Iii. учение об иллюзорном теле
Второе из Шести Учений, Учение об иллюзорном теле, представляет собой тибетский вариант индийского учения о майе, которое является основополагающим во всех школах буддизма, как и в индуистской Веданте. Учение о майе утверждает, что весь мир, субъективные и объективные космические явления иллюзорны и что ум является единственной реальностью. Объекты, воспринимаемые нашими органами чувств, наш физический организм, наши познания, выводы, обощения, силлогизмы - не что иное, как фантасмагория. Хотя ученые классифицируют различные виды материи, органической и неорганической, и придумывают им претенциозные латинские и греческие названия, сама материя фактически не существует. Цвет и звук, все видимое зрением и воспринимаемое органами чувств, так же как пространство и его измерения, в такой же мере нереальны.
Майя - это магическое, скрывающее Реальность покрывало, извечно носимое Природой, Великой Матерью Изидой. Только с помощью йоги можно разорвать это покрывало и, достигнув самопознания и победы над собой, уйти таким путем от Иллюзии. Под влиянием Иллюзии Высшую Истину всегда воспринимают искаженно. Но йог, владеющий духовной алхимией, отделяет шлак, который есть Незнание, от золота, которое есть Правильное Знание. Таким образом, восторжествовав над Природой, он освобождается от рабской привязанности к миру явлений.
В своем научном исследовании учения о майе профессор Шастри показал, что зачатки этого учения уже существовали в поздний ведический период и что в течение длительного периода формирования этого учения само слово "майя" в различных грамматических формах означало различные, но, в сущности, взаимосвязанные понятия.
Вначале слово "майя" означало способ познания, энергию, силу (шакти) и обман. Его главным значением была таинственная волевая сила Брахмана, с помощью которой Брахман осуществляет свою волю и возникает форма как майя. Как означающее "видимость", "обман" майя есть образованное магическим способом множество явлений, которые заставляют воспринимающего их непросветленного человека считать многообразие и двойственность реальностью. Как высочайший Маг, Майя создает великую космическую иллюзию, мир явлений.
Основное значение слова "майя", происходящего от корня "ма",- "измерять". Следовательно, майя есть иллюзорная проекция Космоса, из-за которой бесконечный Брахман представляется измеряемым. Из того же корня возникло затем значение "строить", и это приводит к концепции феноменальной вселенной как магического творения, созданного Брахманом, или, по учению Махаяны,- Умом.
Имеющее корни в раннем ведическом периоде, учение о майе прослеживается в брахманах и упани-шадах, где майя в основном означает "иллюзию", и это значение окончательно утвердилось во времена Шанкары. В историческом плане майя обычно рассматривается в двух главных аспектах: 1) как принцип творения (майя как причина) она соответствует шакти (магическая энергия) или 2) как сам сотворенный мир явлений (майя как следствие) она означает "иллюзию", "видимость" и т. д.
То, что микрокосмический ум не отличается и фактически неотделим от Ума Макрокосма, индийские мыслители доказывают с помощью наглядной аналогии. Воздух в закрытом сосуде, объясняют они, не отличается от наружного воздуха, окружающего сосуд, и если разбить сосуд, тотчас же заключенный в нем воздух соединится с окружающим воздухом. Таким же образом, если разбить Сосуд Майи, микрокосмический ум станет тем, чем он всегда был и всегда будет - макрокосмическим.
Изначальный Ум, из которого рождается майя, не рожден и ничем не обусловлен. Он трансцендентен своим творением. Господь Кришна в "Бхагавадгите" говорит, что одной частью Своей сущности Он создал видимую вселенную, и, однако, Он всегда стоит в стороне от нее.
Миры и вселенные созданы умом. Они состоят из такого же вещества, из которого сотканы сновидения. И эта их иллюзорность есть майя. Предметы, явления существуют потому, что такими их делает ум. Отдельно от ума они не имеют существования. Когда с помощью йоги микрокосмический аспект ума освобождается от туманов и миражей обусловленного существования, он видит себя как Единое, освободившееся от всех заблуждений, возникающих вследствие майи, от всех понятий множественности и двойственности, от всех магических фантасмагорий Природы.
Как чудотворная сила, или эссенциальная энергия в виде тепла, света и движения электронов, как вселенский ритмический Танец Жизни, как Природа, из лона которой существа рождаются в мире иллюзий, майя -это великая шакти, Мать Творения, заключающая в себе Первичный Зародыш, Яйцо - Всеобнимающую объединяющую мыслеформу, созданную Умом Отца, которая воспринимается через иллюзорную материю как явление. Бесчисленными мириадами форм, глаз и органов чувств существ, бесчисленными мириадами микрокосмов Ум воспринимает Себя как Зритель сновидений царства майи. Но до тех пор, пока мираж Существования не будет рассеян Светом Бодхи, многие не познают Единого.
Учение о майе есть философское основание связанного с ним учения об ошибочно воспринимаемом как Многое Едином Макрокосме, который объединяет все микрокосмы. В греческой философии эта мысль содержится в аксиоме Ксенофана - "Всё есть Одно". Позднее Парменид учил о единстве бытия и сознания. Платон, как и его великий последователь Плотин, в учении об идеях пришли в сущности к такому же выводу. Кант, вероятно, также испытавший влияние школы Платона, выдвинул идею о том, что мир не имеет метафизического существования, а имеет чисто эмпирическое, то есть кажущееся существование. Шопенгауэр с благодарностью признает влияние на него учений Упанишад, позволивших ему прийти к таким же выводам. Теория относительности, основывающаяся на постулировании того, что Вселенная имеет относительное существование по отношению к Уму, из которого она возникла, представляет собой современное изложение в терминах западной науки древнейшего учения о майе.
Таким образом, значение, которое в учении о майе придается иллюзорному телу, майяви-рупа индийской философии, есть, как и весь Космос, частью которого оно является, лишь явление, преходящая мысле-форма. И таково все существующее в Природе. Как Земля и Вселенная, откуда оно возникло, оно имеет относительное, а не истинное существование. Подобно явлению, вызванному с помощью магии, иллюзорное тело человека есть не более чем эманация Ума в значении, выраженном тибетским словом "тулку" как физической манифестации Нирманакаи (Тело Божественного Воплощения). Это лишь майявическое проявление желания жить, отпрыск желания, сансарический покров ума.
IV. УЧЕНИЕ О СОСТОЯНИИ СНА
Учение о сновидениях, которое мы здесь изложим, служит подтверждением учения о майе. Оно показывает, что так как все чувственные восприятия в состоянии бодрствования иллюзорны, так же иллюзорны все чувственные восприятия в состоянии сна. Эти два состояния образуют два полюса человеческого сознания. Иными словами, вся Природа является сновидением Единого Ума, и до тех пор, пока человек не победит Природу и таким путем не перешагнет через майю, он будет оставаться спящим и видящим Сон, порожденный Невежеством. В этом мире и в любом посмертном состоянии все сансарические, то есть кармически обусловленные, состояния являются лишь сновидениями.
Только когда человек просыпается, он осознает иллюзорный характер сновидения. Только после пробуждения ото сна, рожденного Невежеством, для него наступает Истинное Состояние, которое ничем не обусловлено, и в котором не спят и не видят снов. Тогда познается иллюзорность сансары.
Мы говорим о состоянии сна со сновидениями как о нереальном и о состоянии бодрствования как о реальном. Однако, строго говоря, оба состояния нереальны, так как они основаны на такой же последовательности объективных чувственных восприятий. Разница в том, что восприятия в мире сновидений являются внутренними, а восприятия в состоянии бодрствования - внешними. Чувственные впечатления воспринимает только ум, который не проводит различий между впечатлениями внутренними и внешними. В уме, как в зеркале, отражаются объекты, воспринимаемые внутренним и внешним чувством, которые отдельно от ума не существуют, будучи, как учит учение о майе, лишь явлениями.
Путем тщательного анализа сновидений и психологического экспериментирования над самим собой как над субъектом, йог в результате убеждается (а не просто верит) в том, что все содержание состояния бодрствования так же, как состояния сна со сновидениями, на самом деле представляет собой иллюзорные явления.
Как паук плетет из своего тела паутинную сеть, а затем втягивает эту паутину обратно в себя, так и Вселенский Ум, который у индусов олицетворяет Брахма, создает космос из Самого Себя. Сеть Брахмы - это майя, в которую попадают чувствующие существа и удерживаются в ней, будучи привязанными к сансаре. Это Колесо Существования - прометеева скала, к которой приковано человечество его кармой, и его терзают желания, как орлы - прикованного Прометея.
Брахма спит и бодрствует. Когда Он спит, Его сон - это сотворение космоса. Когда Он просыпается, Его сон оканчивается. Его состояние сна - это сансара. Его пробуждение - нирвана. В этом Всеохватывающем Уме берет начало Созданное и Несозданное, сансара и нирвана. И в высшем познании Всеохватывающего Ума эти противоположности воспринимаются в единстве.
Цель учения о сновидениях - пробудить йога от сна заблуждения, заставить его стряхнуть с себя кошмар существования, разломать оковы, в которых майя держит его пленником в течение эонов, и таким образом достичь духовного мира и радости свободы, достигнутых Полностью Просветленным, Гаутамой Буддой.
V. УЧЕНИЕ О ЯСНОМ СВЕТЕ
Ясный Свет в его первичном аспекте символизирует необусловленное чистое нирваническое сознание, сверхсознание Полностью Просветленного. Это мистический свет Дхармакаи, нирванического сознания, освободившегося от всех сансарических, то есть обусловленных, затмевающих его факторов. Его невозможно описать. Его можно только знать. Знать Его - это значит знать То всех вещей. Он называется Ясный Свет, бесцветный или не имеющий качеств. Так как Он не имеет границ, Он есть Всепроникающий Разум. Так как Он непознаваем для сансаричес-кого ума и не имеет формы, Его называют Пустотой, не имеющей формы.
Ясный Свет видят какое-то мгновение все люди в момент смерти. Йоги видят его на высших ступенях самадхи по желанию, а Будды видят всегда. Осознанное восприятие Ясного Света во время земной жизни означает то же, что и достижение состояния Будды. Гораздо труднее воспринимать Ясный Свет после смерти, как учит "Тибетская книга мертвых". Поэтому, как и в Книгах I и II, гуру учит неофита не отбрасывать редкую возможность, предоставляемую человеческим рождением для обретения этого Великого Сокровища.
Приведем высказывание одного тибетского мудреца, свидетельствующее о его духовном зрении и великой мудрости:
"Трудно познать то, что не имеет формы. Также трудно освободиться от кармы и перерождений и познать Ясный Свет, яркость которого равна яркости света, излучаемого драгоценным камнем, огнем, Луной и Солнцем.
Из Ясного Света рождаются света, сияющие во Тьме. От них происходит сияние и тепло Солнца. От света Солнца рождается свет Луны, а от Луны, олицетворения прохлады, исходит Всепроникающий Свет Мудрости. Так, благодаря Пустоте, основанию всего сущего, которая освещает явления Природы, становятся видимыми все системы мира".