Классификация РА по характеру иллокутивной цели
• Разграничение коммуникативных и конвенциональных иллокутивных актов [М.Л. Макаров].
К конвенциональным актам относятся ритуализированные речевые действия: крещение, посвящение, голосование, арест, признание виновным и невиновным, бракосочетание, подача в отставку, запрещение.
Другие основания классификации РА
• По степени эксплицитности/имплицитности выражаемой интенции различаются прямые (первично перформативные – закрой, пожалуйста, окно.) и непрямые (косвенные - здесь становится прохладно) РА.
• По характеру выражаемого сообщения РА делятся на информативные (констативные и неконстативные) и неинформативные.
• По признаку статусных отношений коммуникантов: статусно-маркированные (приказы, требования, просьбы, мольбы, запреты) и статусно-нейтральные(утверждение, повествования, описания). Статусно-маркированные РА могут быть далее разделены на статусно-фиксированные (с заданной позицией С - директивы) и статусно-лабильные РА (статусный вектор зависит от ситуации – комиссивы, экспрессивы) [Карасик 1992].
РА благодарности – статусно-лабиальный РА
Thank you - подчиненная
Тhanks - начальник
• По характеру иллокутивной цели (Макаров)
Коммуникативные РА
Конвенциональные РА – ритуализированные РА, меняют социальный статус людей и вещей – крещение, посвящение, голосование, арест, бракосочетание, подача в отставку, запрещение
• По характеру социально-коммуникативных взаимодействий партнёров Дж. Лич выделяет :
1) конкурирующие РА – иллокутивная цель конкурирует с социальным равновесием; жесткие требования, приказы
2) праздничные РА – иллокутивная цель говорящего совпадает с социальными целями; благодарность, поздравление
3) сотрудничающие РА – иллокутивная цель говорящего безразлична к социальной цели; сообщение, инструкция
4) конфликтные РА – иллокутивная цель говорящего в конфликте с социальными целями. Угрозы, обвинения
• Крекель классифицирует РА по трём признакам:
• 1) ориентация на говорящего либо на слушающего;
• 2) ориентация на когнитивную, интерактивную или акциональную сферу;
• 3) ориентация на настоящее, прошлое или будущее.
Обвинение – РА, ориентированный на С, на интерактивную сферу, на прошлое
Обещание – РА, ориентированный на Г, на акциональную сферу, на будущее
Гибридные РА
Многие РА оказываются в «переходных зонах» на границах нескольких типов –
смешанные (комбинированные) РА, обладающие признаками нескольких типов РА .
РА угрозы: Если ты не будешь делать домашнее задание, я не буду давать тебе карманных денег.
РА комплимента: Как замечательное, что Вы провели такое тщательное исследование!
РА упрека: Вы никогда не делаете ДЗ!
✓ оценочные речевые действия (+): (похвалы, комплименты)
Как замечательно, что Вы провели такое тщательное исследование! экспрессив + репрезентатив
✓ оценочные речевые действия (-): (упреки, порицания, жалобы)
Вы никогда не делаете домашнее задание! репрезентатив + директив + экспрессив
Побочные речевые акты – речевые акты, тип которых зависит от эскиза аудитории.
Кларк и Карлсон – не всегда РА предназначен тому, кому он адресован. Одним РА можно передать различные сообщения разным слушателям.
Мама говорит собаке – Рекс, с тобой сегодня пойдёт гулять Сережа.
Такой РА адресован не Рексу, а Сереже, который как побочный адресат РА воспринимает его как директив.
Учительница в классе объявляет – ребята, медсестра будет проверять чистоту ваших рук. По отношению ко всему классу она осуществляет репрезентатив, а по отношению к медсестре – директив.
Побочные РА широко распространены в масовой коммуникации.
Сложные РА
(conjunctive illocutionary acts в терминологии Серля-Вандервекена, acts in sequences – А.Феррара)
Сложные РА представляют собой сочетание нескольких последовательно осуществляемых иллокутивных актов.
Дж. Серль и Д. Вандервекен (1985): многие предложения естественного языка представляют собой иллокутивные акты, логическая форма которых не сводима к форме элементарных иллокуций. Цель подобных сложных актов – одновременноеосуществление двух или более иллокуций, связанных между собой посредством иллокутивных связок (illocutionary connectives), к которым исследователи относят “if”, ” “but”, а также “;”
Например:
“Я как раз еду домой, давай я тебя подброшу.”репрезентатив + директив
Не мог бы ты мне помочь, или ты занят? директив + вопрос