Возвышенный, Всевышний, Превознесшийся.
Возвышенный..................................................... العلي
Всевышний........................................................ الأعلى
Превознёсшийся............................................... المتعال
Всевышний сказал: «…не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (ал-Бакара, 255);
«Славь имя Господа твоего Всевышнего» (ал-А‘ла, 1); «Он — Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся» (ар-Ра‘д, 9). Эти имена объединяют все проявления возвышенности, присущие Аллаху. Его высокое положение объясняется вознесением на Трон, и Он находится над рабами Своей божественной сущностью.
Оно также объясняется тем, что Ему присущи возвышенные и величественные качества, которые никоим образом не похожи на качества творений. Более того, все творения вместе не способны всесторонне постичь даже одно из значений какого-либо божественного качества. По этому поводу Всевышний сказал: «Они не способны объять Его своим знанием» (Та ха, 110), и это еще раз доказывает, что ничьи качества не подобны качествам Аллаха.
Его высокое положение проявляется в Его абсолютной власти, ибо Он — Единственный, Всемогущий. Своим могуществом и возвышенностью над всеми Он покоряет творения. Их судьбы — в Его Руках, и происходит только то, что Он пожелает, и ничто не способно помешать этому. А то, что Ему не угодно, не может произойти, и если все твари объединятся, чтобы сотворить то, что Ему не угодно, они не сумеют сделать этого. Если же они объединятся, чтобы помешать тому, что Он предрешил, то не сумеют предотвратить это. Его власть совершенна, и Его воля неизменно исполняется, и все творения испытывают в Нем всестороннюю крайнюю нужду.
Литература, использованная при разъяснение этих имен Аллаха:
[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 26]
[Шарх ан-нунийя, т. 2, с. 68]
3 Великий... العظيم
Коран гласит:«…не тяготит Его оберегание их. Он — Возвышенный, Великий» (ал-Бакара, 255).
Аллах велик, и все божественные качества обязывают к почитанию и возвеличиванию Его. Ни одно творение не способно возвеличить Его должным образом, как Он того заслуживает. Он достоин похвалы, на которую способен только Он и которая не доступна Его рабам.
Следует знать, что присущие Аллаху значения величия делятся на две категории.
1. Он обладает всеми качествами совершенства, и эти качества присущи Ему в самой совершенной, величественной и всеобъемлющей форме. Его знание безгранично, а могущество непререкаемо. Ему присущи гордость и величие, одним из проявлений которого является то, что небеса и земля в Пригоршне Милостивого не больше горчичного зернышка. Об этом говорили Ибн ‘Аббас и другие комментаторы, а Всевышний сказал: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей» (аз-Зумар, 67);
«Воистину, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись. А если они сдвинутся, то никто другой после Него их уже не удержит» (Фатир, 41);
«Небеса готовы разверзнуться сверху (от величия Аллаха; или от многочисленных ангелов; или от слов многобожников)» (аш-Шура, 5).
В «Сахихе» Муслима сообщается со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что Аллах сказал: «Гордость — Моя накидка, а величие — Мой изар, и Я подвергну мучениям того, кто попытается отнять их у Меня». Таким образом, гордость и величие — два божественных качества. Их невозможно оценить по достоинству, равно как и невозможно постичь всю глубину их смысла.
2. Ни одно из творений не достойно того, чтобы его возвеличивали и почитали так же, как Аллаха. Он заслуживает того, чтобы рабы возвеличивали Его в душе, языком и телом. Для этого следует проявить усердие в познании Его, возлюбить Его и унизиться перед Ним, смириться пред Его величавостью и убояться Его. Для этого надлежит устами прославлять Его, а телом — благодарить Его и поклоняться Ему. Чтобы почитать Аллаха, следует надлежащим образом бояться Его в делах, повиноваться Ему, не зная ослушания, поминать Его без устали, не забывать Его и быть признательным Ему, не допуская неблагодарности. Чтобы почитать Его, необходимо уважать Его запреты и предписания, касающиеся временных промежутков, мест и поступков. Всевышний сказал: «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (ал-Хаджж, 32);
«Вот так! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом» (ал-Хаджж, 30). Наконец, чтобы почитать Его следует не возражать против того, что Он сотворил или узаконил.
Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:
[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 27–28]
[Шарх ан-нунийя, т. 2, с. 68]
[Таудих аль-макасид, т. 2, с. 214]
4Славный... المجيد
Под славой подразумевается величие и необъятность божественных качеств. Что же касается качеств Аллаха, то все они величественны и достославны. Он — Знающий, и Его знание совершенно. Он — Милующий, и Его милость объемлет все сущее. Он — Могущественный, и для Него нет ничего невозможного. Он — Выдержанный и Мудрый, а Его выдержка и мудрость безупречны. Такая характеристика справедлива ко всем божественным именам и качествам. Они достигли предела великолепия и славы, в них нет ни малейшего изъяна или недостатка. Всевышний сказал: «Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он — Достохвальный, Славный» (Худ, 73).
Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:
[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 33]
[Шарх ан-нунийя, т. 2, с. 71]
5 Большой... الكبير
Пречистому Аллаху присущи слава, гордость и величие. Он больше, величавее, славнее и превыше всего сущего. Сердца Его возлюбленных и избранников преисполнены уважения и почтения к Нему. Они покорны Ему и смиренны перед Его величием, как сказал об этом Всевышний: «Это потому, что когда призывали одного Аллаха, вы не веровали. Если же к Нему приобщали сотоварищей, вы верили. Решение принимает только Аллах, Возвышенный, Большой» (Гафир, 12).
Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:
[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 622]
6 Слышащий... السميع
Всевышний сказал: «Аллах — Слышащий, Видящий» (ан-Ниса, 134). Божественный слух и зрение часто упоминаются вместе. Каждое из этих качеств подразумевает обладание соответствующими внешними и внутренними способностями. Слышащий — Тот, Кто объемлет слухом все, что можно услышать. Он слышит любые тайные и явные звуки, возникающие в высшем и низшем мирах. Он слышит их все без исключения, не запутываясь в них, несмотря на их многочисленность. Он слышит голоса на любых языках, близкие и отдаленные, приглушенные и громкие. Все они воспринимаются Им совершенно одинаково: «Скрываете вы свои речи или произносите их вслух, прячетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днем — все вы равны перед Аллахом» (ар-Ра‘д, 10);
«Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах — Слышащий, Видящий» (ал-Муджадала, 1).
‘Аиша говорила: «Благословен [*] Тот, Чей слух объемлет любые звуки! Когда пререкавшаяся женщина пришла и стала жаловаться Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, я находилась в углу комнаты и не могла расслышать некоторые из ее слов. Аллах же ниспослал аят: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа».
Божественный слух бывает двух видов:
а) имеется в виду, что Аллах слышит любые тайные и явные звуки, а также громкие и приглушенные голоса, различая их совершенным образом;
б) имеется в виду, что Он внимает тем, кто просит Его, поклоняется Ему и обращается к Нему с молитвами. Он отвечает на их просьбы, вознаграждая их за это. Всевышний сказал: «Воистину, мой Господь внимает мольбе» (Ибрахим, 39). Когда молящийся говорит: «Аллах внимает тому, кто восхваляет Его» (во время выпрямления после поясного поклона в намазе — Прим. переводчика), — имеется в виду, что Он отвечает на молитвы.
[*] Слово «табарака» означает, что Аллах вкладывает благо в творения. В священных текстах оно обычно употребляется при упоминании великих милостей, оказанных рабам: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение» (ал-Фуркан, 1);
«Благословен Тот, Кто дарует тебе, если пожелает, нечто лучшее — Райские сады» (ал-Фуркан, 10);
«Благословен Тот, Кто установил на небе созвездия Зодиака и установил на нем светильник и освещающую луну» (ал-Фуркан, 61);
«Благословен Тот, в Чьей Руке власть» (ал-Мулк, 1). Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди писал: «Он благословен, поскольку обладает величественными и совершенными качествами. Он всеблаг, поскольку одаряет Своих рабов щедрыми дарами и великими благами, и любое благо во Вселенной является следствием Его милости и милосердия». См.: Тайсир ал-Карим ар-Рахман. С. 254. — Прим. переводчика.
7 Видящий... البصير
Это — Тот, Чье зрение объемлет все сущее в любых уголках небес и земли, даже самые крошечные творения. Он видит черного муравья на скале в темную ночь, различая все его внешние очертания и внутренние органы; от Него не скрыто даже движение пищи по его мелким органам. Он видит ток жидкости внутри ветвей деревьев и любых других растений, независимо от их размеров. Он различает сосуды муравьев, пчел, комаров и даже более мелких существ. Пречист Тот, Чье величие изумляет умы, Чьи качества необъятны, а величие и проницательность совершенны. Он ведает сокровенное и явное, близкое и далекое. Он замечает даже беглые взгляды и видит любые изменения, происходящие в сердцах. Всевышний сказал: «…Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц. Воистину, Он — Слышащий, Знающий» (аш-Шу‘ара, 218-220);
«Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (Гафир, 19);
«Аллах же — Свидетель всякой вещи!» (ал-Бурудж, 9), т.е. Он знает обо всем, что происходит во Вселенной, и объемлет зрением и слухом все сущее.
Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:
[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 34–36]
[Шарх ан-нунийя, т. 2, с. 72]
8 Знающий العليم, Ведающий الخبير
Всевышний сказал: «Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он — Мудрый, Ведающий» (ал-Ан‘ам, 18);
«Воистину, Аллах ведает о всякой вещи» (ал-Анфал, 75).
Знающий — Тот, Чье знание объемлет все сущее: необходимое, невозможное и возможное. Ему известно о Себе Самом, Его пресвятых качествах и великих атрибутах. Все они есть необходимость, отсутствие которой невозможно и невероятно. Наряду с этим, Ему известно о том, что невозможно, и том, как бы это выглядело, если бы стало возможно.
В Коране сказано: «Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы» (ал-Анбийа, 22);
«Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» (ал-Му’минун, 91).
Эти и похожие аяты указывают на то, что Аллах ведает о том, что невозможно, и даже сообщает нам о том, что могло бы произойти, если бы это невозможное стало реальностью. Наконец, помимо всего прочего, Аллах ведает о возможном, т.е. том, что существует во Вселенной, и том, чего пока нет, поскольку этого требовала божественная мудрость, но что в принципе может возникнуть. Его знания объемлют высший и низший миры, объемлют пространство и время. Ему известно все сокрытое и явное, очевидное и сокровенное.
Всевышний сказал: «Воистину, Аллах ведает о всякой вещи» (ал-Анфал, 75). Текстов о всеобъемлющем знании Аллаха очень много; всех их нельзя сосчитать и перечислить. Ничто не скроется от Него ни на земле, ни на небе, будь то крошечная крупица или нечто большее, или нечто меньшее. Он ничего не оставляет без внимания и ничего не забывает. Все необъятные и разносторонние познания, которыми обладают творения, ничто в сравнении со знанием Аллаха. Точно так же все могущество творений не идет ни в какое сравнение с могуществом Господа. Он — Тот, Кто наделил их знаниями о том, чего они не ведали, и наделил их всевозможными способностями. Ему известно обо всем, что происходит на небесах и на земле, а также обо всех творениях, проживающих в этих мирах, — о них самих, их качествах, поступках и состояниях. Он ведает то, что произошло в прошлом, и то, чему предстоит произойти в далеком будущем. Он знает то, чего никогда не произойдет, и то, как это выглядело бы, если бы все-таки произошло. Ему известно обо всем, что происходит с людьми с того момента, как они появляются на свет, что постигает их после смерти и что ожидает их после того, как они будут воскрешены. Ни один из их добрых и злых поступков не сокрыт от Него, и в Обители вечности они получат воздаяние за свои деяния и узнают все мельчайшие подробности о самих себе.
Одним словом, Аллах — Тот, Чьи знания охватывают все зримое и незримое, тайное и явное, необходимое, невероятное и возможное. Он ведает о высшем и низшем мирах, знает о прошлом, настоящем и будущем и ничего не оставляет незамеченным.
Литература, использованная при разъяснение этих имен Аллаха:
[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 37–38]
[Шарх ан-нунийя, т. 2, с. 73]
[Тафсир Са‘ди, т. 5, с. 621]
9 Достохвальный الحميد
Всевышний сказал: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах — Богатый, Достохвальный» (Фатир, 15).
Ибн ал-Каййим указывал на два проявления этого качества.
Во-первых, все существа воздают Ему хвалу. Всевышний Аллах заслуживает всяческой похвалы, которую возносят Ему первые и последние обитатели небес и земли. Он достоин похвалы, которую возносят Ему в этом мире и в Последней жизни, и похвалы, которую только можно воздать на протяжении долгих веков. Она наполняет высший и низший миры, ее невозможно ни сосчитать, ни перечислить. Аллах достоин ее по праву, ведь именно Он создал творения, наделил их всяческими милостями и проливает на них зримые и незримые блага — как мирские, так и духовные. Он избавляет их от бед и несчастий. Любые милости, которыми пользуются рабы, ниспосланы от Аллаха, и только Он оберегает от зла и неприятностей. Посему Он достоин того, чтобы творения восхваляли и благодарили Его в любое время, каждое мгновение.
Во-вторых, Господь достоин похвалы за то, что обладает прекрасными именами и совершенными, возвышенными качествами. Его атрибуты славны и прекрасны. Он обладает всеми качествами совершенства в их наилучших, самых величественных проявлениях. Каждое из Его качеств в отдельности заслуживает самой совершенной похвалы. Что же можно говорить о Том, Кто обладает всеми пречистыми качествами вместе?! Восхваления достойны Сам Аллах, Его атрибуты и деяния. Эти деяния преисполнены либо милости и добра, либо справедливости и мудрости, и потому их полагается хвалить наилучшим образом. Помимо того, Аллах заслуживает похвалы за то, что творит и издает законы, регулирующие все происходящее во Вселенной, а также законы шариата и справедливого возмездия в этом мире и в Последней жизни. Если говорить подробно о том, какой должна быть хвала Аллаху, и обо всем, за что Он заслуживает похвалы, то для этого не хватит ни слов, ни чернил.
Литература, использованная при разъяснение этого имени Аллаха:
[Хакк аль-вадых аль-мубин, с. 39–40]
[Шарх ан-нунийя, т. 2, с. 75]
[Таудих аль-макасид, т. 2, с. 215]