Типология направлений индийской философии.

Основной вопрос философии

Философия как сложившаяся система знаний имеет ряд вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет свой стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее содержание и сущность. Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления как такового. Прежде всего, следует назвать вопрос об отношении между миром и человеком. Этот вопрос вытекает из самого предмета философии, поэтому его принято именовать «Основным вопросом философии». Поскольку материя и сознание (дух) являются двумя неразрывно связанными, но в то же время противоположными характеристиками бытия, то основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический:

1. что первично, дух или материя, идеальное или материальное?

2. познаваем ли мир? Что первично в процессе познания?

От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия и познания, а также построение всей системы знания об окружающем мире и месте человека в нем. В зависимости от решения первого аспекта Основного вопроса выделяются крупные философские направления – идеализм и материализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Деление на идеализм и материализм существовало издавна. Немецкий философ XVII – XVIII вв. Г.В. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые сформулировал видный немецкий философ Ф. Шлегель. Свою формулировку предложил и Ф. Энгельс.

Достоинства материализма – опора на науку, на общечеловеческий здравый смысл, а также логическая и практическая, опытно-экспериментальная доказуемость многих положений. Слабая сторона материализма – недостаточное и малоубедительное объяснение сущности и происхождения сознания, а также многих других явлений, которые современная наука не в силах объяснить. Сильной стороной идеализма является анализ многих механизмов и форм сознания и мышления. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь, т.е. механизма возникновения и взаимодействия материи и идеи.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос об организации бытия и, соответственно, о подходах к его изучению. Здесь выделяются три основных позиции.

ü Монизм – это философская концепция, согласно которой мир имеет только одно начало. Таким началом может выступать либо материальная, либо духовная субстанция.

ü Дуализм – это философское учение, утверждающее полное равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического (Р. Декарт).

ü Плюрализм – это философское учение, утверждающее множественность оснований и начал бытия (теория четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха).

В гносеологическом плане (вторая сторона Основной вопрос философии) философы выделяют гносеологический оптимизм и агностицизм. Представители гносеологического оптимизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, и возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (И. Кант, Протагор), которые считали, что мир в принципе непознаваем, а возможности познания сущностно ограничены возможностями человеческого разума.

В методологическом плане вторая сторона Основного вопроса философии предполагает деление мыслителей на эмпириков и рационалистов. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Д. Локк) исходит из того, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Рационализм (Пифагор, Демокрит, Декарт) считает, что достоверное знание может быть выведено непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

Таким образом, основной вопрос философии определяет общие принципы мировосприятия, процесса познания мира, а также принципы деятельности человека по отношению к объективной реальности.

3.Структура и функции ф. знания.

Философию можно предварительно определить как учение об общих принципах бытия, познания и мышления. В противоположность мифологии и религии философия выступает как рациональное мировоззрение. Эта рациональность означает:

ü философия выступает как мышление в обобщающих понятиях, а не в образах;

ü философия ищет разумный порядок в мире;

ü философское мышление отличается логичностью и упорядоченностью;

ü свои взгляды и положения философы логически доказывают и обосновывают;

ü философское мышление критично и самокритично.

Несмотря на высокий уровень рациональности, философия существенно отличается от науки, научного познания. Во-первых, философия вводит в свой предмет постижения мира не «фактические данные», как другие науки, а уже полученные и обработанные сведения о предметах и процессах мира. Она представляет собой всеобщую интеллектуально-гуманитарную дисциплину, стремящуюся системно осмыслить полученные знания и на этой основе всеобъемлюще, обобщенно и целостно объяснить бытие.

Во-вторых, философ полагается не только на факты и логику, как ученый, но и на интуицию. Каждый философ вдохновляется первоначально какой-то озарившей его большой идеей, одним глубоким нравственным переживанием, которое подсказывает не только его уму, но и сердцу, где, на каком пути искать истину. Разум лишь раскрывал, выводил следствия, которые проистекали из принятой системы отношений и ценностей.

В-третьих, ценностно-ориентирующий, духовно-практический, т.е. по существу мировоззренческий тип философского сознания. Научное познание само по себе безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание – это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно и императивно, т.е. обязывает к определенному образу жизни и действия. Философская истина объективна, но переживается она каждым человеком по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

В-четвертых, направленность философии на человека. Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» в нее человека. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. И если наука разрабатывает средства и методы человеческой деятельности, то философия формулирует цели этой деятельности. Именно функция целеполагания и ценностно-смысловой оценки самым кардинальным образом отличает философию от науки.

И, наконец, в-пятых, наличие саморефлексии, т.е. обращенность философской мысли на саму себя, стремление критически осмыслить истоки и природу философствования. Только философия в качестве одной из основных проблем своего анализа может поставить вопрос «Что такое философия?».

Теперь, на основе проделанного краткого анализа стало возможно сформулировать специфику философского знания. Специфика философии состоит в том, что она:

ü является предельно абстрактным, обобщенным знанием;

ü изучает свои объекты в целом (проблема человека, бытия и т.п.);

ü выступает как теоретическое мировоззрение со своим особым понятийно-категориальным аппаратом;

ü ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление;

ü выступает методологической основой всех других наук;

ü является совокупностью объективированного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени;

ü имеет функцию целеполагания и поиска смысла жизни;

ü изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

ü самокритичность и рефлексивность;

ü неисчерпаема по своей сути, имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (сущность и происхождение бытия, происхождение жизни, наличие бога).

Философия – это специфическая мировоззренческая наука о наиболее общих связях и отношениях в мире, прежде всего, между миром и человеком.

Структура философского знания:

1. онтология – учение о бытии;

2. гносеология – учение о познании;

3. диалектика – учение о развитии;

4. антропология – учение о человеке;

5. социальная философия – учение об обществе;

6. аксиология – учение о ценностях

7. этика – учение о должном;

8. логика – учение о законах правильного мышления;

Философские дисциплины – не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С каждым поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Принято выделять следующие основные функции философии: познавательная (гносеологическая); объяснительная; мировоззренческая; рефлексивная; интегративная (синтетическая); функция целеполагания; методологическая; эвристическая; социальная; оценочная; воспитательная; прогностическая.

Философия не может избавить общество от войн, конфликтов, голода, деспотизма власти и других негативных явлений. Но она и может и должна оградить систему этических ценностей общества, систему принципов и норм социальной жизни и поведения от проникновения в нее ложного и еще непроверенного, этически порочного и авантюрного, примитивного и экстремистского.

Ф. и наука. Ф. и медицина.

Философия, будучи уникальным интеллектуальным и гуманитарным явлением, занимает одно из ведущих мест в духовной культуре общества. Философия органично взаимодействует со всеми другими формами общественного сознания – наукой, искусством, политикой, правом, религией. Она устанавливает взаимосвязи между ними и анализирует их фундаментальные проблемы. Поистине философия, по справедливому замечанию Г. Гегеля, является квинтэссенцией, т.е. самым главным в духовной жизни человека.

Философия и наука.

При рассмотрении этого вопроса можно выделить два его основных аспекта:

1) является ли философия наукой;

2) взаимодействие философии и конкретных частных наук;

Первый аспект. Невозможно отрицать научного характера философии, несмотря на бесспорные отличия философии от науки. Философия выступает одним из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если рассматривать с позиции истории, то можно обнаружить преемственность и взаимосвязь в развитии философского знания и науки. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являлись и виднейшими представителями философии: Пифагор, Аристотель, Д. Бруно, Н. Коперник, Р. Декарт, К. Маркс, З. Фрейд и многие другие. Более того, философские прозрения нередко опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, были высказаны древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании дискуссии о реальности атомов продолжались даже в XIX веке. И многие другие фундаментальные идеи были выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании: законы сохранения, принцип отражения и др.

Философия обладает очень многими признаками и свойствами науки:

ü рационально-обобщенное понимание действительности;

ü понятийный тип мышления;

ü ориентация на доказательства и аргументы;

ü опора на знание, на данные и достижения наук;

ü системность и внутреннее единство, логичность построения;

ü наличие особого понятийно-категориального аппарата.

Следовательно, философия является наукой, но наукой специфической, мировоззренческой, занимающей в ряду наук особое место.

Второй аспект – взаимодействие философии и частных конкретных наук. Современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные частные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знаний. Философия же делает предметом своего анализа обобщение частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня – выявление более общих закономерностей и тенденций. В результате философия выступает как теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук. Крупнейшие открытия в частных науках способствовали и интенсивному развитию философии, и наоборот.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие. Разумеется, философия не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое воздействует на методологические позиции и установки ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания.

Таким образом, философия выступает как наука, но особая, с предельным уровнем обобщения. Студентам следует разъяснить, что философия имеет свой предмет и методы исследования, свой понятийно-категориальный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде благодаря наличию ценностного, этико-интуитивного и духовно-практического компонентов. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает и интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание и не стоит над ним. Философия занимает особое место в ряду наук, место науки методологического и ценностно-ориентационного плана.

Философия и медицина

Изучение философии в медицинском вузе не следует рассматривать лишь как развитие общей культуры и кругозора врача, хотя данная задача также решается. Овладение философской мудростью позволит прежде всего обогатить сознание будущего специалиста опытом и искусством рационального мышления лучших умов человечества, а также сформировать навыки целостного восприятия мира и концептуального мышления, без которого невозможно подлинное клиническое мышление.

Высоким уровнем профессионального мышления обладали отечественные клиницисты XIX – начала XX вв. Они аргументировано отстаивали преимущества физиологического созерцания (по их терминологии) в медицине по сравнению с анатомическим восприятием. Тем самым они заложили предпосылки перехода медицинской теории от органопатологии к антропопатологии, т.е. к целостному пониманию истоков и хода болезней.

Философия стала насущно необходимой медицине как опыт условной теоретической символизации и осмысления Бытия и человеческого присутствия в Бытии. Философия становится при этом мерой человеческой жизнедеятельности. С одной стороны, философские суждения, имеющие, прежде всего, аксиологическую (ценностную) направленность, пробуждают интерес и потребности врача в философском осмыслении медицинской реальности. С другой стороны, философская методология рассматривает всякую врачебную деятельность как спонтанный процесс умственного прозрения. Отсюда естественное стремление думающих медиков к овладению искусством целостного понятийного мышления, стремление не просто накапливать массу полезных сведений, научных знаний, приобретения профессиональных навыков, но и познавать смысл и назначение человеческой жизни, представляя ее как целостный и единый процесс.

Согласно диалектике познания, понимание частного требует знания общего, проявлением которого это частное является. Медицина способна помочь конкретному больному лишь в том случае, если ей известны и понятны общие признаки поразившей его болезни. А это, в свою очередь, требует целостного восприятия человека и мира вокруг человека, которое как раз и является целью философского познания.

Учиться следует не самой философии как таковой, не стоит ограничиваться лишь запоминанием ее «вечных» истин. Надо учиться именно искусству философствования, искусству философского мышления – умению критически осмысливать и собственные достижения, и достижения науки, в том числе и медицинской. Следует изучать культуру философского постижения и осмысления бытия и жизни людей. Наше с вами обучение философии должно объединить обе эти стороны. Мы должны обогатить свою память знанием многих философов и их концепций, а также научиться самостоятельно мыслить, овладеть навыками философского рассуждения и осмысления окружающей действительности и своей профессиональной деятельности.

5.Античная ф.

Античная (древнегреческая) философия создана греческими философами, жившими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья. Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Нередко философия древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием – «античная философия». Существует несколько периодизаций древнегреческой философии. Приведем одну из них:

1. Натуралистический период (досократики) или ранняя классика (7 - 5 в.в. до н.э.). Это Милетская школа – «физики», Гераклит Эфесский, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики.

2. Гуманистический период (средняя классика) – атомисты, софисты, Сократ (середина 5 – начало 6 вв. до н.э.);

3.Период большого синтеза (высокая классика) – Платон, Аристотель (4 в. до н.э.);

4. Римско-эллинистическая философия – кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм;

5. Религиозный период античной мысли – неоплатонизм (3 в. н.э.)

6.досократики

Натуралистический период (ранняя классика) представлен творчеством философов, искавших первоначало, породившее все сущее. Взгляды этих мыслителей отличаются ярко выраженным космоцентризмом, повышенным вниманием к проблеме объяснения явлений окружающего мира, гилозоизмом – одушевлением неживой природы, признанием существования богов. Метод философствования натуралистов – декларирование собственных взглядов.

Милетская школа существовала в 6 в. до н.э.Она получила свое название от города Милет в Малой Азии, где была основана. Представители этой школы выступали с материалистических позиций, занимались не только философией, но научными исследованиями. ФАЛЕС (640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых выдающихся греческих ученых и философов. Первоначалом («архе») всего сущего считал воду. Он представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде и считал, что неживая природа, все вещи имеют душу, точно определил продолжительность года – 365 дней, Землю представлял центром Вселенной, сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса). АНАКСИМАНДР (610-540 гг. до н.э.) – ученик Фалеса. Первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, бесконечную, неизменную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Высказал догадку о происхождении человека от животных, о круговороте элементов в живой природе. АНАКСИМЕН (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра. Первопричиной всего сущего считал воздух, все вещи суть различные концентрации воздуха. Отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (544-483 гг. до н.э.) первоначалом всего сущего считал огонь, вывел закон единства и борьбы противоположностей, считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении. Признавал круговорот веществ в природе, сформулировал принцип Логоса – мирового Разума – всеобъемлющего божества, движущей силой всех процессов считал борьбу: «война есть отец всем и мать всему». Был сторонником цикличности мировых событий.

ПИФАГОРЕЙЦЫ – сторонники и последователи ПИФАГОРА (580-500 гг. до н.э.), древнегреческого философа и математика. Пифагорейцы первопричиной, первоосновой всего сущего считали число. Все существующее и происходящее можно измерить числом и свести к числу. Число – средство познания мира, промежуточное между чувственным и разумным познанием. Единица – мельчайшая частица всего, семь – божество среди чисел. Мир – гармония противоположностей: четное - нечетное, светлое - темное, правое -левое, мужское - женское и т.п. Наука – средство очищения души.

ЭЛЕАТЫ – философы из древнегреческого полиса Элея на территории современной Италии. Наиболее известные представители – Ксенофан (580-490 гг. до н.э.), Парменид (540-480 гг. до н.э.), Зенон (490-430 гг. до н.э.).Создали учение о бытии. ПАРМЕНИД трансформировал космологию в онтологию – теорию бытия. Бытие есть единое в мире, оно не имеет прошедшего, вечно настоящее без начала и конца, неизменно и неподвижно, закончено и совершенно. Возникновение из него и превращение в него невозможно. Мыслить ничто невозможно, так как быть и мыслить – одно и то же. ЗЕНОН прославился своими доказательствами – апориями бесконечной делимости бытия и невозможностью мыслить движение. МЕЛИСС из Самоса добавил к характеристике бытия бестелесность.

ФИЗИКИ-ПЛЮРАЛИСТЫ: ЭМПЕДОКЛ (484-421 гг. до н.э.) считалначалом вещей сочетание четырех элементов - воды, воздуха, земли и огня. Эти элементы неизменны, их объединяет любовь и разъединяет вражда. АНАКСАГОР из Клазомен (500-428 гг. до н.э.). Все рождается из соединения и разъединения гомеомерий, подобных частей, которые являются семенами бытия. Семян бесконечно много, их упорядочивание зависит от Нуса – ума.

Гуманистический период (Средняя классика).

АТОМИСТЫ – ЛЕВКИПП, ДЕМОКРИТ (460-371 гг. до н.э.) первоначалом всего сущего считали атомы – неделимые мельчайшие тела. Атомы вечны, неизменны, отличаются друг от друга порядком, расположением. Атомы движутся в пустоте. Различаются три вида движения атомов – хаотичное, вихреобразное, испарения (запахи). Соединение атомов случайно. Космос не создается разумом, ум следует за Космосом. Атомисты придерживались материалистических позиций. Демокрита называют основоположником материалистической традиции в философии – «линия Демокрита».

В данный период происходит смещение оси философских исследований с космоса на человека, происходит философское открытие человека. До этого он считался рядовым элементом космоса.

7. Софисты и Сократ

СОФИСТЫ (5 – первая половина 4 вв. до н.э.) не столько философы- теоретики, сколько учителя философии, ораторского искусства, других видов знаний. Это представители древнегреческого просвещения. Различают старших софистов (Протагор и др.) и младших софистов (Гиппий и др.)В качестве критерия оценки всего существующего софисты выдвигали субъективное мнение человека. Согласно Протагору вне человеческого сознания ничего не существует, нет ничего раз и навсегда данного. «Человек – мера всех вещей». Истинное познание недостижимо, существует только мир мнения. Софистов характеризует неприятие традиций, использование логических уловок (софизмов).

СОКРАТ (470-399 гг. до н.э.) официально не принадлежал к софистам, но разделял некоторые их идеи. Сократ – учитель человечества, хотя и не оставил письменного наследия. Согласно Сократу, сущность человека – это его душа, мыслительная активность, нравственное поведение. Душа способна познавать, познание совершенствует человека, делает его добродетельным. Самое главное проявление души – самообладание, свободное господство над телом. Душа счастлива, если она добродетельна, таких людей предпочитают боги. Душа каждого человека «беременна» истиной, роды истинной мысли возможны на основе метода майевтики – через приведение собеседника в замешательство. Таким путем душа освобождается от иллюзии знания, и тогда истину можно найти в диалоге – путем доказательства в свободном споре. В единстве этих моментов – диалектика Сократа. Под влиянием идей Сократа сложились философские учения , т.н. «сократических школ»: А) Киники (от греч. слова «собака») обосновали идею свободы вне общества, отрицали практически все общественные нормы (Антисфен и др.). Б) Киренаики - высшую цель жизни видели не в познании , а в наслаждении (Аристипп и др.). В) Мегарики считали сознание и мудрость высшим благом, проявлением жизненной энергии (Евбулид и др.). Г) Эгейско-эритрейская школа стремилась к оттачиванию логического искусства. Д) Диалоги Платона.

8.Платон

Период большого синтеза (Высокая классика).

ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.) - самый знаменитый ученик Сократа, оставил после себя обширное письменное наследие – диалоги, заложил основы идеалистической философии («линия Платона»), создал философскую школу в 387 г. до н.э., которая просуществовала до 529 г. н.э. в Византии. Платон создал учение о двух планах бытия – 1) феноменальном, постигаемом чувствами и 2) сверхчувственном, постигаемом интеллектом, умопостигаемая реальность. Сверхчувственный мир, гиперурания, состоит из идей, которые суть сущности вещей, их образцы. Мир – это материальное отображение идей. Идеи вечны, неразложимы, неизменны. Первоначало идей, вещей, всех свойств – Единое. На его основе мир идей иерархически организован – самая высокая идея – идея блага. Она – функция единого. Единому противостоит начало множественности (инаковости) – диада. Из соединения единого (целого) и диады вырастает тотальность всех идей Единое – принцип бытия, истины, ценности. Восхождение от идеи к идее – основа диалектики Платона. Демиург (бог) на основе идей создал физический космос. Мир – это видимый бог. Мир наделен душой – сущность, тождество, различие – ее принципы. Душа вечна и неизменна Человек получает ее при рождении, когда происходит вселение души в тело (метампсихоз). Душа способна к познанию — истина извлекается из глубины души припоминанием (анамнез) всего, виденного раннее. Ступени познания – мнение (знание чувственного мира) и знание (знание идей). Научный поиск, накопление знаний – способ очищения души от греха, цель тела – катарсис, стремление достигнуть высшего блага через познание как добродетель есть процесс уподобление божеству, и это важный моральный долг человека. К сверхчувственному миру человек может подняться силой Эроса – любви как жажды красоты, добра, блага, мудрости, счастья, бессмертия.

Особую роль в философии Платона играет учение о государстве.Основная задача государства – создание справедливости, гармонии классов. Идеальное государство состоит из трех классов: 1) крестьян, ремесленников, купцов, 2) стражников, 3) мудрецов-просветителей. Основой политики государства должна быть философия. Первенство в государстве принадлежит закону при всех формах правления – монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии и тилократии (власть военных). Платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии

9.Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, с 367 по 342 гг. до н.э. работал в академии Платона, с 347 по 335 гг. до н.э. работал в Пелле, столице Македонии, с 33 по 322 гг. до н.э. работал в собственной философской школе – Ликеe, упраздненной в 86 г. до н.э. Проблемы в этой школе обсуждали в ходе прогулок (перипатос), поэтому последователей Аристотеля называют также перипатетиками. Аристотель подверг критике Платона за разделение мира идей и вещей. Чистых идей не существует, есть только единичные и конкретно определенные вещи, неделимые (индивидуумы). Индивидуум - первая сущность, а их виды и роды – вторая сущность. По Аристотелю, субстанция (сущность) – композиция материи и форма. Материя ecть потенция, способная принять форму. Форма - актуализация этой способности. Их соединение – акт, достижение энтелехии (совершенства). Материя пассивна, форма активна. Высшая форма всего сущего – Бог, находящийся вне мира.

Бытие состоит из десяти высших разрядов, родов, которые Аристотель обозначил как категории: субстанция (сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, положение (имение), состояние (покой). Кроме познания бытия, субстанции и сверхчувственной субстанции метафизика или первая философия исследует причины, первые и высшие начала Их четыре вида – формальная причина, материальная, действующая, финальная.

Движение – это переход из потенции в акт. Оно осуществляется в четырех видах: 1) возникновение – разрушение, изменение в субстанции, принятие формы, 2) превращение, изменение в качестве, альтерация, 3) возрастание – убывание – изменение в количестве, 4) перемещение – трансляция – изменение по месту. Движение существует благодаря вечному, неподвижному перводвигателю, который является и действующей и целевой причиной сущего.

Материя бесконечна как потенция, но не актуальна. Каждая вещь имеет свое место в пространстве, время – исчисление движения на «сначала» и «потом». Мир делится на подлунный, несовершенный, со всеми формами изменения и надлунный – совершенное круговое движение небесных тел. Кроме этого есть особая сущность – эфир, вечный и неизменный.

Человек наделен понимающей душой и способностью рационального познания Душа трехчастна, это субстанция, форма физического тела, энтелехия. Следует различать душу вегетативную, чувственную и рациональную. Понимание – способность познавать чистые формы, которые содержатся в ощущениях чувственной души и фантазии. Мышление – перевод форм как потенций в актуальное, через понятие рациональной душой. Согласно Аристотелю, этот перевод подчиняется логике, которую он впервые разработал как часть философии. Человек – это интеллект, он отличается от животных только разумом Высшая цель человека – счастье, стремление к благу, повышение активности своего разума Высшая добродетель человека – справедливость, рассудительность и мудрость, познание себя и реальности.

Люди имеют врожденную склонность жить вместе, в обществе Регулирующий механизм общества – государство. Оно должно опираться на конституцию. Возможны шесть типов государства – монархия, тирания, аристократия, олигархия, охлократия (власть толпы), демократия (демагогия) Наилучшая форма государства – полития – смесь олигархии и демократии. Рабство неизбежно в государстве.

Эпоха эллинизма представлена философскими школами, возникшими на территории Греции и тех государств, которые возникли после завоеваний Александра Македонского. Они отразили новые условия жизни древнего грека – космополитизм, расчет только на собственные силы, ассимиляцию элементов восточной культуры, крушение расистских предрассудков о варварах.

10.Эллинизм

ФИЛОСОФИЯ ЭПИКУРА (341-270 гг. до н.э.) состоит из трех частей логики, физики и этики. Логика – учение о критериях истины. Окружающий мир познаваем через ощущения. Они объективно и адекватно создают образы предметов (через их истечения). Отпечаток ощущений в памяти дает возможность предвосхищения. Истина удостоверяется также чувством наслаждения или страдания.

Физика должна представить мир в его последних основаниях. Реальность образована из тел и пустоты, она бесконечна. Тела бывают сложными и простыми, атомами. Атомы падают в пустоте, способны к произвольным отклонениям, различаются фигурой, весом, величиной, ничто не рождается из небытия, количество миров бесконечно. Боги есть, но они равнодушны к человеку. Душа человека – агрегат атомов.

Физика – основание этики, учения о целях человека, счастья и целях его достижения пространстве реальности есть место для счастья, оно основано на вытеснении страдания и беспокойства. Для счастья человек нуждается только в самом себе, для этого излишни боги, государство, знатность и т. д.

Сущность человека материальна. Он носит благо в своей природе, и это благо в наслаждении, удовольствии – естественных движениях. Удовольствие – это, прежде всего, отсутствие страдания, здоровье, занятие любимым делом. Разумное ограничение желаний – норма жизни, надо стремиться к атараксии – невозмутимости души. Политическая жизнь принципиально неестественна. Для достижения атараксии надо избавиться от страха перед богами, смертью, отказаться» от зла в пользу счастья.

Философия стоиков – своеобразная реакция на воззрения киников и Эпикура. Ее основатель – Зенон из Китиона (333 – 262 гг. до н.э.). Он отверг сведение мира и человека к атомам, а смысла жизни – к благам и удовольствию.

Различают период ранней Стои (Стоя – портик в Афинах, где была основана эта философия) – 3 - 2 вв. до н.э., Зенон, Клеанф. Средняя Стоя (2 - 1 вв. до н.э.), Панетий, Посидоний. Поздняя Стоя (1 - 3 вв. до н.э.), римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Философия Стои также имеет три части – логику, физику, этику. Логика - ее цель – разработка понятия истины, согласие чувства и разума – каталепсис. Такое согласие спонтанно. Истина исходит из бытия, и она материальна. Истину выражают понятия, универсалии, их создает мыслительная активность. Физика – учение о бытии. Бытие – это то, что страдает. Бытие и тело – одно и от же. Пассивное бытие – материя, активное – форма, разум, бог, Логос. Тела бесконечно делимы. Бог в себе содержит семена всех вещей. Он совпадает с космосом, который гармонизирован. Космос как целое совершенен. Все совершается по законам Разума. Миры возникают и разрушаются в творящем огне – логосе. Любая вещь сотворена по воле провидения, судьбы. Человек состоит из души и тела, душа телесна, состоит из восьми частей, они – фрагмент космической души. Этика – счастье в том, чтобы следовать природе. Мудрец подчиняется судьбе. Это значит – проявить свое разумное начало, жить, сохраняя бытие, жизнь. Моральное совершенство человека – это исполнение долга, действия, согласные с логосом и природой. Все люди, в том числе и рабы, способны достичь добродетели. Никто не является рабом от природы. Человеческие страсти – источник несчастья. Их надо избегать, воспитывая бесстрастие, бесстрашие. Мудрец суров и неумолим, непоколебим.

СКЕПТИЦИЗМ И ЭКЛЕКТИЦИЗМ. Наиболее известный представитель – Пиррон (360 - 275/270 гг. до н.э.).По мнению скептиков, можно быть счастливым и без знания истин и ценностей. Для этого надо иметь в виду следующее: 1) в мире господствует видимость, все вещи одинаковы, непостоянны, неразличимы; 2) ни к чему не питать доверия, жить без сомнений, ни о чем не судить; 3) лучше всего быть апатичным и невозмутимым.

НЕОПЛАТОНИЗМ – это учение Плотина (205-270 гг. н.э.), создавшего античный вариант философии, близкой к религиозной. Мир – это Единое – первое и абсолютное начало, производящее само себя. Единое бесконечно, нематериально, продуктивная потенция. Оно невыразимо, возвышается над бытием и интеллектом. Единое – причина всех вещей, благо. Оно – творящая свобода. Есть два вида активности Единого: свободное творение себя и порождающая необходимость Духа. Дух происходит из Единого. Единое – потенция всех вещей, Дух – идеальный образ вещей, интеллигибельный космос, мир чистой красоты как сущностной формы. Из Духа проистекает Душа – активность и действие Духа. Душа – создательница физического космоса, начало движения, чистое движение. Душа имеет иерархическую структуру: а) Высшая душа, пребывающая до творения космоса в союзе духом; б) Всеобщая душа – творящая чистая сила, создающая космос; в) частные души – тела, организмы, звезды и т.п.

Душа, создавая материю, полагает ее как периферию света, материя – зеркало форм идей, логоса. Душа творит жизнь во времени, копирующую жизнь Духа, который бесконечен. Физический космос совершенен. Человек предсуществует в состоянии чистой души. Сошествие души в тело есть проявление потенций космоса, в теле душа забыв

Наши рекомендации