Определение философии, её предмет, функции и методы.

Предмет философии.Cтруктура философского знания.

Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:

1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

2) философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;

3) многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать такое определение, которое устраивало бы всех мыслителей;

4) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии.

Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной философской проблемы затрагивает в той или иной мере фундаментальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром - природой, обществом, культурой.Разумеется, из этого спектра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно- принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философского анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т.д.

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела:

собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия;

логика - учение о формах умозаключения и доказательства;

эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном;

этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни.

Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы следующие основные разделы:

• онтология - философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;

• гносеология - философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;

• эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;

• философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;

• аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;

• праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;

• социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.

Данные разделы философского знания - при всей их автономности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

Философия Милетской школы.

Становление философии Древней Греции происходило в шестом-пятом веках до Рождества Христова. Именно в этот период появляются «мудрецы», которые пытаются рационально объяснить то, о чем рассказывали древние мифы. Считается, что развитие этого процесса связано с тем, что торгово-промышленная часть населения, которая стала бороться за власть с землевладельческой аристократией и переходить к демократическому виду правления, вырабатывала собственное мировоззрение.

У истоков этого «наивно-стихийного» мышления стояла так называемая Милетская школа философии. Традиционно основателем этого направления считается Фалес(ок 625-547гг.до н.э). Он жил в конце седьмого–первой половине шестого века до нашей эры. Фалес полагал, что у всех вещей есть единое начало. Им он называл воду. Причем это не просто жидкость или вещество. С одной стороны, вода для философа – это среда, на которой «держится» наш мир, то есть, Земля. С другой – она разумная, «Божья». Весь мир с точки зрения основателя направления, которое впоследствии стало известно как Милетская школа философии, наполнен душами. Последние практически равны божествам и вселяются в тела, чтобы сделаться источником их интеллектуального развития. Вода у Фалеса играет также огромную роль в гносеологии. Поскольку все можно свести к единому началу, то оно является и основой всякого познания. А способствует этому мудрый поиск и правильный выбор.

Другие представители Милетской школы:

Анаксимандр, который учился у Фалеса. Известно название его работы, которая носит имя «О природе». Именно поэтому мыслителей Древней Греции, идущих по его стопам, стали определять как натурфилософов. Анаксимандр был первым, кто сделал вывод о том, что в основе всех вещей не может быть какое-нибудь конкретное вещество, а нечто всеохватывающее, бесконечное, вечно движущееся. Он назвал эту категорию «апейроном». Он выдвинул идею о том, что человек мог появиться на земле в результате эволюции. Правда, он рассуждает об этом очень наивно. Философ полагал, что первочеловек зародился в чреве огромной рыбы, где и вырос. А потом он вышел наружу и стал существовать самостоятельно, продолжив свой род.

Определение философии, её предмет, функции и методы.

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Предметом философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а всё сущее во всей полноте своего содержания (Спиркин А.Г.) Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Понятие предмета философии многогранно. Начиная с Сократа – нахождение высшего начала и смысла бытия. Уникальность, смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, её бессмертие/ смерть, проблемы нравственности и эстетики, социальная и историческая философия, история самой философии – все это и фундаментальные проблемы и предметное самоопределение философии.

Функции Ф.:

1.Мировоззренческая – философия связана с формированием индивидуального и коллективного мировоззрения (т.е. системы общих представлений о мире и человеке);

2. Гносеологическая (познавательная) – философия связана с познанием мира и человека;

3. Логическая – осмысление и формирование законов рационального мышления;

4. Ценностная (аксиологическая) – осмысление и обоснование значимости духовных ценностей для человека и общества;

5. Методологическая – выработка общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека;

6. Критическая функция – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

7. Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

8.Гуманистическая – обоснование ценности человеческой личности, её достоинства, прав и свобод;

9. Эвристическая – направление интеллектуальной интуиции в область неведомого и направление научного познания;

10. Эстетическая – изучение законов Красоты и её восприятия человеческим сознанием;

11. Практическая – выработка смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической деятельности человека;

12. Культуротранслирующая - обобщение и передача от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

Философия является обобщающим, универсальным знанием. Универсальны и всеобщи и ее методы(т.е. они могут быть использованы при исследовании любых сфер и форм действительности при построении как практической, так и теоретической (научной) программы).

Основные методы:

1. Критический метод позволяет при помощи специфического мыслительного способа достижения поставленной цели выявлять и анализировать в объекте его позитивные и негативные стороны относительно цели и средств по ее достижению.

2. Герменевтический метод предполагает необходимость такого подхода к объекту, при котором в нем выявляются и анализируются не только явные признаки, стороны и отношения, но и те, которые подразумеваются "контекстом" самого существования объекта и спецификой его взаимоотношения с субъектом познания (деятельности).

3. Диалектический метод подразумевает рассмотрение объекта с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин следствий, единства и борьбы противоположностей.

4. Эвристический метод предполагает проблемное восприятие анализируемой сферы действительности, а также постановку проблемы и выявление методологии ее решения с принципиально новых, "неожиданных" позиций.

Разнообразию философских концепций присущи и разнообразные методы ( однако для всех них общим является теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах.

5. Материализм и идеализм, с точки зрения методов Ф., они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки.

6. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас».

7. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы. В средние века эклектика использовалась в религии.

8. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но выданных за истинные, суждений нового суждения, логически верного, но ложного по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не достижение истины, а победу в споре.

9. Эмпиризм – метод направление в теории познания, согласно которому в основе познавательного процесса и знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувствительного познания. В первую очередь эмпиризм присущ англо-американской философии.

10. Рационализм – метод и направление в философии, согласно которому основой и бытия и познания является разум. Рационализм господствовал в континентальной европейской философии XIII-XIX вв.

11. Иррационализм – окружающий мир есть хаос, он не имеет целостности, внутренних законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется неразумным движущим силам, например, аффектам, воле и т.п. иррационализм окреп в европейской философии в XIX в. и распространен до настоящего времени.

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук.

Наши рекомендации