Философские основания науки.
Можно выделить по меньшей мере три главных компонента оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки. Каждый из них, в свою очередь, внутренне структурирован.
Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают онтологические постулаты науки, а также ее идеалы и нормы. Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы.
Философские основания науки – система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки и которые служат одним из условий включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.
- но! Не идеология. В естественной науке она как правило приносит только вред.
Существуют также общенаучные методологические принципы тесно связанные с философскими:
• принцип соответствия (сохранение старой теории в условиях появления новой, более общей. Прежняя теория сохраняет значение для частной области),
• принцип дополнительности (получение информации б одних физических величинах микрообъекта, мы теряем информацию о других),
• принцип наблюдаемости (теория должна иметь эмпирическое обоснование),
• принцип инвариантности (данные пэксперимента повторяются при тех же условиях).
- Аристотель сформулировал проблему: разделил физику (наблюдение + изучение природы) и метафизику (более общее понятие о природе); т.е. физика опирается на метафизику, которая изучает общие причины и начала всех вещей. Физика изучает конкретные вещи, например, движение стрелы – цель ее и т.д., а метафизика изучает целевую причину (Нус – общая цель и источник движения).
- Платон: если знать общие принципы, то можно разобраться в каждом конкретном случае.
- Ф. Аквинский: все частнонаучные знания должны быть подведены под общий (религиозный) принцип.
- Маркс опирался на принципы исторического материализма.
- Кун: включает совокупность философских и методологических предписаний в структуру парадигмы
- Лакатос: жесткое ядро исследовательской программы составляет научная метафизика, т.е. совокупность философских утверждений о структуре реальности
- Поппер: трактовал философию как набросок теории. фаллибилизм (ложность любого утверждения, которая рано или поздно обнаружится) – метафизический принцип, на нем все основывается. Указывает, что философские категории не могут фальсифицироваться (а значит не научны) и становяться таковыми только в контексте исследований частных наук.
- Этому противостоит позитивизм: нужны конкретные исследования, метафизика только обобщает результаты и методы других наук (а до этого философия считалась царицей наук).
- существует связь между понятийным аппаратом теории и универсальными категориями философии, кот. Оформляют результаты познания
Т.о. философские основания дают возможность осмыслить результаты опытных исследований конкретных наук
Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование.
Например: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей с ссылками на принципы единства материи и силы. В фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте. Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Следовательно, научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. Ее обеспечивают философские основания науки. В ее состав входят обосновывающие постулаты, идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику (новизну) поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых антологий и новых представлений о методе.
Философские основания науки, что не исключает их системной организации. Можно выделить как минимум две взаимосвязанные подсистемы:
1). Онтологическая подсистема, представленная сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов – вещь, свойства, отношения, состояния, причинность.
2). Эпистемологическая подсистема, выраженная категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат – понимание истинны, метода, доказательства факта.
Вопрос: «Включать или не включать философские основания науки во внутреннюю структуру науки?». Ответы:
1). Позитивисты. Не включать: влияние философии на процесс научного познания является чисто внешним, и если включить философские основания в структуру научного знания, то науке грозит рецидив натурфилософствования, подчинение ее различным философским спекуляциям, от которых наука с трудом избавилась к началу XX века.
2) Натурфилософы и сторонники влиятельной метафизики (в т.ч. марксистко-ленинской философии) – включать. Т.к. они служат обоснованию ее теоретических конструкций, расширяют ее когнитивные ресурсы и познавательный горизонт.
3) В моменты научных революций, в период становления новых фундаментальных знаний философские основания науки входят в структуру научного знания, однако после того, как научная теория достигла необходимой ступени зрелости, философские основания науки удаляются из ее структуры.
Каково основное содержание и специфика различных типов философских оснований науки?
· Онтологическиеоснования науки представляют собой принятые в той или иной науке общие взгляды о картине мира, типах материальных систем, характере их детерминации, формах движения материи, общих законах функционирования и развития материальных объектов.
· Гносеологические основания науки суть принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношении чувственного и рационального, теории и опыта, статусе теоретических понятий.
· Логические основания науки — принятые в науке правила абстагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, правила вывода.
· Методологические основания науки представляют собой принимаемые врамках той или иной науки положения о методах открытияи получения истинного знания, способах доказательстваи обоснования отдельных компонентов теориии теорий в целом.
· Наконец, ценностные, или аксиологические, основания науки представляют собой принятые утвержденияо практической и теоретической значимостинауки в целом или отдельных наук в системе духовнойи материальной культуры, о целях науки, о научномпрогрессе, его связи с общественным прогрессом, обэтических и гуманистических аспектах науки.