Общество людей или общество животных?
В своем интервью индийскому «Бхаван Джорнэл» в августе 1976 года Шрила Прабхупада спросил: «Возможны ли счастье и мир в обществе животных? Они хотят, чтобы люди находились на уровне животных и создают Организацию Объединенных Наций... просто собачьи бега. Собака бежит на четырех лапах, а вы мчитесь на четырех колесах — вот и вся разница. И вы считаете, что четырехколесные бега свидетельствуют о прогрессе цивилизации!»
Интервьюер : Мой первый вопрос: «Ослабевает ли, по-вашему, влияние религии? И если да, то можно ли этим объяснить рост коррупции и повсеместное разрушение нравственных ценностей?»
Шрила Прабхупада : Да, религия ослабевает. Это предсказано в «Шримад-Бхагаватам» (12.2.1):
таташ чанудинам дхармах
сатйам шаучам кшама дайа
калена балина раджан
нанкшйатй айур балам смритих
«В Кали-югу (нынешний век раздоров и лицемерия) религия придет в упадок, постепенно будут исчезать правдивость, чистота, милосердие, сократится продолжительность жизни, уменьшится телесная сила и ослабеет память».
Все это — ценные качества человека, отличающие его от животного. Но они будут постепенно исчезать. Не будет милосердия, правдивости, станет короткой память и сократится продолжительность жизни. Религия тоже придет в упадок. Это означает, что мы постепенно опустимся до уровня животных.
Интервьюер : Религия исчезнет? Мы станем животными?
Шрила Прабхупада : Жизнь без религии — это и есть животное существование. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, что собака не имеет ни малейшего понятия о религии. Собака — тоже живое существо, но ее не интересует ни «Бхагавад-гита», ни «Шримад-Бхагаватам». Ей это неинтересно. Этим человек отличается от собаки: животному неинтересно.
Таким образом, люди, которых не интересует религия, ничуть не лучше животных. Но может ли идти речь о счастье или мире в обществе животных? Они хотят, чтобы люди находились на уровне животных и создают Организацию Объединенных Наций. Разве это возможно? Объединенные животные, общество, объединяющее животных? Именно так и обстоит дело.
Интервьюер : Видите ли вы какие-нибудь обнадеживающие признаки?
Шрила Прабхупада : По крайней мере люди заметили, что религия приходит в упадок. Это хорошо. «Приходит в упадок» значит, что они станут животными. Логика определяет человека как разумное животное. Если у него нет разума, он животное, а не человек. В человеческом обществе вы должны стать либо христианином, либо мусульманином, либо индусом, либо буддистом — кем, не так уж важно. Должна существовать какая-либо система религии. Человеческое общество без религии — общество животных. Это очевидный факт. Почему сейчас люди так несчастны? Потому что у них нет религии. Они пренебрегают ей.
Один господин написал мне, что Толстой как-то сказал: «Пока мы не подложим под церковь динамит, о мире не может быть и речи». Даже сейчас русское правительство очень враждебно настроено по отношению к сознанию Бога, так как придерживается мнения, что религия отрицательно повлияла на атмосферу в обществе.
Интервьюер : В этом, может быть, есть доля истины.
Шрила Прабхупада : Религию могли использовать во зло, но это еще не значит, что ее надо избегать. Нужно исповедовать истинную религию. То, что так называемые священники не соблюдают как положено принципов религии, еще не значит, что религия должна быть отвергнута. Если у меня катаракта, и мой глаз причиняет мне беспокойство, это не значит, что его надо выколоть. Нужно удалить катаракту. В этом заключается сознание Кришны.
Интервьюер : Я думаю, история показывает, что многие злоупотребляли религией. Вы согласны?
Шрила Прабхупада : Эти люди не имеют понятия о Боге, а проповедуют религию. Что такое религия? Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам — «Путь религии начертан Самим Верховным Господом». Они не имеют понятия о Боге, не знают, что такое Бог, а еще учат религии. Долго ли может сохраняться такое противоестественное положение? Это неминуемо приведет к упадку религии.
Таково положение в современном мире. Люди не имеют представления о Боге, поэтому как же они узнают волю Бога? Религия — это воля Бога. Закон, к примеру, — это, по сути дела, воля государства. Не будь государства, не было бы и этих законов. Мы очень четко представляем себе Бога — это Кришна. Он повелевает, а мы исполняем Его волю. Это простая религия. Если нет Бога, нет повелений Бога, то откуда взяться религии? Если нет правительства, то откуда возьмется закон?
Интервьюер : Да, тогда не будет никаких законов. Это будет общество беззакония.
Шрила Прабхупада : Беззакония. Все творят беззаконие, если проповедуют собственную, сфабрикованную ими религиозную систему. Это и происходит сейчас.
Попробуйте спросить последователя любой религиозной системы, как он представляет себе Бога? Сможет ли он дать вразумительный ответ? На этот вопрос вам никто не ответит. Но мы немедленно скажем:
венум кванантам аравинда-далайатакшам
бархаватамсам аситамбуда-сундарангам
кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам
говиндам ади-пурушам там ахам-бхаджами
«Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, который виртуозно играет на Своей флейте, чьи цветущие глаза подобны лепесткам лотоса, а голова украшена павлиньим пером, чье прекрасное тело имеет оттенок синих туч и который Своим неповторимым очарованием пленяет миллионы Купидонов» (Брахма-самхита, 5.30). Мы сразу можем описать Бога.
Что это за религия, если она не дает представлений о Боге?
Интервьюер : Я не знаю.
Шрила Прабхупада : Это обман. Люди не имеют представления о Боге и потому не понимают, что такое религия. Это деградация, и поскольку религия приходит в упадок, люди все более и более походят на животных.
Животными называют тех, у кого нет памяти. Собака прибегает на запах съестного, я говорю: «Хат!» — и она уходит. Но она возвращается, потому что у нее нет памяти. Таким образом, если наша память о Боге ослабевает, значит, мы постепенно теряем свои человеческие качества. В Кали-югу эти человеческие качества постепенно исчезают. Это значит, что люди уподобляются кошкам и собакам.
Интервьюер : Второй вопрос: «Ведическую культуру часто обвиняют в том, что она фаталистична, то есть делает людей рабами, верящими в предопределение, и тем самым препятствует прогрессу. Насколько справедливы эти обвинения?»
Шрила Прабхупада : Что представляет собой этот прогресс? Собачьи бега — это прогресс? Это называется прогрессом? Собака бегает туда-сюда на четырех лапах, а вы повсюду разъезжаете на четырехколесных автомобилях. Это вы называете прогрессом? Это не ведическая система. По ведической системе человек обладает определенным количеством энергии, и поскольку его сознание более развито, чем сознание животных, человеческая энергия ценнее энергии животных.
Интервьюер : Я думаю, никто не будет оспаривать то, что человек обладает большей свободой или, я бы сказал, большей ответственностью, чем животные.
Шрила Прабхупада : Поэтому человеческую энергию нужно использовать для духовного прогресса, а не тратить на состязания с собакой. Святой не занимается тем, чем занимается собака. Сегодня люди думают, что уподобиться собаке — это и значит жить. Однако истинная жизнь — это духовный прогресс. Поэтому ведические писания гласят:
тасйаива хетох прайатета ковидо
на лабхйате йад бхраматам упарй адхах
тал лабхйате духкхавад анйатах сукхам
калена сарватра габхира-рамхаса
«Истинно разумные и склонные к философии люди должны прилагать усилия только к достижению той цели, которой нельзя достичь в этой вселенной, даже если обойти всю ее — от высшей планеты (Брахмалоки) до низшей (Паталы). Что же касается счастья, которое дают чувственные наслаждения, то в положенный срок оно само приходит к нам, как в положенный срок к нам вопреки нашей воле сами приходят страдания» (Бхаг., 1.5.18).
Интервьюер : Не могли бы вы объяснить это подробнее?
Шрила Прабхупада : Человек должен использовать свою энергию для достижения того, чего он не получил в течение многих и многих жизней. За многие и многие жизни душа побывала в формах собак и полубогов, кошек, птиц, зверей и многих других. Существует 8 400 000 различных типов тел. Так происходит переселение души. Но занятие в каждом случае одно — удовлетворение чувств.
Интервьюер : Что вы имеете в виду?
Шрила Прабхупада : Например, собака озабочена удовлетворением своих чувств: где пища, кров, где самка, как защититься? Человек занят тем же самым, только методы у него несколько иные. Это продолжается из жизни в жизнь. Даже крошечное насекомое занято этим. Птицы, звери, рыбы — все ведут ту же борьбу. Где пища, где секс, где кров и как защититься? В ведической литературе говорится, что мы занимались этим в течение многих и многих жизней, и если не выйдем из этой борьбы за существование, то должны будем снова заниматься тем же самым в течение многих жизней.
Интервьюер : Я начинаю понимать.
Шрила Прабхупада : Да. Следовательно, это нужно прекратить. Поэтому Махараджа Прахлада сказал:
сукхам аиндрийакам даитйа
деха-йогена дехинам
сарватра лабхйате даивад
йатха духкхам айатнатах
«Мои дорогие друзья, рожденные в демонических семьях, счастье, которое мы испытываем, когда объекты чувств вступают в контакт с телом, доступно в любой форме жизни в соответствии с нашей прошлой кармической деятельностью. Такое счастье приходит само собой, без усилий с нашей стороны, точно так же как сами собой к нам приходят страдания» (Бхаг., 7.6.3).
У собаки есть тело, и у меня есть тело. Таким образом, между тем сексуальным наслаждением, которое испытываю я, и тем, которое испытывает собака, нет разницы. Мы получаем от секса одинаковое наслаждение. Только собака не стесняется заниматься сексом на улице, у всех на виду, а мы прячемся. Вот и вся разница. Люди думают, что наслаждаться сексом в прекрасной квартире — признак более высокого уровня развития. Однако это отнюдь не свидетельствует о том, что они более развиты. Но они устраивают собачьи бега, гоняясь за этим так называемым прогрессом. Люди не знают, что их наслаждения уже предопределены типом полученного ими тела.
Интервьюер : Что вы имеете в виду, когда говорите «наслаждения уже предопределены»?
Шрила Прабхупада : Это называют судьбой. Свинья имеет определенный тип тела, и ей в пищу предназначены испражнения. Этого нельзя изменить. Свинье не придется по вкусу халава[11]. Это невозможно. Она обладает определенным типом тела и должна соответствующе питаться. Способен ли какой-нибудь ученый изменить в лучшую сторону образ жизни свиньи?
Интервьюер : Сомневаюсь.
Шрила Прабхупада : Поэтому Махараджа Прахлада и говорит, что наслаждение уже предопределено. Оно, по существу, одно и то же, но может немного различается в зависимости от типа тела. Нецивилизованный человек, живущий в джунглях, имеет все то же самое.
Сейчас люди думают, что культура — это возведение небоскребов. Но по понятиям ведической культуры это не имеет ничего общего с прогрессом. Истинный прогресс человеческой жизни — самоосознание: насколько вы осознали свое «Я». Это является критерием прогресса, а вовсе не сооружение небоскребов.
Интервьюер : Но смогут ли простые люди понять то, о чем вы говорите?
Шрила Прабхупада : Иногда люди понимают нас неправильно. В суде судья спокойно сидит, и на первый взгляд может показаться, что он ничего не делает а получает высокое жалование. Кто-то другой может подумать: «Я надрываюсь весь день в том же суде, ставлю печати и не получаю даже десятой доли жалования судьи». Он думает: «Я так загружен, тружусь не покладая рук, но не получаю такого же жалования, которое получает человек, просто сидящий на скамье». Дело в том, что ведическая цивилизация предназначена для самоосознания, а не для собачьих бегов.
Интервьюер : И все же, разве не принято считать почетным самоотверженный труд, борьбу и венчающий их «успех в жизни»?
Шрила Прабхупада : «Бхагавад-гита» характеризует карми, тех, кто трудится ради наслаждения плодами своего труда, словом мудхи, ослы. Почему их сравнивают с ослами? Потому что осел надрывается целый день, таская на спине грузы, а хозяин дает ему за это лишь небольшой пучок травы. Он стоит у дверей прачечной и жует траву, пока прачка снова не нагрузит его. Ему не хватает разума, чтобы подумать: «Если я уйду из прачечной, я найду траву везде. Зачем я таскаю эти тяжести?»
Интервьюер : Это напоминает некоторых моих знакомых.
Шрила Прабхупада : Это типичный карми. Он очень занят в своем офисе, и, если вы захотите с ним увидеться, он ответит: «Я страшно занят». И каков же результат этой вашей занятости? Он съедает два бутерброда и выпивает чашку чая. И ради этого вы так заняты? Он не знает, чего ради он так занят. В бухгалтерских книгах он обнаруживает, что на его счету был один миллион долларов, а теперь два миллиона. Его это порадует, но он будет съедать все те же два бутерброда с чашкой чая на обед и продолжать трудиться не покладая рук. В этом смысл слова карми. Ослы — они работают, как ослы, без какой-либо цели в жизни.
Но ведическая цивилизация не такова. Обвинение несправедливо — люди ведической цивилизации совсем не ленивы. Они очень заняты, трудясь ради более высокой цели. Махараджа Прахлада подчеркивает, что эта деятельность так важна, что ее следует начинать с самого раннего детства. Каумара ачарет праджнах — нельзя терять ни секунды. Такова ведическая цивилизация. Ослы видят: «Эти люди не работают, как я», — как собаки и ослы, — и потому они полагают, что мы уходим от жизни. Да, мы уходим от вашей бесплодной деятельности. Ведическая цивилизация предназначена для самоосознания.
Интервьюер : Не могли бы вы подробнее описать нам ведическую цивилизацию?
Шрила Прабхупада : Ведическая цивилизация начинается с варнашрамы. Система варнашрамы устроена так: брахманы (интеллектуалы, советники), кшатрии (администраторы), вайшьи (торговцы, фермеры), шудры (рабочие), брахмачари (давшие обет безбрачия ученики), грихастхи (домохозяева), ванапрастхи (удалившиеся от дел женатые люди) и санньяси (отрекшиеся от мира монахи).
Конечная цель этой системы — поклоняться Кришне, Верховному Господу. Таким образом, поклоняясь Кришне, вы выполняете все предписанные вам обязанности, кем бы вы ни были — брахманом, кшатрием, вайшьей, шудрой, брахмачари и т.д. Начните прямо сейчас — примите сознание Кришны. Это очень важно.
Интервьюер : Если бы люди знали о более естественном и приносящем большее удовлетворение образе жизни, в чем была бы проблема? Они действительно, как вы говорите, приняли бы его.
Шрила Прабхупада : Но они не знают, поэтому религии нет — одни собачьи бега. Собака бежит на четырех лапах, а вы мчитесь на четырех колесах — вот и вся разница. И вы полагаете, что четырехколесные бега свидетельствуют о прогрессе цивилизации?
Поэтому о современной цивилизации говорят, что она фактически ничего не дает. Все, что вам суждено обрести, вы получите и так, где бы ни находились. Лучше обратитесь к сознанию Кришны. Махараджа Прахлада приводит такой пример: вы не хотите неприятностей, но они приходят к вам. Аналогично этому, даже если вы не стремитесь к счастью, которое вам суждено, оно придет к вам. Не следует ради достижения материального счастья впустую тратить свою энергию. Все равно вам не удастся получить его больше, чем суждено.
Интервьюер : Откуда у вас такая уверенность?
Шрила Прабхупада : Почему я верю в это? Потому что вы испытываете страдания, хотя и не хотите этого. Президент Кеннеди, например, погиб от руки своего же соотечественника. Кто хотел этого и почему это произошло? Он был великим человеком, его окружало много телохранителей, и тем не менее ему суждено было быть убитым. Кто способен защитить вас?
Следовательно, если мои страдания предопределены, то счастье — их противоположность — тоже приходит само. Тогда чего ради я должен тратить свое время, заботясь об улучшении своего положения? Лучше использовать энергию для сознания Кришны. Это разумно. От судьбы не уйти. Каждому выпадет положенная ему доля счастья и страданий. Никто не наслаждается непрерывным счастьем. Это невозможно.
Как нельзя уйти от своих несчастий, так нельзя уйти и от своего счастья. Оно придет само. Поэтому не тратьте понапрасну время. Лучше использовать его для прогресса в сознании Кришны.
Интервьюер : Будет ли сознающий Кришну человек трудиться ради прогресса?
Шрила Прабхупада : Дело в том, что если ваши усилия ради прогресса тщетны, то какой в них толк? Если вы действительно не можете изменить свою судьбу, то зачем стараться? Нас вполне устроит та доля счастья и несчастья, которая нам отпущена.
Ведическая цивилизация создана для осознания Бога. Смысл ее в этом. В Индии вы до сих пор можете видеть, как во время больших праздников миллионы людей приходят совершить омовение в Ганге, потому что они думают об освобождении и ищут способа обрести его. Их нельзя назвать ленивыми. Они проходят тысячу или две тысячи миль, чтобы совершить омовение в Ганге. Они не лентяи, но они не принимают участия в собачьих бегах.
Наоборот, с самого детства они прилагают все усилия, чтобы познать себя. Каумара ачарет праджно дхарман бхагаватан иха. Они так озабочены этим, что стараются приступить к процессу самоосознания с самого детства. Таким образом, их никак нельзя считать ленивыми.
Интервьюер : Тогда встает вопрос: если от судьбы не уйти, то почему бы не позволить каждому новорожденному ребенку просто бегать повсюду, как животное, и пусть с ним случится все, чему суждено случиться?
Шрила Прабхупада : Нет, преимущество заключается в том, что вы можете дать ему духовное образование. Поэтому говорится: тасйаива хетох прайатета ковидах — вы должны направлять свою энергию на самоосознание. Ахаитукй апратихата. Преданному служению, сознанию Кришны, невозможно помешать. Материальной судьбе нельзя помешать, и так же ничто не может воспрепятствовать вашему продвижению в духовной жизни, если вы прилагаете к этому усилия.
На самом деле Кришна может изменить судьбу — но только судьбу Своего преданного. Он говорит: ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами — «Я защищу тебя от всех последствий греховных поступков» (Б.-г., 18.66).
К примеру, если человек приговорен судом к повешению, никто не может отменить этот приговор. Даже судья, вынесший приговор, не может его отменить. Однако, если защитник попросит о помиловании царя, который выше всех законов, то царь может отменить приговор.
Поэтому наш долг — предаться Кришне. Мы искусственно хотим стать счастливыми, развивая экономику, но это невозможно. Столько людей трудятся не покладая рук, но значит ли это, что каждый станет Генри Фордом или Рокфеллером? Все выкладываются полностью. Господину Форду было суждено стать богатым человеком, но значит ли это, что любой другой, который будет работать так же много, как Форд, станет таким же богатым, как он? Нет. Практика показывает, что, просто работая без устали, как осел или собака, нельзя изменить свою судьбу.
Но эту энергию можно употребить на развитие в себе сознания Кришны.
Интервьюер : А что такое сознание Кришны? Не могли бы вы рассказать подробнее?
Шрила Прабхупада : Сознание Кришны — это любовь к Богу. Если вы не научились любить Бога, какой смысл в вашей религии? Когда вы действительно достигли уровня любви к Богу, вы понимаете свои взаимоотношения с Богом: «Я — неотъемлемая частица Бога». При этом ваша любовь распространяется и на животных. Если вы действительно любите Бога, то любите и насекомое. Вы понимаете: «Это насекомое имеет другое тело, но оно — тоже неотъемлемая частица моего Отца и, следовательно, приходится мне братом». Поняв это, вы не сможете содержать бойню. Если вы содержите бойню, нарушая заповедь Христа «не убий», и при этом объявляете себя христианином или индусом, это не религия. Это просто пустая трата времени, потому что вы не знаете Бога; у вас нет любви к Богу, и вы наклеиваете на себя ярлык какой-нибудь секты, но истинная религия не в этом. Это происходит во всем мире.
Интервьюер : Как можно исправить это положение?
Шрила Прабхупада : Кришна — Верховная Личность Бога. Если вы не признаете Кришну высшим существом, то попытайтесь понять это. Образование заключается в следующем: должен быть некто высший; Кришна не индиец, Он — Бог. Солнце восходит сначала в Индии, но это не значит, что оно индийское. Так и Кришна, хотя и явился на земле Индии, теперь Он пришел в страны Запада, пришел в виде этого Движения сознания Кришны.
Два взгляда на альтруизм
В 1972 году штат Андхра-Прадеш в Южной Индии поразила жестокая засуха, от которой пострадали миллионы людей. В надежде на помощь Международного общества сознания Кришны Т.Л. Катидиа, секретарь фонда помощи Андхра-Прадешу, написал Шриле Прабхупаде письмо. Ответ Шрилы Прабхупады был неожиданным и назидательным.
«Досточтимый Свамиджи,
Жители двух городов-спутников (Хайдарабада и Секундарабада) рады возможности познакомиться с Вашими достойными последователями. Вам, вероятно, известно, что из-за того, что в течение последних двух лет дождей было мало, а в этом году их не было вовсе, более половины территории нашего штата (Андхра-Прадеш, Южная Индия) поразила сильная засуха. Чтобы поддержать правительство в борьбе с этим бедствием, создана Центральная добровольческая организация, объединяющая граждан из различных слоев общества. Члены этой организации осмотрели районы засухи. Положение критическое. В некоторых деревнях питьевую воду нельзя найти в радиусе нескольких миль. Из-за нехватки кормов владельцы расстаются со своим скотом, продавая его за бесценок. Много отбившихся от стада животных гибнет из-за отсутствия корма и воды. Проблема продовольствия также стоит очень остро. Из-за высоких цен на зерно на свободном рынке неимущие крестьяне не могут купить его по рыночным ценам, в результате чего по меньшей мере пять-шесть миллионов человек питаются самое большее раз в день. Многие находятся на грани голодной смерти. В целом положение чрезвычайно драматичное и тяжелое.
Поэтому мы обращаемся к Вашему преподобию с просьбой подумать и решить, чем Ваше Общество могло бы помочь этим миллионам душ, терпящим невообразимые страдания. Комитет хотел бы предложить членам Вашего Общества обращаться с просьбой к бхактам (преданным), посещающим Ваши лекции, внести свою лепту в Фонд помощи Андхра-Прадешу.
Комитет готов послать некоторых из своих представителей вместе с членами Вашего Общества туда, куда Вы пожелаете, чтобы раздавать прасад миллионам голодающих штата.
Так как манава-сева — это мадхава-сева («Служение человеку — это служение Богу»), комитет уверен, что даже небольшие усилия со стороны Вашего благотворительного Общества будут способны облегчить страдания сотен и тысяч людей.
Вечно Ваш в служении Господу
Т.Л. Катидиа,
Секретарь комитета
Фонда помощи Андхра-Прадешу,
Хайдарабад, Индия».
«Уважаемый м-р Катидиа!
Примите, пожалуйста, мои приветствия. Что касается Вашего письма и предложения, то позвольте заметить, что, не удовлетворяя Верховную Личность Бога, никто не может стать счастливым. К сожалению, люди не знают, кто такой Бог и как доставить Ему удовольствие. Поэтому наше Движение сознания Кришны призвано дать людям представление о Верховной Личности Бога. Как утверждается в «Шримад-Бхагаватам» (Седьмая песнь, шестая глава):
туште ча татра ким алабхйам ананта адйе / ким таир гуна-вйатикарад иха йе сва-сиддхах.
Смысл этого стиха в том, что, удовлетворяя Верховную Личность Бога, мы удовлетворяем каждого, и в этом случае не может быть речи о нехватке чего бы то ни было. Секрет успеха неизвестен людям, поэтому они строят собственные планы достижения счастья. Однако таким путем обрести счастье невозможно. На бланке Вашего письма имена многих влиятельных людей этой страны, заинтересованных в облегчении людских страданий, но им следует твердо знать, что, пока не будет удовлетворена Верховная Личность Бога, все их старания будут напрасны. Больной человек не может жить только за счет помощи опытного врача или лекарств. Если бы это было так, ни один богатый человек никогда бы не умер. Необходима еще милость Кришны, Верховной Личности Бога.
Поэтому, если вы хотите оказывать помощь, только собирая средства, я думаю, это не увенчается успехом. Вы должны удовлетворить высшую власть — это единственный путь к успеху. Так, например, благодаря проведению санкиртаны, здесь после двух лет засухи пошел дождь. В прошлый раз мы проводили фестиваль Харе Кришна в Дели; в то время нависла угроза объявления войны Пакистаном, и когда представитель одной из газет попросил меня высказать мнение по этому поводу, я сказал, что должно произойти вооруженное столкновение, так как противная сторона настроена очень агрессивно. Однако благодаря нашему движению санкиртаны победа оказалась за Индией. Аналогично этому, после того как мы провели фестиваль в Калькутте, наксалиты (коммунисты) прекратили свою деятельность. Таковы факты. Благодаря движению санкиртаны мы можем не только получить все необходимое для жизни, но и вернуться домой, к Богу, когда наша жизнь здесь закончится. Демоничные по природе люди не могут понять этого, но это факт.
Поэтому я обращаюсь к Вам, к лидерам общества, с просьбой присоединиться к нашему Движению. От пения мантры Харе Кришна никто ничего не потеряет, а выигрыш будет огромен. Как утверждается в «Бхагавад-гите» (3.21), то, что принимают те, кто стоит во главе общества, примут и обыкновенные люди:
йад йад ачарати шрештхас
тат тад эветаро джанах
са йат праманам куруте
локас тад анувартате
«Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют по его стопам. Какие бы нормы поведения он ни устанавливал своим примером, весь мир следует им».
Движение санкиртаны сознания Кришны имеет огромное значение. Поэтому через вас я хочу призвать всех руководителей Индии отнестись к нему очень серьезно и предоставить нам все возможности распространять это Движение по всему миру. Тогда счастье воцарится не только в Индии, но и во всем мире. Надеюсь, это письмо застанет Вас в добром здравии.
Ваш неизменный доброжелатель
А.Ч. Бхактиведанта Свами».