Постижение мира через постижение имен Аллаха.

Знание имен Аллаха — основа всякого знания, поскольку все постижимое делится на Его творения и веления. Постичь можно то, что Аллах сотворил и повелел, а источник всего этого — Его прекрасные имена. Творения и веления тесно связаны с ними, как связаны друг с другом причина и следствие. Все веления исходят из прекрасных имен, и поэтому все они прекрасны. Они учитывают интересы рабов, преисполнены милости и сострадания к ним. Божьи приказы и запреты приносят людям пользу, Его деяния характеризуются справедливостью, мудростью, полезностью и милосердием, а все потому, что Его имена прекрасны. В Его творении нет изъяна, и Он ничего не творит ради забавы или понапрасну. Все сущее, кроме Аллаха, сотворено Им. Существование всех творений зависит от Его существования, и поэтому знания об Аллахе и Его именах — основа знания обо всем сущем. Познав их надлежащим образом, как это надлежит творению, человек приобретает знания о всевозможных науках, так как все постигаемое связано с ними, вытекает из них. Задумайся над тем, что творения и веления исходят из знания и мудрости Всевышнего. Поэтому в них нет ни недостатков, ни изъянов. Недостатки возможны в том, что приказывает или вершит человек, и причиной этого может быть либо невежество, либо недостаток мудрости. Всевышний Господь же — Знающий, Мудрый. Его деяния и веления лишены пороков, несовершенства и противоречий.

Литература, использованная при составлении этой главы:

[Бадаи‘ аль-фаваид, т. 1, с. 163]

Все имена Аллаха прекрасны.

Среди имен Аллаха нет такого имени, которое не является прекрасным. Мы уже отметили, что некоторые Его имена связаны с божественными деяниями, например: ал-Халик (Творец), ар-Разик (Кормилец), ал-Мухйи (Дарующий жизнь), ал-Мумит (Умерщвляющий). Это указывает на то, что все божественные деяния прекрасны, и среди них нет ни одного дурного. Если бы среди деяний Аллаха было что-либо дурное, то это нашло бы отражение в Его именах. В таком случае не все они были бы прекрасными, но это не так. Злое и дурное не приписывается Ему, не имеет отношения ни к Его качествам, ни к Его сущности, ни к Его деяниям. Среди Его деяний и качеств нет злых и дурных, но зло есть среди того, что содеяно Им. Различай же между действием и содеянным. Зло связано с тем, что сотворено Аллахом, отделено от Него. Поэтому Его деяния нельзя назвать злыми. Задумайся над этим, ибо это знание сокрыто от многих их тех, кто занимается каламом [12]. Этот принцип стал причиной многих ошибок и заблуждений, но Аллах указал на истину в этом спорном вопросе тем, кто следует прямым путем по Его воле. Аллах ведет прямым путем тех, кого пожелает.

Литература, использованная при составлении этой главы:

[Бадаи‘ аль-фаваид, т. 1, с. 163]

___________________________________________

12. …это знание сокрыто от многих их тех, кто занимается калямом. — Калям, калам — религиозное направление, дающее догматам ислама рационалистическое толкование. Обращение к разуму как к высшей инстанции при решении тех или иных вопросов считается чертой, объединяющей калям с философией и отличающей его от традиционного ислама и мистического суфизма. Различие же между калямом и философией усматривается в том, что его приверженцы принимали за отправную точку своих суждений нормативные принципы ислама, тогда как философы опирались на нормативные принципы разума.

___________________________________________

8.Употребление имен Аллаха самостоятельно и в сочетании с другими именами.

Среди имен Всевышнего Аллаха есть такие, которые употребляются самостоятельно или в сочетании с другими именами. К таковым относится большинство прекрасных имен, например: ал-Кадир (Всемогущий), ас-Сами‘ (Слышащий), ал-Басир (Видящий), ал-‘Азиз (Могущественный), ал-Хаким (Мудрый). Разрешается взывать к Аллаху, используя эти имена по отдельности или наряду с другими именами. К примеру, ты можешь сказать: «О Могущественный! О Выдержанный! О Прощающий! О Милующий!» Каждое из этих имен может использоваться при восхвалении или описании Аллаха — как в отдельности, так и в сочетании с другими именами. Но есть имена, которые не употребляются в отдельности, а всегда используются в сочетании с другим именем, противоположным по смыслу, например: ал-Мани‘ (Лишающий), ад-Дарр (Вредящий), ал-Мунтаким (Отмщающий). Аллаха нельзя нарекать этими именами, если они не используются с другими именами, противоположными по смыслу. В перечисленных примерах их следует употреблять наряду с такими именами, как ал-Му‘ти (Одаряющий), ан-Нафи‘ (Приносящий пользу), ал-‘Афувв (Снисходительный). Мы можем назвать его Одаряющим и Лишающим, Вредящим и Приносящим пользу, Отмщающим [13] и Снисходительным, Дарующим могущество и Унижающим, потому что совершенство — в сочетании этих имен с противоположным по смыслу атрибутом. Они указывают на то, что только Аллах господствует во Вселенной и распоряжается творениями. Он одаряет одних и лишает других, приносит пользу одним, но причиняет вред другим. Он проявляет снисходительность и отмщает за преступления. Было бы неправильным восхвалять Аллаха, упоминая только о лишениях, отмщении и нанесении вреда. Эти имена употребляются только в паре и засчитываются за одно имя. Слова в них неотделимы друг от друга, и поэтому эти имена не используются в отдельности, но только в паре с противоположным по смыслу именем. Если ты скажешь: «О Унижающий! О Вредящий! О Лишающий!» либо если ты упомянешь их в повествовательной форме, то не воздашь хвалу Господу, пока не назовешь Его имен с противоположным смыслом.

[13] Всевышний сказал: «Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех» (аз-Зухруф, 55); «Воистину, Мы отомстим грешникам» (ас-Саджда, 22); «Мы можем забрать тебя, но Мы все равно непременно отомстим им» (аз-Зухруф, 41); «Мы будем мстить» (ад-Духан, 16).

Некоторые полагают, что глагол «интакама» в перечисленных аятах неправомочно переводить «мстить», поскольку в русском языке «местью» называется «действие в отплату за причиненное зло», «намеренное причинение зла кому-либо за причиненное зло, обиду». По их мнению, приписывать Аллаху атрибут «намеренное причинение зла за причиненное зло» есть святотатство. На наш взгляд, такое утверждение ошибочно, поскольку добро и зло — во власти Аллаха. Он — Единственный Творец, и только Он творит добро и зло. Никто из творений не способен принести кому-либо пользу или навредить кому-либо без соизволения Аллаха. В Коране сказано: «Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него» (ал-Ан‘ам, 17); «Скажи: “Кто властен помочь вам чем-нибудь перед Аллахом, если Он захочет навредить вам или захочет принести вам пользу?”» (ал-Фатх, 11).

Более того, способность творить добро и причинять зло является качеством, отличающим Истинного Бога от Его рабов: «Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто ни в чем не способен помочь или навредить вам?» (ал-Анбийа, 66); «Скажи: “Разве мы станем поклоняться помимо Аллаха тому, что не приносит нам пользы и не причиняет вреда?”» (ал-Ан‘ам, 71).

Поэтому эпитет «Отмщающий», подчеркивающий, что именно Аллах причиняет зло рабам в ответ на совершенные ими злодеяния, допустимо использовать для описания Всевышнего Господа, но только в сочетании с противоположным по смыслу именем. Это не противоречит лексическому значению глагола «интакама», означающему «отплачивать наказанием» (Ибн Манзур. Указ. соч. Т. 14. С. 272), «наказывать кого-либо по причине совершенного им греха» (Шаукани. Фатх ал-Кадир. С. 264). — Прим. переводчика.

Литература, использованная при составлении этой главы: [Бадаи‘ аль-фаваид, т. 1, с. 163]

Наши рекомендации