Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»
Всегда самое важное - то, что такое данный человек. Источником всех наших наслаждений являемся мы сами. Если наша личность плоха, то испытываемые наслаждения - как ценное вино, вкушаемое человеком, у которого во рту остался вкус желчи. Из личных свойств непосредственнее всего способствует счастью веселый нрав. Когда в нас появляется веселость, надо идти навстречу. Это монета счастья, остальное - кредитные билеты. Надо сохранять хорошее здоровье, только на почве которого может вырасти веселость. Средства - избегать излишеств, неприятных волнений, чересчур напряженного умственного труда, свежий воздух, купание в холодной воде и т. Д. Нельзя сохранить здоровья без ежедневного движения, это - сущность жизни.
9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, а без него ничто не доставит удовольствия, даже качества ума, души при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Величайшая глупость - жертвовать здоровьем ради богатства, карьеры, образования, славы и пр., н говоря уж о чувственных и мимолетных увлечениях.
Но с прекрасным здоровьем могут уживаться меланхолический темперамент и преобладание грустного настроения, что коренится в прирожденных свойствах организма, в основном в ненормальном соотношении между чувствительностью, раздражительностью и воспроизводительной способностью - хотя гений обусловливается именно избытком нервной энергии, т. е. чувствительности, а еще Аристотель заметил, что все выдающиеся люди были меланхоликами.
Можно выделить вслед за Платоном людей легкого и тяжелого нрава. На долю людей, обладающих мрачным и мнительным характером, выпадает больше горестей и страданий, которые существуют лишь в их воображении. Но реальные неудачи у них реже, чем у тех, кто видит все через розовые очки. Иногда «тяжеложелчность» может развиться в склонность к самоубийству - хотя при известных условиях на это может решиться и веселый человек. Разница - в размерах повода, достаточного для принятия такого решения. Здоровью родственна красота - открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце. Враги счастья - горе и скука. Отдаляясь от одного, приближаешься к другому, и вся жизнь проходит между ними. Нужда рождает горе, изобилие - скуку. От этих бед спасает богатство духа. Нескончаемый поток мысли делает одаренного умом человека не поддающимся скуке. Но высокая интеллигентность обусловливается повышенной чувствительностью и коренится в большой интенсивности воли, то есть в страстности. Результат - чрезвычайная бурность аффектов, повышенная чувствительность к душевным и даже физически страданиям. Чем дальше каждый от одного источника страданий, тем ближе к другому.
Интеллигентность приводит к необщительности, ведь чем больше человек имеет в себе, тем меньше ему могут дать другие. Человек общителен в той мере, в какой он духовно несостоятелен вообще пошл, ведь в мире можно выбирать только между одиночеством и пошлостью. Негры - народ общительный, но отсталый.
Досуг - венец человеческого существования, ибо делает человека полным обладателем своего «я». Но способ досуга показывает, как порой досуг обесценивается. Средний человек озабочен тем, как ему убить время; человек же талантливый стремится его использовать. Ограниченный человек берется за всякую чепуху. Суррогатом мысли может послужить хорошая сигара. Карточная игра - главное занятие любого общества - мерило его ценности, явное обнаружение умственного банкротства. Не в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.
Кстати, привычка какой угодно хитростью получить деньги в карточной игре постепенно переходит в жизнь, развращая человека. Самый счастливый тот, в ком много внутренних сокровищ и кто для развлечений требует извне лишь немного или ничего. Глупо лишаться чего-либо внутри себя с тем, чтобы выиграть во вне, то есть жертвовать покоем, досугом и независимостью ради блеска, чина, роскоши, почта или чести. Основа действия всех человеческих сил - три основные физиологические силы; оттого, какая преобладает, человек вбирает более подходящее развлечение. Наслаждения доставляются: производительной силой (еда, питье, сон и пр.), раздражаемостью (путешествия, борьба, танцы, охота, битвы и пр.), чувствительностью (созерцания, мышление, музыка, поэзия, философия и пр.). Преимущества чувственности неоспоримы, другие силы присущи и животным.
Средний человек заинтересуется каким-либо предметом, ели о возбудит его волю, а человек с избытком духовных сил способен живо заинтересоваться посредством разума, без вмешательства воли, ему это даже необходимо. Он живет богатой мыслями жизнью, а жизнь остальных проходит в отупении, их мечты направлены на пошлый интерес личного благосостояния. Реальная жизнь скучна и плоска, поэтому счастливы только те, кто наделены некоторым излишком ума сверх той меры, которая необходима для служения своей воле.
Духовная жизнь ограждает не только от скуки, но и от ее пагубных последствий: дурного общества, потерь, растрат и пр. У среднего человека центр тяжести - вне его. Человек с превышающими обычную скудную дозу духовными силами ищет радости в искусстве, науке, но они не могут поглотить его всецело, чтобы к другом он потерял всякий интерес. Это - удел высшего духа, гения. Про него можно сказать, что центр его тяжести - всецело в нем самом. Они имеют себя. Так что те, кого природа щедро наделила в умственном отношении, счастливей прочих. Но без досуга он будет Пегасом в ярме - то есть несчастлив. Если же сочетаются материальный достаток и великий ум - счастье обеспечено, такой человек будет жить особой, высшей жизнью. Правда, большой ум образует повышенную восприимчивость к боли в любом ее виде, отдаляет от простых людей. Поэтом часто говорят, что самый счастливый - человек ограниченный, хотя никто и не позавидует такому счастью.
В немецком языке родился термин филистер, его первым значением была противоположность «сыну муз». Это человек без духовных потребностей. Эстетические наслаждения, навязанные модой, он будет отбывать, словно каторгу. Идеальное не может развлечь его, он нуждается в реальном. Устрицы и шампанское - апофеоз его бытия.