсчет баллов по вертикали дает возможность судить о сфор­мированности каждого из признаков (показателей) у членов данно­го отряда.

2. Удовлетворенность пребыванием в лагере

Дорогой друг! Закончилась еще одна смена в летнем лагере. У тебя появились новые друзья, новые впечатления. Но все ли, о чем мечтал, сбылось? Ведь лето такое короткое, а желаний всегда много. Что тебе за­помнилось, что тебя радовало и огорчало, захочешь ли ты еще раз провести лето в лагере? Давай еще раз вместе вспомним нашу смену.

1. Удовлетворен ли отношениями с ребятами в отряде? Подчерк­ни нужное: да: скорее да, чем нет; трудно ответить; скорее нет, чем да; нет.

2. Каковы взаимоотношения между ребятами? Подчеркни нужное:

дружные, приятельские, равнодушные, холодные, враждебные.

3. Каким ты считаешь свой отряд?

— сплоченным и дружным;

— дружным, но далеко не всегда;

— скорее разобщенным, чем дружным;

— разобщенным, с отдельными замкнувшимися группировками;

— каждый сам по себе.

4. Оказывало ли влияние на твое поведение мнение ребят, всего отряда? Подчеркни нужное: да; скорее да, чем нет; трудно отве­тить; скорее нет, чем да: нет.

5. Какие запомнились дела? Укажи их здесь_______

Почему? Подчеркни нужное:

— узнал много нового;

— принесли пользу людям:

— все дружно действовали;

— сами все придумывали;

— я был организатором;

— мы победили в соревновании;

— работали вместе со взрослыми;

6. Я с удовольствием участвовал в том, что делал мой отряд, когда

— мы приносили пользу другим людям;

— нравился взрослый, который работал с нами;

— чувствовал, что я нужен другим;

— все вместе дружно работали;

— был случай покомандовать;

— со всеми мне было интересно;

— я знал, что могу проявить себя;

— я знал, что смогу что-то новое узнать и чему-то научиться;

— это расширяло и укрепляло круг моих друзей;

— это интересное дело, и я получал от него удовольствие;

— участвовал, потому что не хотел быть «белой вороной»;

— участвовал, так как это помогло мне выделиться среди това­рищей.

7. Мои поручения в отряде.

Как ты оцениваешь результаты выполнения поручений?

— моя работа приносила пользу отряду и была интересна мне;

— отряду было полезно, но мне неинтересно;

— было интересно мне, приносило мало пользы отряду;

— работа была бесполезна.

Наши рекомендации