Проблема человека в истории философии. Научная, религиозная и философская анторпологии.
У античных мыслителей образ человека космоцентричен. Космос – термин древнегреческой философии, обозначающий мир как структурно организованное и упорядоченное целое. Человек мыслился как часть Космоса, как «малый мир», микрокосм – отображение и символ Вселенной – макрокосма. Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) Космоса. Человек мыслит всем телом, поэтому великий философ мог быть олимпийским чемпионом.
Образ средневекового человека теоцентричен. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Земной мир и земной человек рассматриваются не сами по себе в своей реальности, а как движение к Богу. Противопоставляются бессмертная душа и смертная плоть. Заботиться нужно только о спасении души, в том числе с помощью ущемления тела. Огромное значение придается «промыслу Божьему», т.е. проявлению Божественной воли во всех событиях мира.
Образ человека эпохи Возрождения и Нового времени антропоцентричен. Глаза, в течение веков обращенные к небу, обратились внутрь человека. Вопрос И. Канта: «Что такое человек?» - стал основным вопросом философии. Это время проникнуто идеей автономии человека, его безграничных творческих возможностей. Главная сфера человеческой деятельности – познание. В мышлении, в разуме усматривается сущность человека (Р. Декарт). Миром управляют разумные законы, соответствующие законам человеческого разума. Человек – деятельное существо.
*животное не производит, человек производит;
*животное строит только по меркам своего вида, человек – по меркам любого вида и по законам красоты;
*животное действует узко утилитарно (необходимо, полезно), человек действует
Проблема сущности человека.
Как объект философского осмысления человек выступает в специальном разделе философского знания – философской антропологии. Термин «философская антропология» закреплен также за современной философской школой, представителями которой были немецкие философы: Макс Шелер (1874-1928), Арнольд Гелен (1904-1976) и Гельмут Плесснер (1982-1985).
Дать полное, адекватное и исчерпывающее определение человеку очень трудно, а может быть, и невозможно: слишком многогранен и разносторонен человек в своих мыслях, делах и поступках. Но попытки охарактеризовать человека предпринимаются. Одна из таких попыток принадлежит российскому ученому-философу Валерию Губину. Он выделил пять основных качеств, характеризующих человека.
Основные характеристики человека (по Губину)
Несводимость. Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков – станет по повадкам волком; среди обезьян – обезьяной. Человек никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с профессией, ни с делом. Человек постоянно переступает самого себя: чего бы он ни достиг, ему всегда мало; что бы ни получил, ему мало. Человек никогда до конца не осуществляется, всегда меняется, преодолевает свое сегодняшнее состояние.
Неповторимость. Каждый человек уникален. Даже внешне незаметная и неинтересная жизнь достойна уважения, если человек ее проживает как свою собственную жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно. (Но в самой потаённой глубине своей сущности люди одинаковы!)
Непредопределенность. Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он зависит от тысячи факторов: наследственность, климат, культура, государственный строй, зарплата, семья. Пересечение этих зависимостей создает водоворот случайностей, предугадать которые невозможно. Человек не знает, что с ним будет завтра, поэтому не в силах что-то предотвратить.
Незаменимость. Человек должен найти свое место в жизни, свое дело, ради которого пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое кроме него никто не сделает. Проблема в том, чтобы найти это место и дело.
Невыразимость. Человека нельзя изучить, познать объективно как некий внешний предмет.
Несмотря на сложность или даже невозможность определения понятия «человек», в философии человек понимается как особое существо, явление природы, обладающее
1. биологическим началом, приближающем его к высшим млекопитающим;
2. духовным началом – способностью к абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры;
3. социальным началом - способностью к высокому уровню социальной организации. Причем в современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало контролирует биологическое.