Проблема свободы в немецкой классической философии.
Свобода по Канту.
Одно из самых интересных решений проблемы свободы представлено в философии Канта, задачу которого можно определить так: обнаружить действительную, практическую свободу человека, находящуюся в согласии со всеобщими принципами поведения и избавленную от произвола чувств, влечений, желаний.
Кант сознательно отделяет свободу от природы с ее законами необходимости, а также индивидуально-чувственными склонностями и делает естественный переход во всеобщую сферу – в мир разума.
Кант выносит свободу за пределы теоретического разума. Чистый (теоретический) разум лишен действительного, реального содержания, он оперирует абстракциями и чистыми формами. И поэтому, руководствуясь теоретическим разумом, свобода возможна только как умозрительная, возможная свобода. Но, по Канту, свобода должна быть действительной, она должна гарантировать высоконравственное общество, свободное от склонностей, эгоистических интересов, поэтому обнаружение формы ее практической реализации, в которой все эти идеалы смогли бы осуществиться, несомненно, важнее сугубо теоретических изысканий.
Таким образом, за скобками рассматриваемой Кантом свободы оказались природа и чистый разум. Это сужает проблему до практического разума, под которым понимается «такой род деятельности, который возможен только через волю и посредством воли». Он полагает, что единственной сферой осуществления свободы воли является нравственная сфера поведения людей. По Канту, свобода воли заключается в добровольном самоопределении, исходя из рационального осознания правильности и необходимости объективно существующих этических законов, а также в добровольном следовании им (следовании своему долгу).
Свобода по Гегелю.
Понятие свободы для Гегеля является столь же фундаментальным, как и понятие духа. Свобода – такое же свойство духа, разума, как тяжесть – свойство материи. «Свобода есть подлинная сущность духа и при том, как его действительность». Его ведущим идеалом становится «Свобода через разум».Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель – свободы. История человечества - это процесс сознания свободы. Свобода составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно на протяжении тясачелетий познается.
Соединив свободу с познанием, Гегель диалектически решил и вопрос о соотношении свободы и необходимости. Свобода и противостоит необходимости, и диалектически с ней связана. Наличие необходимости, т.е. детерминизм, не исключает свободы человека. Диалектически понимаемый детерминизм, как объективная необходимость, не только ограничивает, но делает возможной свободу.
Свобода воли для него вообще никакой проблемы не составляет. Воля свободна, так сказать, «по определению». Однако здесь следует учитывать один важный момент. Гегель относит волю к объективному духу, т.е. она существует в процессах деятельности. Воля свободна, когда ее содержанием является всеобщее. От нее отличается субъективный произвол, как нечто случайное, частное.
Свобода по Л.Фейербаху.
Из общего контекста социальной философии Фейербаха вытекает его понимание свободы: «Только чувственная свобода есть истина свободы духовной, только стремление к счастью связывает свободу с необходимостью, т. е. делает необходимые акты желаемыми, свободными. Когда человек действует свободно? Лишь тогда, когда он действует с необходимостью». Для Фейербаха свобода детерминирована чувственной жизнью индивидуума. Свобода, по Фейербаху, реализуется как единство человека и условий, в которых проявляется его сущность. Птица свободна в воздухе, рыба – в воде, человек свободен там и тогда, где и когда условия его жизни позволяют ему реализовывать свои способности и удовлетворять свое естественное стремление к счастью. Действительная свобода невозможна вне времени и пространства, вне отношения к чувственно-воспринимаемым вещам. Такое понимание свободы акцентирует внимание на внешней свободе человека. Хотя выделение из всех форм человеческой чувственности любви как определяющей силы поведения каждого индивида и общества в целом и как критерия общественного, в том числе нравственного, прогресса, показывает интуитивное понимание Фейербахом значимости внутренней свободы человека.