Место права в системе социальных норм.
Социальные нормы — это правила поведения, регулирующие взаимоотношения между людьми. Все существующие социальные нормы можно подразделить на нормы права, нормы морали, религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев, ритуалов.
Правовые нормы — это правила поведения, являющиеся общеобязательными для исполнения на всей территории государства. Правовые нормы устанавливаются и охраняются государством.
Нормы морали — это правила поведения, которые отражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге чести, достоинстве. Нормы морали охраняются силой общественного мнения или внутреннего убеждения.
Религиозные нормы определяют отношение личности к Богу, Религиозные нормы определяют поведение верующих и охраняются силой внутреннего убеждения.
Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются мерами общественно!: о воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.
Традиции — это правила поведения, регулирующие устойчивые отношения, но не затрагивающие какой-либо общественной закономерности. Традиции могут быть семейными, национальными и другими.
Обычаи — это правила поведения, сложившиеся исторически на протяжении длительного времени и ставшие в результате их многократного повторения жизненной потребностью людей. Обычаи прочно входят в жизнь людей и выражают какую-либо жизненную закономерность.
Ритуалы — это правила поведения при совершении обрядов. Отличительной особенностью ритуалов является их торжественность, красочность. Ритуал иначе можно определить как церемонию.
Социальные нормы являются важным регулятором общественных отношений и воздействуют на поведение людей в этих взаимоотношениях.
Философия права в системе различных наук.
Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин "философия права" возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика философско-правового профиля разрабатывалась— сперва в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а затем и в качестве отдельного самостоятельного предмета исследования — по преимуществу как учение о естественном праве (в рамках философии, юриспруденции, политической науки, теологии). У Канта философия права представлена в виде метафизического учения о праве.
Первоначально термин "философия права" (вместе с определенной концепцией философии права) появляется в юридической науке. Его автором является немецкий юрист Г. Гуго
Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического знания[3]. А философия права и история права составляют соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)"[4].
При этом история права призвана показать, что право складывается исторически, а не создается законодателем (в дальнейшем данная идея была воспринята и развита К.Ф. Савиньи, Г. Пух-той и другими представителями исторической школы права).
Мировоззренческий и идеологический аспекты философии права.( Я НЕ ЗНАЮ НАСКОЛЬКО ЭТОТ ОТВЕТ ВЕРНЫЙ, НО ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО Я НАШЛА)
Философия права, как любая научная система, выполняет ряд функций, совокупность которых и определяет ее теоретические возможности.
Мировоззренческая функция позволяет философии права вырабатывать наиболее общие представления о правовой реальности, месте человека во взаимодействии системного мира с повседневной реальностью и обеспечивать адекватное знание о жизненном мире.
Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.
Аксиологическая функция связана с оценочным исследованием сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В этом отношении философия права выступает и как мировоззрение, и как методология, и как технология.
Воспитательная функция. Знание о том, что Сократ долг поставил выше жизни, вызывает уважение и восхищение этим поступком, а знание о том, что суд над Сократом был неправым, формирует у будущего специалиста основательность, взвешенность при оценке какого-либо события. Всем комплексом своих познавательных возможностей философия права ориентирует на критическое отношение к правовой реальности, на выявление противоречий между сущим и должным, свободой и необходимостью, справедливостью подлинной и справедливостью мнимой.
Наконец, философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.