Логика повседневного социального действия.

Л. Г. Ионина, который проанализировал шюцевские формальные структуры повседневности с позиций историзма. Анализу был подвергнут каждый из конституирующих элементов, формальных структур повседневности: ее практический характер, ее несомненность, самоочевидность, бодрствующий характер сознания («напряженность сознания»), темпоральные характеристики повседневности, наконец, типизирующая интерсубъективность повседневности. Так, Л. Г. Ионин выделяет традиционную и современную повседневность, причем последняя характеризуется как отчужденная повседневность. Ученый выдвигает гипотезу о том, что в начальные эпохи истории повседневности как таковой не существовало; повседневность - это продукт длительного исторического развития [3, с. 351]. Л. Г. Ионин предлагает также собственную концепцию социально-культурной трансформации повседневной жизни в современной России, основанную на идее историчности, мифологичности, ритуализации повседневности и культурного инсценирования. Л. Г. Ионину принадлежит первая в России словарная дефиниция повседневности. В энциклопедии «Культурология ХХ век» он так трактует повседневность: «Повседневная жизнь - процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий. Социальные взаимодействия в контексте повседневности зиждутся на предпосылке единообразия восприятия ситуаций взаимодействия всеми его участниками. Другие признаки повседневного переживания и поведения: нерефлектив-ность, отсутствие личностной вовлеченности в ситуации, типологическое восприятие участников взаимодействия и мотивов их участия. Повседневность противопоставляется: как будни - досугу и празднику; как общедоступные формы - высшим специализированным ее формам; как жизненная рутина - мгновениям острого психологического напряжения; как действительность - идеалу» [4, с. 122].

Некоторые из обозначенных элементов, как считает Л. Г. Ионин, оставались неизменными в ходе истории. Среди них - практический характер повседневности и «напряженное отношение к жизни». Последнее, правда, «в

некоторые исторические периоды могло частично ослабевать». Остальные «конституирующие элементы» повседневности имеют отчетливо выраженный исторически изменчивый характер. Это касается и восприятия, и переживания времени, и способов и характера типологизаций, и убежденности в реальности, подлинности мира повседневности.

20. Теоретическое содержание концепции глобализации.

Концепции постмодернизма на смену во второй половине 1990-х гг. пришла концепция глобализации. Глобализация -развитие цивилизации в конце XX - начале XXI в., представляющее создание единой и взаимосвязанной системы в области экономики, политики, культуры, массовых коммуникаций; это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность во всем мире; это усиливающаяся опасность мирового терроризма, ядерной войны, религиозного фундаментализма, уничтожения природной среды, эпидемиологических заболеваний и т.д. При этом под ними мы будем понимать совокупность проблем, затрагивающих коренные жизненные интересы всего человечества и требующих совместных, коллективных решений со стороны большинства или хотя бы многих, в первую очередь развитых, стран.

Одной из первых попыток его анализа стала характеристика экономической глобализации, рассматриваемой как процесс интеграции экономической деятельности во всемирном масштабе, главную роль в котором играют транснациональные корпорации.

Вначале глобализацию рассматривали как следствие влияния Запала, однако, ясно, что глобализацию нельзя понимать только лишь как вестернизацию.

Р.Робертсон считает, что глобализация должна рассматриваться не как исключительный результат развития Запада, а как следствие взаимодействия западных стран со всем остальным миром во всех сферах.

Гидденс, уделивший проблеме глобализации большое внимание в связи с анализом общества позднего модерна, пишет, что на первый взгляд для людей это явление имеет место не "здесь и сейчас", в повседневной жизни, а где-то далеко, "там", во всемирных социальных отношениях. Для социолога, однако, считает он глобализацию как явление, которое затрагивает каждодневные интересы человека. Глобализация трактуется им как интенсификация социальных отношении всемирного характера, которые связывают находящиеся на удалении друг от друга локальные контексты жизни так, что процессы и события, происходящие в одном месте, обусловливают процессы и события, происходящие далеко от них, и, наоборот, сами обусловливаются ими.

Глобализация характеризуется Гидденсом как естественное продолжение модерна в новых социально-экономических и политических условиях 1990-х гг., или условиях позднего модерна. При этом он говорит о пяти основных чертах глобализации. 1) возникновение глобальной взаимосвязанности экономических процессов, где, как уже отмечалось выше, существенную роль сыграли транснациональные корпорации. 2) появление новой системы международных отношений между нациями -государствами. 3) складывание нового мирового военного порядка - с учетом того обстоятельства, что современное вооружение и военная сила приобретают глобальный характер, превращая локальные вооруженные конфликты во всеобщие. 4) дифференциация и разделение труда между различными странами и частями планеты. 5) "культурная глобализация- развитие технологий коммуникации, глобальный трансфер культурных ценностей, реальных достижений в области культуры, вкусов.

Наши рекомендации