Общество как область изучения социальной философии.

Каждый человек оригинален, неповторим. Рядом с ним живут та-кие же отдельные люди, претендующие быть субъектами, носителями свободного, творческого отношения к миру. А где же общество? И что это такое? На эти вопросы в первом приближении к своему предмету должна ответить социальная философия. Несомненно, общество – это системное образование, выделившееся из природы. Значимости природного начала в социальности философы уделяли большое внимание. Сравнивали общество с организмом, не считая, однако, их тождественными, многие мыслители (Платон, Гоббс, Спенсер). Была и крайняя точка зрения в этом отношении, которой придерживалась органическая школа в социологии, имевшая место в конце XIX – начале XX вв. (А. Шеффле, Р. Бормс и др.). Ее представители пытались объяснить общество как организм биологическими закономерностями: роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство и т.п.

Некоторые придерживались антропологического принципа, рассматривая человека и общество как часть природы (Спиноза, Дидро, Гольбах). Оправдан такой вариант социальности, считали они, который соответствует подлинной, высокой, неизменной природе человека. Другие рассматривали общество как результат соглашения индивидов (теория общественного договора – Ж.-Ж. Руссо и др.). Согласно теории социального действия (М. Вебер, Ф.В. Знанецкий и др.) отношения между людьми в обществе складываются на основе понимания действий друг друга, смысла их намерений и целей. Структурно-функциональный анализ (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, П. Со-рокин, Т. Парсонс, Р. Мертон) сосредоточил свое внимание на изучении отношений между классом структур и классом функций, необходимых для стабильного существования общества как системы. А постмодернизм (Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез и др.), настаивая на ра-дикальной плюральности человеческой жизни, вообще исключает из поля своего пристального внимания понятие общества.

Благодаря К. Марксу в XX в. широкое распространение получил деятельностный подход в объяснении социальности, согласно которому в первую очередь трудовая деятельность по производству материальных благ создает каркас общества.Возникновение общности между индивидами предполагает наличие сходства между ними, открытости, естественности, совместимости, взаимодействия их жизнедеятельности. Задача, стоящая перед общественностью, в том, чтобы создавать постоянно устойчивые многообразные связи, автономные объединения, способные действовать организованно, сплоченно, осознанно.

Таким образом, важнейшая проблема социальной философии – выяснить условия единства, целостности общества, его смысла.Социальная философия призвана также выяснить, при каких условиях возможен наиболее плодотворный вариант взаимодействия личности и общества. Острота этой проблемы в современных условиях не вызывает сомнений.

Не менее важной является проблема движущих сил исторического развития, соотношение эволюции и революции. Сегодня по сравнению с марксизмом имеет место своеобразная реабилитация духовной стороны жизни общества. Уже не классы выступают в качестве главных акторов, а религиозные образования (традиционные и новые), транснациональные движения и корпорации, а также протестные движения, связанные с экологией, антиглобализмом.

Социальная философия призвана осмыслить наиболее эффективное соотношение устойчивости и изменчивости в историческом развитии. По сравнению с марксизмом значимым фактором динамики общества усматривается не революция, а постоянная готовность к эволюционным изменениям.

Говоря о соотношении объективного и субъективного, необходимо отметить коренное отличие в решении этой проблемы классической и неклассической философией. Первая ставила задачу открыть объективные, не зависящие от сознания процессы; вторая вводит понятие интерсубъективности, чтобы понять специфику социального.

Современный технологический переворот, связанный с информацией, создает принципиально новые предпосылки для формирования общепланетарного единства человечества, новой суперсистемы, объединяющей все человечество общими социально-культурными, экономическими, политическими и иными связями.

Для характеристики этих процессов употребляют такие понятия, как интернационализация, универсализация, глобализация. Данные процессы предъявляют новые требования и к человечеству, и к отдельной личности. Для последней особенно значимыми становятся наряду с высочайшей профессиональной компетентностью чувство ответственности и приверженности общечеловеческим нравственным ценностям.

Социальная философия не только выявляет и объясняет специфические срезы своего предмета, но и занимается поиском наиболее эффективных методов познания.

Наши рекомендации