Особенности о основные школы античной философии

Античная философия-это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 6 века до н.э. до 6 века н.э. Основные черты антич. философии: космоцентризм, стихийная диалектика мышления, онтологизм.

Этапы:

-ранняя классика (натуралисты, досократики –Зенон, Фалес) – главные проблемы Космос и его строение

-средняя классика (Сократ и его школа)- сущность человека

-эллинизм (Эпикур, Сенека)-проблемы познания, отношения Бога и человека.

Мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм . Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Открывается новый мир - мир мысли, в котором "живут" понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.

Зарождение диалектики связано с периодом античности (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон). Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нём, то есть, прежде всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику.

Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой такой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о, «диалектике понятий», о субъективной диалектике. Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает процессы по одному принципу: либо да, либо нет; Объективность диалектического познания — учёт двух принципов познания(нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя).

8. Атомизм античных философов

Древнегреческий атомизм – вершина развития материализма в античной философии.

Одной из вершин античной культуры являлось атомистическое учение Демокрита (ок.460-370 г.г. до н.э.). Демокрит – основоположник античного материализма. Демокрит поставил перед собой задачу создать такое учение, в котором обеспечивалось бы соответствие той картины мира, которая открывается человеческим чувствам, и той, которая конструируется деятельностью мышления, дискурсивно, логикой.

Демокрит учил, что реально существует бытие и небытие. Бытие – это атомы, небытие – пустота, пустое пространство. Пустота - неподвижна и беспредельна; она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к идее бесконечного пространства. В этом пространстве во всех направлениях беспорядочно носятся, перемещаются атомы (как пылинки в солнечном луче). Представление о пустоте - это достаточно сильная абстракция; идея пустоты требует высокого уровня теоретического мышления. От понятия пустоты только один шаг остается до понятия инерции, но древние греки этого шага не сделали.

Атом – неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, невоспринимаемая чувствами (вследствие своей, как правило, малой величины), самостоятельная частица вещества, атом – неделим, вечен, неизменен. Атомы никогда не возникают и никогда не погибают. Атомы бывают самой разнообразной формы – шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые, выпуклые и т.п. Атомы различны по размерам. Атомы невидимы, их можно только мыслить. В процессе движения в пустоте атомы сталкиваются друг с другом и сцепливаются. Сцепление большого количества атомов составляет вещи. Возникновение и уничтожение вещей объясняется сложением и разделением атомов; изменение вещей - изменением порядка и положения (поворота) атомов. Атомы – вечны и неизменны; вещи приходящи и изменчивы. Атомизм таким образом соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных учений: Гераклита и Парменида. Мир вещей текуч, изменчив; а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен, вечен.

По Демокриту, мир в целом – это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри - кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникает земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля – центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населенными. Демокрит впервые описал Млечный путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи. Одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, третьи уже гибнут.

Концепция атомизма явилась одной из самых эвристичных, одной из самых плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки. Она сыграла выдающуюся роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественнонаучной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи. И сейчас, спустя 2500 лет после ее возникновения, программа атомизма (применяемая уже не к атомам, а к элементарным частицам, из которых они состоят) является одним из краеугольных оснований естествознания, современной физической картины мира.

9. Философия Платона

Платон-основоположник идеалистической европейской философии. Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.

Основные положения идеализма Платона:

-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование

- окружающий мир временен и изменчив и не существует как самостоятельная субстанция

- учение о триаде- все сущее состоит из 3 субстанций :единого, ума, души .Озабоченный проблемой лучшей жизни людей, Платон пытался решить ее с помощью создания модели государства, олицетворяющего разум. Основная идея государства- добродетель, истинное знание, от этого зависит идеальное правление.

Философия Аристотеля

Аристотель-выдающийся греч. Философ, автор произведений Физика, Механика, Органон, О душе и др. Философ применял теоретический, эмпирический и нормативный подходы к предмету исследования, анализировал и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать философская мысль.

3 вида философии Аристотеля:

- Теоретическая – изучающая проблемы бытия, происхождения всего сущего

- Практическая –изучающая деятельность человека, устройство государства

- Поэтическая

Основные положения философии Аристотеля:

- мир один, это духовно- материальный, реально существующий мир

- вещи и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. следует саму действительность, а не мир идей

- в центре познания должны быть сами вещи и процессы

-человек-часть государства, его личные интересы должны быть строго подчинены общественному благу.

Аристотель – основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. По сути, имен­но Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде са­мостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как на­уку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти зако­ны в четкой и ясной постановке.

В отличие от Платона Аристотель перенес акцент с идеи на форму.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя–это бронза, а форма–очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Для животного формой является животная душа, для расте­ния–растительная душа. Что важнее–материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Ари­стотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме ин­дивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть глав­ная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущ­ность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целе­вая–во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осу­ществление этой возможности, акт.

11.Особенности и этапы развития философии средневековья

В истории средневековой философии следует различать три традиции. Это христианская философия, арабская философия и еврейская философия.

В то время как античная мысль в своей основе была космоцентрична, средневековое мышление в целом — теоцентрично (от греч. Theos — Бог), то есть все и вся соотносит с идеей Бога. Для него характерна тесная взаимосвязь философии с религией (иудаизмом, христианством и исламом).

Особенности средневековой философии кратко представляют христианскую веру как инструмент для объединения всех людей, независимо от их материального положения, национальности, профессии, пола.

Средневековые философы добились того, что каждый человек, принявший крещение, получил возможность обрести в будущей жизни те блага, которых был лишён в этой. Вера в бессмертие души как главной составляющей сущности каждого человека уравнивает между собой всех: царя и нищего, мытаря и ремесленника, больного и здорового, мужчину и женщину.

Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления):

1.Принцип абсолютной личности— наиболее фундаментальная идея философского значения.

2.Теоцентризм— принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозныхпредставлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.

3.Монотеизм— Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.

4.Креационизм— учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.

5. Символизм— понимание земного как инобытия, мира Бо­га.

6. Средневековый антропоцентризм: человек — не просто ми­крокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, по­велитель всего созданного для него. Главная проблема филосо­фии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали ге­нии античности, а тремя. К первым двум добавляется "дух" (духовность) — причастность к божественному посредством ве­ры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а доб­рая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека — вера, надежда, любовь, "но любовь из них больше" (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в На­горной проповеди.

7. Общество как "Град земной", как символ и подготовка к "Граду Божего".

8. Средневековая герменевтика— искусство интерпретации текстов.

9. Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма.

10.Истолкование природы универсалий.(общих философских понятий)

Этапы средневековой философии.

1. Патристика (I-VI вв.). Вершина - Августин Блаженный (354-430) «О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь». Его идеи определили развитие европейской философии - точка зрения ортодоксального (православного) христианина - креационизм: мир создан Богом из ничего; провиденциализм - история - Божественный план спасения человека.

2. Схоластика (XI-XV вв.). Пик - Фома Аквинский (1223-1274) «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Пять доказательств бытия Бога как первопричины и конечной реальности. Естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и теология - в сверхъестественном откровении.

На 1-м этапе - осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.

На 2-м этапе - окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля.

Философия Августина

Фундаментом теоретического и идеологического развития средневековой философии выступает патристика - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками.

Основные проблемы:

1) Онтологическая - проблема сотворения ч-ка богом.

2) Христологическая - божественная и человеческая природа

Христа, проблема единства.

3) Антропологическая - проблема души и тела.

Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие средневековой философии.

Бог создал мир, время, сам бог находится вне времени, время - понятие человеческое, способность ч-ка разлагать события на до, сейчас и после (Субъективное понимание времени). С идеей времени связана идея истории, кот движется от града земного к граду божьему. Августин большое внимание уделил ч-ку, его самосознанию. Ч-к благодаря свободе может выбрать между добром и злом. Зло происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед которым ч-к исповедуется. Именно с ср. в. зарождается интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания.

Основные положения философии Августина Блаженного:

• ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;

• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;

• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;

• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

Философия Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1226-1274) вошел в историю как крупный теологический философ средневековья, а также как систематизатор схоластики и основатель томизма – важного направления католической Церкви.

Фома Аквинский – гений католического варианта философии и всей христианской философии.

Причиной возникновения и развития всего сущего Ф. Аквинский считал Бога. Бог представляет собой чис­тую форму - источник всех форм, благодаря которым материя как потенциальная возможность всех вещей превращается в конк­ретные чувственные вещи.

Всякое сущее, по мнению Ф. Аквинского, состоит из эссенции и экзистенции, сущности и существования. Существование отра­жает индивидуальные характеристики вещей, сущность принадле­жит к роду. У Бога сущность и существование тождественны. Бог абсолютен.

Будучи близок к реалистам, Ф. Аквинский пытался все же примирить реализм и номинализм. Он предлагал различать поня­тия «род» и «вид» в человеческом и божественном уме. Для Бога реальны родовые понятия, идеи. В человеческом же сознании ре­альны вещи. По мнению Аквината, общее присуще самим конк­ретным вещам как их сущностная форма; понятие как идеальный образ конкретных вещей принадлежит лишь божественному разуму.

Фома Аквинский стремился теоретически обосновать служеб­ную роль философии по отношению к теологии. Превосходство теологии он видел в том, что она непосредственно изучает изло­женные в Священном Писании - «истины откровения», тогда как философия имеет дело лишь с чувственными объектами и «исти­нами человеческого разума. И все-таки Фома Аквинский стре­мился примирить веру с разумом; истина одна, и она происходит прежде всего от Бога. Он утверждал, что чувства - это окна души, что разум, питаясь фактами, открывает сверхъестественную, боже­ственную истину.

Фома Аквинский считал, что человек - не человек без тела и без души. Августин Блаженный и Ансельм Кентерберийский, как известно, упускали это из виду; они учили, что лишь одна душа драгоценна и только на время попадает в недостойную внимания телесную оболочку.

Конечно, полагал Фома Аквинский, истину можно достичь и изложить путем логических доказательств, если только этот путь достаточно разумен и долог. Однако, тем не менее нравственные ценности человек постигает только посредством божественного откровения, чудесным образом.

14.Особенности и основные школы философии Возрождения и Нового времени

Философия эпохи возрождения возникает в 14-17 веках. И характеризуется антицерковной, антисхоластической направленностью, устремленностью к человеку, верой в его физический и духовный потенциал.

Предпосылками возникновения эпохи Возрождения были:

- совершенствование орудий труда

- развитие ремесла и торговли

- усиление городов, превращение их в культурные и политические центры

- кризис Церкви и схоластической философии

- повышение уровня образованности.

В период Возрождения формируются 2 новых философских направления: пантеизм и деизм.

Пантеизм - религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.

Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм.

Эпоха Возрождения(Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и XV в. в других европейских странах, продолжается вплоть до начала XVII в. Основные черты философии Возрождения:

  • антропоцентризм— в центре мировоззрения стоит человек;
  • гуманизм— обоснование самоценности человека, его прав и свобод;
  • эстетизм— ведущая роль искусства;
  • свободомыслие— освобождение от догматического средневекового мышления.

Предшественник итальянской натурфилософии Николай Кузанский (1401-1464) выдвигает идею пантеизма- отождествляет природу и бога. Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физической Вселенной (макрокосм). Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника(1473-1543), Джордано Бруно(1548-1600), Галилео Галилея(1564—1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.

Скептицизм— это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский(1469—1536) - книга "Похвала глупости"- высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость "живой жизни". Девиз французского мыслителя Мишеля Монтеня(1533-1592) "Точно известно, что ничего точно не известно". Его основной труд – «Опыты».

Политическая философия Ренессанса.

Идеи Платона – Томас Мор"Утопия" - идеальное государство, где все основано на принципах равенства и справедливости - собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.

Никколо Макиавелли(1469—1527). Основной труд "Государь".При возникновении государственной необходимости правитель вправе пользоваться любыми средствами — вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть использована ради корыстных целей. Ее цель — укрепление государства, обеспечение его интересов и в конечном счете — народное благо. В позднейшее время термин "макиавеллизм" стал упрощенно пониматься как принцип, согласно которому в политике "цель оправдывает средства".

Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) Становление капитализма в экономке.

Основные направления:

  • эмпиризм— опора на опыт;
  • рационализм— опора на разум;
  • высокая роль науки— наука как способ улучшения жизни человека и общества;
  • социальный оптимизм— вера в устройство общества на разумных началах.

Фрэнсис Бэкон- у истоков эмпиризмаНового времени. Наиболее значительными его произведениями являются "Новый Органон" и "Новая Атлантида". Лозунг философа:"Знание - сила".Наука получает знание на основе опыта и экспериментов. Собирая и проверяя различные факты, она строит общие теории. Этот метод обобщения (от частного к общему) называется индукцией. Чтобы быть настоящим ученым, необходимо избавиться от заблуждений. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, называя их "идолы":

  • идолы рода — заблуждения всего человечества, которые заключаются в наделении явлений природы человеческими чертами (например, в мифе);
  • идолы пещеры- индивидуальные заблуждения, основанные наличных предпочтениях, чувствах;
  • идолы рынка— употребление слов, имеющих неопределенный смысл. Наука должна мыслить строгими терминами;
  • идолы театра- слепая вера в авторитеты и догмы.

Развивали идеи – Локки Юм.

Рене Декарт (Картезий),французский философ и математик, стоит у истоков рационализма.

1. Во всем - явлениях, вещах, знаниях- можно сомневаться. То, что я вижу или знаю, может быть сном, иллюзией, галлюцинацией или обманом.

2. Очевидно, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь. Поэтому по крайней мере сомнение с необходимостью существует.

3. Нельзя сомневаться, не мысля. Если я сомневаюсь, то я тем самым уже мыслю.

4. Окончательный вывод звучит так: "Мыслю, следовательно, существую".

Метод Декарта — это дедукция, движение от общего к частному. В решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом. Материя и сознание - равноправные и взаимосвязанные начала. Главное свойство материальных вещей - протяженность(длина, ширина и т.д.), а идеальных вещей (души) - мышление.Человек - единственное существо, состоящее из двух начал - материального и духовного.

Развивали идеи Декарта – Спинозаи Лейбниц.

15.Эмпиризм философии Нового времени (Ф.Бэкон)

Хронологически Новое время начинается с XVII в., когда оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. – эмпиризм и рационализм.

Родоначальником эмпиризма был Фрэнсис Бэкон(1561–1626) который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

Эмпиризм - направление в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

Суть философии идей Бэкона-эмпиризма—заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи опыта и знания-помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. Философское кредо Бэкона : Знание – сила.

Основная заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной метод научных исследований был прежде аристотелевским (дедукция–от общего к единичному путем логических выводов). На пути чисто логических выводов не найти принципиально новое знание, можно лишь выявить уже известное, существовавшее скрыто. Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт (стул–мебель).

Он восстановил материалистическую традицию в европейской науке (сам материалистом не был), предложил новое понимание материи (совокупность частиц–отражение в физике Ньютона). Бэкон–основатель теоретической механики(движение–неотъемлемая часть материи).

16.Рационализм философии Нового времени (Р.Декарт)

Рене Декарт-основоположник рационализма, то есть идеи, согласно которой основой бытия и познания является разум.

Философ обосновал идею ведущей роли разума в познании:

- в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни чувствам.

- поэтому надо отвергнуть все прежние знания, а на их место поставить вновь добрые или старые, но проверенные разумом

- отыскать истину можно только правильно применяя разум, т.е. располагая эффективным методом.

Философское кредо Декарта: Я мыслю, следовательно, я существую.

Пути человеческого познания (они разнонаправлены, но ведут к 1 результату):

1.человек познает себя и свой разум, значит, познает природу.

2.человек познавая природу, познает в ней себя.

Новый научный метод - Дедукция - способ рассуждения от общего к частному.

Правило методов

1. принимать за истинное то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде, все сомнительное отсекается.

2. каждую сложную проблему нужно разложить на анализ и дойти до самых простых и очевидных истин.

3. идти от простых и доступных вещей к вещам более трудным для понимания.

4. необходимо составить полный перечень фактов и открытий, систематизировать все познанное и определить границу неизвестного.

Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. Человек имеет определенную предрасположенность к мышлению (врожденную). В сознании человека изначально закладываются некоторые истины, самые простые: идеи бытия, Бога, числа. Декарт предполагает наличие Бога, который вкладывает в сознание человека врожденные идеи.

17.Философские идеалы Просвещения

В эпоху просвещения (18 век) получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании).

В философии XVIII в. значительное развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, который не просто выступил против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма средневековья, но и с обоснованием своего миропонимания и человеческих интересов. Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Деизм-направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделение Его личностными чертам), как и против отождествления Бога с природой.

Просветители, как следует из самого слова, заботились о распростране­нии просвещения среди народных масс.

Просвещение зародилось в Англии, и было идеологической подготовкой французской революции.

В Англии разработаны проблемы личности(«теория разумного эгоизма»: интересы человека не могут идти вразрез с интересами общества, иначе–с обществом что–то не так). Индивидуализм в крайнем проявлении опасен, поэтому были разработаны правила поведения человека в обществе(уважение общественного мнения, вежливость, невмешательство в личную жизнь других). Английское Просвещение развивалось под сенью англиканской церкви.

Во Франции Просвещение появилось в пику католической церкви. Этому предшествовала волна религиозных войн. Франция была абсолютной монархией, идеологическое господство церкви было подавляющим. Подготовили почву для Просвещения Пьер Бейль и Жан Мелье.

Бейль был аристократом и гугенотом. Пытался доказать, что все верующие(лютеране, гугеноты, католики) могут быть порядочными людьми. Был искренне верующим, но лояльно относился и к неверующим, лишая церковь монополии на нравственность.

Жан Мелье–обычный пастор, который оставил завещание с описанием католической церкви изнутри(невежество, распутство священников, воровство изнутри). На смертном одре не лгут–и Мелье поверили. Авторитет церкви был подорван.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер– (1694–1778)–публицист аристократического происхождения, любимец женщин. Боролся с католической церковью. Письма к друзьям заканчивал фразой: «Раздавите гадину!»(Он же сказал: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). « Я умру за то, чтобы выслушать человека, даже если он мне не нравится»(Вольтер). Основные идеи В. позаимствовал в Англии (Локк: сознание человека–“fabula rasa”, т.е. врожденных идей не существует). В. считал, что раз народ неграмотен, забит, то виновата церковь. Нужно ее разбить, сообщить народу правильные идеи(просветители считали, что они их знают). Потребности человека должны быть подчинены потребностям общества. Слово «идеология» было изобретено просветителями. В. утвердил мысль о бесконечных возможностях человеческого разума. Призывал к построению царства разума на обломках невежества.

Жан-Жак Руссо(1712–1778)–происходил из низкого сословия. «Науки способствуют порче общественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство–это частная собственность, основная причина безнравственности. Р.–автор теории общественного договора(часть людей следит за соблюдением порядка(государство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства–частная собственность. Неравенство усугубляется государством (одни властвуют, другие подчиняются). Тирания–высшая степень неравенства (диктатор обманывает и народ, и государство).

18.Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы

Немецкая философия- уникальное явление мировой философской мысли. Ее основными направлениями являются:

- немецкая классическая философия

- материализм

- иррационализм.

Иммануил Кант- основоположник немецкого классического идеализма. Философские выводы Канта:

- проблемы бытия, природы, естествознания- природа имеет свою историю во времени, а не вечна и неизменна, движение и покой относительны, все живое на земле, в том числе и человек, результат естественной биологической эволюции.

- проблема познания- идея агностицизма, то есть невозможности познания окружающей действительности.

- проблема морали- чистая нравственность- признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное, между чистой нравственностью и реальной жизнью существует сильное противоречие и т.д.

-идея всеобщей целесообразности- целесообразность в эстетике человек наделен способностями, которые должны максимально успешно использовать в различных сферах жизни. Вещь в себе - одно из центральных понятий всей философии Канта. Вещь в себе – это внутренняя сущность вещи, которая никогда не буде познана разумом. Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – вещей в себе, но не их внутреннюю сущность. Вопросы: Что я могу знать?, Что я должен делать?, На что я могу надеяться?, Что такое человек? Теория познания Канта: Разум-способность к умозаключению, доходящим до идей, Рассудок-способность к понятиям и суждениям, Чувственность- способность к ощущениям.

Наши рекомендации