Особенности эпохи Возрождения и их отражение в фил. мысли.

Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья

к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв.

Эта эпоха Великих Географических открытий, открытий

в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений,

глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Фран­ции и Нидерландская буржуазная революция.

Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художест­венно эстетическая, формируется новое искусство, объ­ектом которого выступает ч-к. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность.

В эпоху возрождения происходит реабилитация телесно-

го, характерен культ красоты. Это выражается в деятель­ности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенно­стях фил.:

1) Ф - это антропоцентризм.

2) Ф тесно связана с развитием естествознания

3) Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как само­стоятельное явление

4) Поднимаются вопросы естественной морали, есте­ственного права и естественной религии.

Социологические и политические учения эпохи Возраждения.

Эразм Ротрдамский (1469-1536). Его учение - христиан­ский гуманизм,

Переосмысление пути церкви. Он призывает к возврату к раннему христианству, критикует церковные порядки. Мартин Лютер отрицает свободу воли, которую признает Эразм.

Микола Макиавелли (1469-1527) разделяет установки религии и политики. Человеком движет эгоизм и матери­альный интерес. Высшим законом политики явл. дости­жения могущества гос-вом. Государь должен быть силь­ным, сочетать в себе качества льва и лисы. Использовать все средства для укрепления гос-ва, в том числе и наси­лие. Насилие должно созидать, а не разрушать. Все сред­ства хороши для достижения свой цели в политике.

11 Значение открытий Коперника и Бруно для фор­мирования повой картины мира и философии нового времени.

Коперник (1473-1543) опирался на принцип совпадения противоположностей. Строит свою астрономическую сис-му. Космос, вселенная бесконечна. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Это гелиоцентризм. Бруно (1548-1600) Солнце не является центром вселен­ной, т.к. бесконечность не может иметь центра. Жизнь может существовать не только на земле. Ч-к обладает смертной душой и осознает свою смерть. Он создан для созидания для творчества.

Фил. эпохи Просвещения: сущность и особенности.

18в. в истории мысли наз-ют эпохой просвещения. Научные знания, ранее

бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь распространяются вширь, став предметом обсуждения литераторов, популярно излагавших последние дости­жения науки и философии. Уверенность в мощи чел разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающим условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения. При этом просве­тители апеллируют не просто к разуму - ведь разум лозунг и метафизиков - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религи­озных предрассудков, но и от метафизических сверх опытных <гипотез>. Чел в философии 18века предстает , с одной стороны, как отдельный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой сто­роны, человек - носитель разума и справедливости. Столкновение эгоистиче­ского индивида и <человека вообще> составляют основу коллизии и в литерату­ре 18в.

Просвещение представляет собой далеко не однородное явление : оно имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Жизнь буржуа была направлена на мирское наслажде­ние и мирские интересы, на земной мир. Это имело антитеологический и антиметафизический характер. Метафизика практически потеряла всякое доверие.

Фил. Канта.

Родоначальником немецкой классической философии выступил Кант ( 1724-

1804). В его философии выделяют 2 этапа: до критический и критический.

До критический этап - развитие стихийного материализма. Кант занимается вопросами природы. Выдвигает космогоническую гипотезу возникновения

солнечной системы из диффузной пылевой материи. Критический этап начина-

ется с 1770 года. Кант выделяет 2 ствола познания - чувственность и рассудок.

Он преодолевает крайности эмпиризма и рационализма. Сегодня утверждают, что Кант осуществил коперниканский переворот в теории познания. Он

рассмотрел процесс познания, как активный. Субъект активен в познании и в своем мышлении, творит мир. Кант выделяет 2 понятия:

- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире. Вещь для нас является стороной вещи в себе.

Материалисты обвинили Канта в агностицизме. Идеалисты критиковали Канта

за допущение вещи в себе. По сути дела Кант показал в своих понятиях этапы и

относительность познания и вопросы практического разума (то что человек

должен делать). Отношение к миру:

1) Что я могу знать?

2) На что я могу надеяться?

3) Что я должен делать?

Человек - единство природного и духовного. Он действует в соответствии со своим разумом, как моральное существо, исходя из категорического морального закона, суть кот. в следующем: поступай так, чтобы максима (изречение) твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства ( поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой).

Гос-во должно обеспечивать свободу каждого человека. Такое достижимо только в правовом гос-ве. В гос-ве должно сущ-ть разделение властей. Кант проповедует идею вечного мира между народами и отказ от насилия в решении любых вопросов.

Наши рекомендации