Карлуша (один, обращается к публике)

Вы думаете, что я глупости нарочно делаю? Вам страшно смешно, что я для пирога - художника тревожу? Как это такой умный человек, как Карлушка и вдруг – такая несообразность? А ведь то-то и есть, что надо знать! Я знаю, с кем имею дело, ведь эти Мамонтовы – ведь это народ затейливый! Потеха! Ведь знаю их. Ну вот сам-то, толстый такой, видали, должно быть – хорошо, если ему попадёт дело какое-нибудь серьёзное, сложное – это обделывается быстро: раз, два, просто. Но да то попадёт дело попроще – уж спроста не пойдёт, нет! Затеи сейчас всякие, а главное художественно чтобы было, художественно. И тогда держись во всё и вся! Кругом должна быть художественность, и если прямо не сказывается в ком-нибудь или чём-нибудь, так отхудожествует живо!..

Да чего вам лучше – со мной, с Карлушкой, недавно случай: я у них на театре Фауста пел, право!!! Ей Богу, принёс я сухари, а у них театр, Фауста поёт Спиро – знаете, такой ещё молодой человек, только волос у него мало…Жестокие романсы ещё распевает, со сладостью, фальшивым тенорком. А дошло до представления - оказалось сбрендил, охрип! Они меня сейчас – бац, бац, говорят, уж очень художественная фигура. Да я только умею… - «Ты, Карлушка не робей» - …и то, козлом, говорю. Ничего, говорят – фигура художественная: пришлось петь. Уж и бил же меня потом этот Спиро – горячий человек! Ну вот вы теперь и согласитесь со мной, что поступил я дельно, что за художником послал…

Особенно тут, я чую, что дело солидное, настоящее – потому сама Елизавета Григорьевна заказывала, это уж не фигли-мигли, как говорит Иван Иванович, значит надо делать покойно пирог, не передумает…

Сам-то Савва Иванович - дело другое, приезжает он как-то к Ивану Ивановичу, тоже для свадьбы пирога, - ах, господин Мамонтов прекрасно ест пироги!..

Однако, я боюсь, что Иван Иванович у Поленова застанет всю компанию _ Неврева, Репина, Васнецова, все начнут печь пироги - тогда дело плохо: во-первых, рассудите сами, - художники, артисты, самолюбие, интриги пойдут!

Во- вторых, каждый потянет в свою сторону, а они все художники разных столетий. Васнецов – его легендарный пирог такой большой, широкий, эпический, чтобы 10 богатырей 30 дней и 30 ночей над ним сидели - едуном его ели и не могли съесть.
Неврев – чтоб исторический был, чтоб как две капли воды как тот, который стоял справа от Германского посла на обеде царя Алексея Михайловича.

Репин – чтобы пирог был естественный, но, вместе с тем, внушительный, да ещё, пожалуй, предложит, чтоб мастер, который будет его делать, спал на тридцатиградусном морозе!

Поленов – хорошо, если помирится на тихой деликатности, вроде стрекозы, грызущей бисквиты из шоколада, а то, пожалуй, напишет (письмена??) египетские, иерусалимские.

Нет. Это выйдет пирог неудобоваримый, хоть за доктором посылай, за Спиро, конечно…

Батюшки! Вот ещё, не дай Бог, если не уехал – да он уж месяц тому назад говорил, что едет, а то беда – вот спорить горазд…Сейчас эту цивилизацию, чтобы пирог был – цивилизованный….Какое тут художество – сама цивилизация художественная!..

Нет, во всяком случае надо об пироге позаботиться – возьму просто пирог, а для художества начиню его бенгальским огнём!..

Входит Дрюша

Дрюша

Вам тут был заказан пирог, мама меня прислала спросить готов ли он? Она ждёт.

Карлуша

Как Вас зовут?

Дрюша

Я – Андрей Мамонтов.

Карлуша

Вы военный?

Дрюша

А Вам что за дело?

Карлуша

Вот что, господин офицер, садитесь-ка, да помогите нам! (надевает ему куртку и шапку). Толките миндаль для маминого пирога! (Дрюша действует)

Входит Вока

Вока

Дрюша! Дрюша! Послушайте, давайте скорее пирог, мама ждёт, ведь его уже пора вести!

Карлуша

Ах, здравствуйте, как Ваше здоровье?

Вока

Слава Богу, давайте пирог!

Карлуша

Вас-то мне и нужно. Пожалуйста, вот Вам кастрюлька, надо сливки сбивать для пирога, иначе он не поспеет!

Входит Ваня

Ваня

Я пришёл за пирогом тёти Лизы.

Карлуша

Вы любите леденцы?

Ваня

Я люблю кофейные.

Карлуша (подаёт ему)

Как раз леденцы первый сорт! (одевает его). Пожалуйте, господин профессор. Вы ведь - учитель латыни?

Ваня

Учусь.

Карлуша

Ну, так если вы по-латыни умеете – так тесто лепить Вам нипочём- пожалуйте! Ну, ребята, живее, а то мама рассердится!

Все

Мы для мамы на всё готовы. (работают)

Входит Машенька

Машенька

Что это за стук? Да ты с ума сошёл, Карлуша!

Карлуша

Ах, не мешайте, Марья Ивановна, мы пирог делаем, сейчас будем его печь, да с ним, пожалуй, и Ваше дело выгорит.

Машенька

Я ничего не понимаю.

Карлуша

И не надо. Пожалуйте изюм выбирать. Скорей, скорей, ай да молодцы! (уходят за сцену)

Входят Иван Иванович, Поленов, Васнецов, Репин и Неврев.

Иван Иванович

Я не знаю довольно много слов, через которые я могу изображать Вам весь мой благородный чувства. Сейчас я совсем был на самый кончик пропасти, мой отчаивание, мой…моя смерть…Вы, как добрый якорь, даёте мне спасение!

Поленов

Я, право, не знаю, какой пирог, я никогда не пёк пирогов.

Васнецов

Вот пустяки, хоть пироги печь, была бы только ширина задачи и душевное настроение.

Репин

Эх, господа, ну что вы затеяли, всё это ерунда! Канитель!

Васнецов

Ну вот, ты, Илья, сейчас и ругать! А ты посмотри, ведь пирог сочинить тоже надо умеючи, чтобы не вышло пошло. Воля ваша, господа, а это интересно! Пора и в эту область внести художественный элемент.

Неврев

Я думаю, надо взять исторический сюжет, ну хоть Ромео и Джульетту, выдержать хорошенько историческую правду и перспективу.

Репин

Да бросьте, господа! Это дребедень!

Васнецов

Нет, но подожди…Если сообразно идее взять правду, просто как она есть, взять шире и глубже…

Репин

Ну вы, если хотите – пеките пироги, а я вас пока в альбом зарисую, да и пойду, спать пора. (садится с альбомом)

Васнецов

Спокойной ночи, приятного сна.

Машенька (входит)

Ах, это он!

Поленов

Вы, господин Клейстер, объясните, что вам нужно?

Васнецов

Нет, ты постой, это очень просто: надо передать искренние чувства молодого человека.

Иван Иванович

Это из шоколадного крема?

Васнецов

Всё равно. Скромная, застенчивая девушка…

Иван Иванович

Битый сливки и немного ваниль?

Поленов

Гадость какая! Нет, тут надо самый лёгкий тон.

Неврев

Взять просто фигуру, задрапировать хорошим тоном, как вы скажете, профессор? (к Репину)

Поленов

Да, что – профессор…Оставьте его – ему спать пора.

Репин

Смейтесь, смейтесь, господа, а пирога вашего не выйдет- это дребедень. Пойду домой, я кажется немного простудился.

Карлуша (за сценой)

Однако, что же это, пирога-то всё-таки нет, этак мы провалимся!

Все дети (за сценой)

- Карлуша, готово!

- Я сделал, истолок!

- Что же пирог?

- Теперь что?

Васнецов

Взять Ивана- царевича на коне и царевну перекинуть через седло. Тут есть идея!

Неврев

Я бы просто сделал большой чёрный хлеб и написал бы на нём «Машенька»! «…Беда, коль пироги начнёт печи художник»

Входит Елизавета Григорьевна Мамонтова

Иван Иванович

Ай, ай, ай! Мадам Мамонтова! Я просто совсем растериваюсь… Машенька, поди проси прощения!

Елизавета Григорьевна

Скажите, пожалуйста, господин Клейстер, я тут заказала пирог к сегодняшнему дню, потрудитесь посмотреть – не готов ли он? Что это? Дрюша, Вока, Ваня зачем это вы нарядились? Что за шалости?

Дрюша

Мамочка, мы пирог помогали делать, иначе не поспеет.

Елизавета Григорьевна

Да разве без вас нет никого, ведь вам надо уроки готовить.

Машенька

Извините, сударыня, папенька совсем почти рехнулся с Вашим пирогом! Хотел он сделать его с философской начинкой, и пока ничего не выходит.

Поленов

Знаете, сударыня, пирог можно сделать очень хорошо, но надо время, если браться за что - так надо делать как следует, основательно.

Фриц (вбегает)

Иван Иванович, пирог готов, мы сделали, как сумели!

Несут пирог

Все поют

Много мы бумаг марали,

Много красок извели,

Но начинку из морали

Вам устроить не могли.

Из художников московских

Мы устроили квартет:

Много мыслей философских,

А начинки нет, как нет!

И решил Карлуша дельно

(Дай ему здоровья Бог!)

Философию отдельно

И отдельно дать пирог.

Служит пусть нравоученьем

Шоколад, ваниль и крем,

Пирогу же украшеньем

Будут буквы «В» и «М»

………………………………………………………………………………….

Наши рекомендации