ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 1. Общие сведения о ребенке

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Лето — ответственная пора в жизни ре­бенка для его отдыха, его развития: физического, духовного, умст­венного. Ваш ребенок едет в лагерь. Он войдет в новый коллектив, в иные условия жизни.

Мы хотим, чтобы все члены коллектива участвовали в планиро­вании и организации жизни в лагере: дети, воспитатели, вожатые, руководители кружков. И, конечно, родители.

Каждый ребенок уникален, неповторим. Этим он и интересен в первую очередь. Мы хотели бы, чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в коллективе, с уважением относился к другим, к самому себе, сохранил свою неповторимость.

Чтобы учесть Ваше мнение и желания, мы просим ответить на следующие вопросы:

1. Какие, по вашему мнению, особенности здоровья вашего ре­бенка мы должны учесть?______________________

2. Каковы особенности поведения, психологии ребенка?

3. Просим сообщить круг интересов вашего ребенка____

4. Что вы ждете от лагеря, каковы ваши пожелания к организа­ции жизни в нем? ______________________

5. Фамилия, имя ребенка, возраст, место жительства

Директор лагеря _____________ (подпись)

Ожидания ребенка

Анкета для ребенка, прибывшего в лагерь

Дорогой друг!

Ты приехал в лагерь. Мы, организаторы этой смены, хотим сде­лать ее интересной и полезной для тебя. Твоя помощь — в ответах на вопросы этой анкеты. Не надо долго обдумывать каждый свой от­вет. Очень важны твои мысли именно в момент заполнения этой анкеты: что ты считаешь важным для себя сейчас, то и интересует нас больше всего. Заранее благодарим тебя за ответы!

1. Кто ты: мальчик или девочка? (Нужное подчеркнуть)

2. Твой возраст ____

3. Я хотел бы, чтобы отряд состоял из ребят, которые__

4. Я предпочел бы активно участвовать в таких отрядных делах,

как___________________________

5. Мне будет скучно, если в отряде будут проводиться__

6. Я надеюсь, что наш вожатый будет ____________

7. Лагерная жизнь будет для меня полезной, если ____

8. Я хотел бы научиться в лагере _______________

9. Если мне предложат стать лидером-организатором в отряде, я

10. Я буду протестовать, если меня заставят ________

11. Если бы мне разрешили выбирать, остаться в лагере или уехать, я бы _________________________

12. Я хотел бы, чтобы режим дня в лагере включал в себя

Интересы ребенка

Карта интересов

Дорогой друг! Ты приехал в наш лагерь, Для организации досуга мы хотели бы узнать о твоих интересах и склонностях. Отметь, ка­кие области знания и деятельности для тебя интересны. Используй следующую шкалу оценок:

очень интересно: ++

просто интересно; +

все равно: О

не интересно: скучно: —

Знания по предметам   Личное участие в делах  
история   техническое творчество  
литература   литературное творчество (сочинение стихов, сказок,  
языки   историй и т д.)  
химия   художественная самодеятельность (пение, танцы, игра  
физика   на муз инструментах, театр)  
техника   журналистика (радио, газета,  
искусство   устные журналы)  
архитектура   спорт (спортивные игры, военизированная игра, спорт-  
военное дело   секции, «Веселые старты»)  
биология   рукоделие (шитье, вязание, вышивка и т п.)  
география   художественное ремесло (поделки резьба, выжигание и  
экология   т.п.)  
информатика   рисование  
экономика   уход и наблюдение за животными  
астрономия   уход и наблюдение за растениями  
право   туризм, турслеты  
философия   краеведение, фольклор  
еще?   занятия с младшими детьми, опека, игры  
    просто чтение  
    интеллектуальные игры и соревнования («Брейн-  
    ринг», «Что? Где? Когда?», КВН и т.п.  
    коллекционирование  
    досуговое общение: «Огоньки», вечера отдыха, костер,  
    игровой час, праздник, телевизор, видео  
    выставки, музеи, поездки  
    трудовая деятельность  
    клубы, кружки, еще?  

Творческая направленность

Известная методика П. Торренса нацелена на определение уров­ня развитости творческого мышления. Методика может применять­ся практически для всех возрастов: от младшего школьного до юно­шеского. Информация о творческих возможностях и склонностях вновь прибывших детей важна для проектирования досуговых ме­роприятий, для получения представления о готовности контингента к творческим видам деятельности. Методика позволяет выявить та­кие характеристики творческого мышления, как гибкость и богат­ство идей, оригинальность. Кроме того, практика использования данного теста показала, что он очень выразительно определеляет направленность мышления (гуманитарную, предметно-бытовую, абстрактно-техническую, философскую), склонность личности к открытости, связям, контактам, единению с другими.

Инструкция. Ребенку дают бланк с 20 кругами диаметром 2,5 см и предлагают в течение 10 минут нарисовать любые изображения, ис­пользуя круг как элемент изображения. Каждый рисунок подписать.

Обработка носит качественный характер. Гибкость мышления определяется по количеству групп изображений одной тематики, богатству выраженных идей. Группируются рисунки по темам:

«Природа», «Предметы быта», «Животные», «Декоративные фигу­ры», «Абстракции» и т.д. Чем больше тематических групп, тем больше богатство и гибкость мышления. Считается, что 1-2 группы

— показатель низкого уровня гибкости; 6 и выше — высокого. Ори­гинальность мышления отмечается, если в рисунках ребенка при­сутствуют редко встречающиеся образы. К ним относят: 1) нестан­дартные изображения, редкие, не встречающиеся у других детей обследуемой группы; 2) изображение несуществующих предметов или животных (неведомых планет, новых конструкций машин); 3) редкие образы (морской еж, изображение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека), редкие ракурсы, то есть показ предмета с неожиданной точки зрения. Направленность мышле­ния определяется по содержанию изображения. Абстрактное мыш­ление — по наличию абстрактных символов, знаков, геометриче­ских фигур; предметно-бытовое — по преобладанию предметов бы­та и технической деятельности; философское — по наличию высо­кообобщенных образов (колесо истории, злость, смерть, мысль в действии, печаль); образное — по эмоционально выразительным и богатым образам, детализованным, с выдумкой, юмором. Гумани­тарная направленность видна в склонности к изображению челове­ка, его лица, игрушек, животных. Открытость, коммуникабель­ность личности определяется по склонности выйти за пределы кру­га, объединить несколько кругов в одну композицию (велосипед с колесами, колеса танка, воздушные шары, очки, гроздья).

Ниже приводятся рисунки детей, иллюстрирующие указанные выше параметры творческого мышления.

Рис. 1. Образный, эмоционально насыщенный строй мышления;

яркая склонность к связям, объединению; оригинальность всей композиции в целом.

Рис. 2. Хорошо иллюстрирует гибкость мышления: автор создал 6 тематических групп: спорт — 2 рисунка, животное — 1, игрушки

— 2, техника — 5, объекты природы — 2, человек — 2.

Рис. 3. Насыщен оригинальными, редко встречающимися в быту объ­ектами, несуществующими предметами, редкими ракурсами: свет от фар машины, вид конуса сверху, микробы, пень сверху, цифра 10, луноход.

Рис. 4. Иллюстрирует замкнутость, несклонность к контактам;

мышление предметно-бытовое, стандартное,неоригинальное, нет гибкости и богатства идей.

Наши рекомендации