Принципы диалектики и их сущность.

Основные принципы диалектики:

1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом. Все в мире взаимосвязано между собой; Всеобщая мировая связь непрерывна и вечна. Каждому структурному уровню материи соответствуют свои органы связи. Сущ. связи м/у основными структурными уровнями материи, м/у различными формами движе­ния материи. Закон - существенная, необходимая, устойчивая, постоянно повторяющаяся связь м/у явлениями.

2) Принцип развития: Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов. Предметы, кажущиеся неизменяемыми на­ходятся в непрерывном изменении, возникают и уничтожаются. Из всех процессов скла­дывается движение как атрибут материи. Хар-ки отдельных сторон движения:

- развитие- круговорот- прогресс- регресс- самодвижение

- саморазвитие

Черты развития:

? необратимость? обновление? преемственность? направленность

? цикличность? объективность? всеобщность? противоречивость

3) Принцип детерминизма

4) Принцип объективности рассмотрения

5) -//- конкретности истин.

Диалектика чувственного и рационального в познании.

Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютно-

му мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины>. Тут выделяется

две ступени познания:

- чувственная

- логическая

В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания:

- сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется)

- рационализм (абсол-ция логической ступени познания)

Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания явл. чувственное.

Формы чувственного познания:

- ощущение

- восприятие

- представление

Формы логического познания:

- понятие

- суждение

- умозаключение

Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем. практики.

Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов.

Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.

Различают три вида умозаключений:

- индивидуальное (от частного к общему)

- дедуктивное (наоборот)

- традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности)

Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувствен­ного и логического познания.

Категории диалектики.

Категории - наиболее общие понятия в которых отражаются всеобщие сущест­венные связи, стороны действительности. Категории выполняют методологиче­скую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, явл. развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдель­ный ч-к находит категории налично-существующими, как результат деятельно­сти прежних поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обуче­ния. Категории - основа всякой ч-кой разумности. На каждом этапе развития категории задают способ видения и преобразования мира.

49. Категории <всеобщего>, <особенного>, <единичного> и <отдельного>. Единичное - философская категория для выражения индивидуальных уникаль­ных черт признаков предметов.

Общее - философская категория, кот. выражает сходство признаков предметов. Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам.

Категории фил. - формы всеобщего.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи:

1) Предметы - всегда единство всеобщего, общего, обособленного и единичного.

2) Разграничение на единичное и общее относительно.

3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наобо­рот.

Превращение единичного в общее и обратно хорошо прослеживается в процессе социализации ч-ка.

Противоположность индивидуальному - типовое.

Наши рекомендации