Философия экзистенциализма. К.Ясперс, М.Хайдегер, Ж.-П.Сартр, А.Камю.
Экзистенциализм (существование) – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек. Классификация: религиозный (К.Ясперс) и атеистический (М.Хайдегер, Ж.-П.Сартр, А.Камю). Такое деление весьма условно, т.к. для многих представителей нерелигиозного экзистенциализма утверждение, что бог умер, связано с признанием невозможности жизни людей без бога. Были выделены понятия: 1) неподлинное существование - полная подчиненность человека обществу, жизнь со всеми, жизнь как у всех, без нахождения истинного призвания; 2) подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы (это и есть экзистенциализм). человек проходит три стадии в своем восхождении к подлинному существованию: 1) эстетическая – жизнь человека определяется внешним миром; 2) этическая – человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг; 3) религиозная – человек осознает свое призвание, понимает, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека.
Экзистенция, по М. Хайдеггеру,бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой. Бытие человека в окр. Мире (бытие в мире). В свою очередь состоит из: 1) бытие с другими – засасывает человека, превращает в такого, как все, направлено на обезличивание; 2) бытие самого себя – одновременно с бытием с другими возможно только при отличии Я от других. Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять другим, отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.
К. Ясперса. В особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу это пограничные ситуации – м/д жизнью и смертью, особо важные дела, его дальнейшая судьба. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции – полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего бытия. Изменения в человеческом бытии Ясперс называет одухотворением, в ходе которого человек открывается для новых безграничных возможностей.
Ж.-П. Сартр.Основная проблема его экзистенциональной философии - проблема выбора. Центральным понятием является для-себя-бытие – это высшая реальность для человека, приоритетность собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через для-другого-бытие – это различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему другому. Важнейшее условие жизни человека – свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, в жизненно важном, когда решения избежать нельзя. Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором.
А. Камю. Главной проблемой его экзистенциональной философии – проблема смысла жизни. Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна. Жизнь человека – абсурдна (Абсурд - нечто алогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу). В итоге, смысл жизни по Камю находится не во внешнем мире (успехах, богатстве), а в самом существовании человека.
25. Психоанализ: главные идеи и основные понятия З.Фрейд. Фрейд о бессознательном. К.Юнг о коллективном бессознательном. Неофрейдизм.
Психоанализ - Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Мотивы человека – черный ящик, который нужно расшифровать (почему я выбрал это, а не то).
Структуры личности - Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
В структуре личности существует 3 уровня: 1) "Оно" – бессознательное - врожденные инстинкты; 2) "Я" – сознание –формируется под влиянием общества; 3) "Сверх-Я"– формируется через преодоление Эдипова комплекса (сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола).
Либидо – влечение, страсть. Эрос – божество любви. Танатос – олицетворение смерти. Эдипов комплекс – совокупность чувств, которые организуют структуру личности каждого человека. Комплекс электры – (влечение к отцу) комплекс, проявляющийся у девочек в отношении с отцом и матерью, аналог эдипова комплекса.
Неофрейди́зм. (Нео – новое. Фрейдизм — учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы). Ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. Изучая проблемы культуры и общества, Юнг приходит к выводу, что существует и «коллективное бессознательное».
Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений. Юнг вводит понятие «архетип» - первообраз. Под коллективным бессознательным К.Г. Юнг понимает сферу бессознательной мифологии, образы которой являются всеобщим человеческим достоянием. Особенностью коллективного бессознательного является невозможность его вспоминания с помощью каких-либо методик и техник, поскольку оно по природе своей не было забыто или вытеснено из сознания. Это комплекс врожденных возможностей, априорно существующих в психической структуре личности каждого человека. И единственным путём их проявления К.Г. Юнг считает непосредственный опыт их восприятия. "Мы способны реконструировать изначальную подоснову прообраза лишь путём обратного заключения от законченного произведения искусства к его истокам".