Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума.
Universum (лат.) — мировое целое, Мир. В нашем представлении Мир — действительно целое, то есть все его части взаимосвязаны, взаимозависимы, а также зависимы от него.
Концепция многоуровневого строения Универсума может быть представлена в виде двух положений:
1. Универсум имеет многоуровневое строение
2. Среди прочих уровней строения Универсума особое положение занимает некий основной, на котором пространства и времени нет, а потому посредством него всё в Мире тесно взаимосвязано…
Что такое уровень организации (строения) Универсума?
Это совокупность всех реалий, имеющих примерно одинаковую величину. Итак, вот ряд уровней в направлении возрастания их меры:
• Привычный для нашего сознания уровень вещей (= вещный);
• Планетарно-звёздный;
• Галактический;
• Супергалактический.
Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм.
Экологическая философия изучает методами философии взаимодействие общества и природы, пути утверждения гармонического единения между человеком и миром природы. Материальное производство, используемые технологии, экономика, политика — все это должно быть подчинено требованиям экологической этики и экологического права. Так как воздействие человека на природу часто имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных экологических проблем может быть разрешен лишь в условиях международного сотрудничества и наличия реального чувства международной экологической ответственности.
Экологическая философия — молодая дисциплина, ее философские ориентиры лишь вырабатываются, на многие актуальные вопросы она не знает ответам.
Человечество, умудрившееся попасть в экологический кризис, не знает четких путей выхода из него. Все более очевидным становится, что главная экологическая проблема («дыра») находится не в озоновом слое Земли, а в ценностно-этических представлениях человека и общества. Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится экогуманизмом. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в конечном счете к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма видит в природе бытие человека. Природа есть символическое бытие человека. Именно поэтому человек вынужден относиться к природе так же бережно, как к самому себе. Человечество вынуждено обратиться к природе как арене проявления человеческого бытия. Жизнь, особенно человеческая, понимается как высшая ценность. Кстати, общество не без труда ищет подходы и к нашим «меньшим братьям». Проблемы биоэтики многогранны, обширны.
Что есть наука. ее сущность и уровни научного познания.
Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие — прогнозировать.
Основное предназначение научного познания сводится к решению трех задач: описанию объектов и процессов, их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объектов в будущем. Что же касается архитектуры здания науки, структуры научного познания, то в нем выделяются два уровня - эмпирический и теоретический.
Эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность; по средствам и инструментам познания; по методам исследования. На эмпирическом уровне это наблюдение, эксперимент, на теоретическом - системный подход, идеализация и т.д. В одном случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором - законы, раскрытие существенных связей, теории.
Методы исследования.
Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.
Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Эксперимент - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.
Факты - фундамент здания науки, база для выдвижения гипотез и создания теорий.
Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения).
Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. индукции мысль исследователя движется от частного ( частных факторов) к общему.
Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов.
Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире.
Системный подход - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем
Субъект познания - это тот, кто его реализует, т.е творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя.