Условие пропозиционального содержания

Катя сдала экзамен.

Сдала ли Катя экзамен?

Пусть Катя сдаст экзамен.

Катя, сдай экзамен!

Данное условие заключается в ограничениях, накладываемых иллокутивной силой на характер пропозиции.

Несмотря на то, что одно и то же пропозициональное содержание может быть представлено в высказываниях с различной иллокутивной силой, сочетаемость пропозиционального содержания с иллокутивной силой не является безграничной.Например, РА предсказания и РА обещания предполагают, что их пропозициональное содержание отнесено к плану будущего времени, а сообщение может быть о прошедшем или настоящем. Донесение – к настоящему или прошедшему. Обещание – субъект пропозиции Г. Просьба – субъект пропозиции С

Способ достижения иллокутивной цели

• выпрашивание или упрашивание требуют более одного речевого действия (в отличие от РА просьбы).

• мольбы и команды различаются паралингвистическим оформлением (интонация, позы, жесты).

• оглашение и сообщение по секрету различаются по числу участников РА.

8. Другие компоненты иллокутивной силы

• направление приспособления между словами и миром (direction of fit):

Цель утверждений в том, чтобы слова соответствовали миру, а обещаний и просьб – чтобы мир соответствовал словам.

• соотношение с остальной частью дискурса:

(Я вывожу, я заключаю, я возражаю подразумевают предшествующий контекст)

• связь с внеязыковыми установлениями:

(чтобы благословлять, крестить, отлучать от церкви Г должен иметь сан, чтобы объявлять войну – соответствующую должность и т.п.)

Речевой акт. Классификации речевых актов. Гибридные, побочные и сложные речевые акты

Речевой акт:

• произнесение говорящим определенного высказывания в ситуации непосредственного общения со слушающим (в канонической ситуации общения).

• высказывание, «порождаемое и произносимое с определенной целью и вынуждаемое определенным мотивом для совершения практического или ментального (как правило, адресованного) действия с помощью такого инструмента, как язык/речь» (Формановская).

• «целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принятыми в данном обществе нормами коммуникации» (Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ Под ред. М.Н. Кожиной)

Классификации РА

Одна из задач ТРА – классификация разновидностей речевых поступков, которые мы совершаем. В силу того, что РА сами по себе неоднородны и у разных авторов получают неоднозначную интерпретацию, существуют разные классификации РА, различающиеся своими основаниями и количеством классов.

Подхода

1) основан Дж. Остином: лексическая классификация иллокутивных (перформативных) глаголов, строится на основе семантического сходства глаголов – например, to ask, to question; to promise, to guarantee; to grade, to characterize)

2) основан Дж.Серлем, классификация самих иллокутивных актов.

Классификация Дж. Остина

• вердиктивы - to acquit, to grade, to characterize, to estimate

выделяются по признаку реализации оценочного суждения

• экзерситивы - to appoint, to dismiss, to order, to sentence, to warn, to command, etc.

акты проявления власти

• комиссивы - to promise, to undertake, to propose to, to vow, to adopt, to intend, to plan, etc.;

обязывают(commit) вас что-то сделать, обещания, декларации о намерениях

• бехабитивы - to apologize, to thank, to praise, to congratulate, to sympathize, to accuse, etc.

имеют дело с установками и социальным поведением

• экспозитивы - to affirm, to deny, to mention, to tell, to ask, to report, to mean, to refer, etc.

«Они олицетворяют то, какое место занимает наше употребление в ходе дискуссии или беседы, как мы используем слова, в общем они — представляют (are expository)». Примеры: «я отвечаю», «я доказываю», «я признаю» (Остин, 1999).

Критика Дж. Серлем

«Дж.Остин предлагает свои пять категорий весьма гипотетично – скорее как основу для дальнейшего обсуждения, чем как сводку окончательных результатов» (Серль, 1999, С. 236)

6 недостатков:

- смешиваются глаголы и акты;

- не все глаголы являются иллокутивными;

- слишком велики пересечения между категориями;

- слишком неоднородны категории;

- многие из глаголов, отнесенных к тем или иным категориям, не удовлетворяют определению этих категорий;

- отсутствует какой-либо до конца выдержанный принцип классификации (Серль, 1999, С. 239).

-

Идеи Дж.Остина получили свое дальнейшее развитие в работах других исследователей, которые пошли по пути большей дифференциации классов. Так, З.Вендлер усовершенствовал классификацию Остина, добавив к ней 2 класса: оперативы (to appoint, to ordain) и интеррогативы (to ask, to question). Т.Баллмер и В.Бренненштуль выделяют 24 типа, сведенные к 8 группам. Ю.Д.Апресян – 15 классов, М.Я.Гловинская – 29 классов глаголов, А.Вежбицка – 37 классов.

Классификация Дж. Серля

• Репрезентативы (ассертивы), или сообщения – РА, при помощи которых Г сообщает С о некотором положении вещей (объявление, напоминание).

Собрание проводится завтра в 19.00.

• Директивы– попытки со стороны говорящего добиться того, чтобы слушающий что-то совершил (просьба, предложение, приказ, требование, совет, рекомендация).

Поторопитесь со сдачей проектов.

• Комиссивы, или обязательства – РА, цель которого состоит в том, чтобы возложить на Г обязательство совершить некоторое будущее действие или следовать определенной линии поведения (обещание, ручательство).

Я отвезу тебя завтра на вокзал.

• Экспрессивы– РА, при помощи которых Г выражает свои чувства (поздравление, извинение, благодарность, выражение сочувствия, приветствие, прощание):

Извините, мне очень жаль, что я опоздал.

• Декларации (декларативы) - ритуальные речевые действия, в силу осуществления которых создается определенное положение вещей.

Объявляю 22 зимнюю олимпиаду открытой; I appoint you chairman.

Существует ряд классификаций, близких классификации Дж.Серля:

1) Дж.Личдобавляет к классификации Дж.Серля вопросы (рогативы), но исключает декларативы т.к., согласно Личу, они не имеют иллокутивной силы и получают ее «из той роли, которую играют в ритуале».

2) К.Бах и Р.Харниш выделяют 6 классов, подразделив «декларации» Дж.Серля на эффективы (оказывают влияние на изменения в институциональных положениях дел) и вердиктивы (имеющие официальное обязательное значение в среде учреждения, для которого они созданы).

3) Выделение подклассов РА.

Так, класс комиссивов может быть представлен следующими подтипами:

нейтральное обещание

обещание-уверение

обещание-уступка

клятвенное обещание

А класс диркетивов:

Прескриптивы (приказ, распоряжение, инструкция, предписание, заказ)

Суггестив – полезны для С (совет предложение и предупреждение)

Реквестивы – желаемы для Г (просьба, мольба)

Наши рекомендации