Классификация РА по характеру иллокутивной цели

• Разграничение коммуникативных и конвенциональных иллокутивных актов [М.Л. Макаров].

К конвенциональным актам относятся ритуализированные речевые действия: крещение, посвящение, голосование, арест, признание виновным и невиновным, бракосочетание, подача в отставку, запрещение.

Другие основания классификации РА

• По степени эксплицитности/имплицитности выражаемой интенции различаются прямые (первично перформативные – закрой, пожалуйста, окно.) и непрямые (косвенные - здесь становится прохладно) РА.

• По характеру выражаемого сообщения РА делятся на информативные (констативные и неконстативные) и неинформативные.

• По признаку статусных отношений коммуникантов: статусно-маркированные (приказы, требования, просьбы, мольбы, запреты) и статусно-нейтральные(утверждение, повествования, описания). Статусно-маркированные РА могут быть далее разделены на статусно-фиксированные (с заданной позицией С - директивы) и статусно-лабильные РА (статусный вектор зависит от ситуации – комиссивы, экспрессивы) [Карасик 1992].

РА благодарности – статусно-лабиальный РА

Thank you - подчиненная

Тhanks - начальник

• По характеру иллокутивной цели (Макаров)

Коммуникативные РА

Конвенциональные РА – ритуализированные РА, меняют социальный статус людей и вещей – крещение, посвящение, голосование, арест, бракосочетание, подача в отставку, запрещение

• По характеру социально-коммуникативных взаимодействий партнёров Дж. Лич выделяет :

1) конкурирующие РА – иллокутивная цель конкурирует с социальным равновесием; жесткие требования, приказы

2) праздничные РА – иллокутивная цель говорящего совпадает с социальными целями; благодарность, поздравление

3) сотрудничающие РА – иллокутивная цель говорящего безразлична к социальной цели; сообщение, инструкция

4) конфликтные РА – иллокутивная цель говорящего в конфликте с социальными целями. Угрозы, обвинения

• Крекель классифицирует РА по трём признакам:

• 1) ориентация на говорящего либо на слушающего;

• 2) ориентация на когнитивную, интерактивную или акциональную сферу;

• 3) ориентация на настоящее, прошлое или будущее.

Обвинение – РА, ориентированный на С, на интерактивную сферу, на прошлое

Обещание – РА, ориентированный на Г, на акциональную сферу, на будущее

Гибридные РА

Многие РА оказываются в «переходных зонах» на границах нескольких типов –

смешанные (комбинированные) РА, обладающие признаками нескольких типов РА .

РА угрозы: Если ты не будешь делать домашнее задание, я не буду давать тебе карманных денег.

РА комплимента: Как замечательное, что Вы провели такое тщательное исследование!

РА упрека: Вы никогда не делаете ДЗ!

✓ оценочные речевые действия (+): (похвалы, комплименты)

Как замечательно, что Вы провели такое тщательное исследование! экспрессив + репрезентатив

✓ оценочные речевые действия (-): (упреки, порицания, жалобы)

Вы никогда не делаете домашнее задание! репрезентатив + директив + экспрессив

Побочные речевые акты – речевые акты, тип которых зависит от эскиза аудитории.

Кларк и Карлсон – не всегда РА предназначен тому, кому он адресован. Одним РА можно передать различные сообщения разным слушателям.

Мама говорит собаке – Рекс, с тобой сегодня пойдёт гулять Сережа.

Такой РА адресован не Рексу, а Сереже, который как побочный адресат РА воспринимает его как директив.

Учительница в классе объявляет – ребята, медсестра будет проверять чистоту ваших рук. По отношению ко всему классу она осуществляет репрезентатив, а по отношению к медсестре – директив.

Побочные РА широко распространены в масовой коммуникации.

Сложные РА

(conjunctive illocutionary acts в терминологии Серля-Вандервекена, acts in sequences – А.Феррара)

Сложные РА представляют собой сочетание нескольких последовательно осуществляемых иллокутивных актов.

Дж. Серль и Д. Вандервекен (1985): многие предложения естественного языка представляют собой иллокутивные акты, логическая форма которых не сводима к форме элементарных иллокуций. Цель подобных сложных актов – одновременноеосуществление двух или более иллокуций, связанных между собой посредством иллокутивных связок (illocutionary connectives), к которым исследователи относят “if”, ” “but”, а также “;”

Например:

“Я как раз еду домой, давай я тебя подброшу.”репрезентатив + директив

Не мог бы ты мне помочь, или ты занят? директив + вопрос

Наши рекомендации