Особенности философии Средних веков. Августин Блаженный. Средневековая схоластика. Фома Аквинский.
В 476 году Рим захватили варвары. Преобладала вера вместо разума, т.к. разум бессилен перед многими вопросами. Идя откровения – убеждение о том, что подлинное знание можно получить через озарение (сверхъест.способ). Идея творения – теоцентризм, т.е. мир создан богам, космос – это порядок; созданный миром бог не есть подлинное бытие. Догматизм – положение, которое принимается без доказательств. Два этапа развития: 1) патристика – учение отцов церкви. Апологетика – защита оправданий. 2) схаластика – школа при церкви, поиск рациональных доводов в защиту Христианства.
Основные идеи Августина: 1) учение о человеке. Душа – божественное в человеке; тело – где душа вынуждена прибывать, источник греховного; 2) принцип провидении – предопределение; 3) проблема теодиции – если есть бог, то откуда в мире зло. Манихейство – учение, что есть добрый и злой бог; 4) линейная концепция времени – как стрела, через прошлое, сквозь настоящее в будущее. Время – визуальная модель круга. Эсхатология – учение о конце света.
Фома разработал 5 доказательств существования бога: 1) причина движения мира; 2) связь причины и следствия; 3) связь необходимости и возможности; 4) существование высшего идеала; 5) целесообразность мира. Спор об унивесалиях (общие понятия, спор о соотношении единичного и общего) – спор о соотношении единичного и общего: 1) номинализм = общее имя – название; 2) реализм = универсалии сущ. реально, т.е. общие понятия сущ. реально.
Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм и идея гуманизма.
Произошли великие географические открытия: доказана кругосветка, революция в астрономии, магнитный компас, порох, микроскоп, книгопечатание. Основные направления: гуманистическое (в центре внимания ставило человека), неоплатоническое (попытки познать природу и космос), натурфилософия (опираясь на астрономические открытия познать космос и вселенную), реформационное (взаимоотношение между верующими и церковью).
Теоцентризм перестал справляться и уступил антропоцентризму (человек является центром и высшей целью мироздания). Достижения: процесс секуляризации – освобождение от церкви (освобождение от церкви). Пантеизм – всё бог, бог отождествляется с природой. Деизм – направление, признающее существование бога. Он создал всё и отошел в сторону, и теперь природа существует самостоятельно. Возникает гуманизм. Происходит переход от родового к индивидуальному сознанию, т.е. способность мыслить, чувствовать, оценивать, взаимодействовать с окр.ср.
Гуманизм - человечный. Основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей деятельности реализует свою свободу, индивидуальность.
Основные особенности философии Нового времени. Эмпиризм Френсиса Бэкона и рационализм Рене Декарта.
Философия Нового времени — период развития философии, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, развивается гелиоцентризм (учение в астрономии, согласно которому солнце находится в центре вселенной, а вокруг него вращаются тела). Логика в новом времени : пантеизм – деизм – атеизм – натурализм. Бог создал мир, природу и не вмешивается, всё идет по закону природы. Две основные группы: рационалисты и эмпиристы. Рационалисты предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме (Рене Декарт). Эмпиристы считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта(Френсис Бэкон).
Ф.Бэкон. Знания должны опираться на опыт (путь муравья – чувства (факты)). Знание – сила. Методы познания – анализ, наблюдение, эксперимент. Человеческий разум должен быть освобожден от идолов, т.е. предвзятых идей.
Р.Декарт. “Я мыслю, следовательно, я существую”. Положив в основу своего метода дедукцию ((выведение) - метод мышления, следствием которого является логический вывод), путь паука – разум. Декарт стал рационализмом (положение, по которому мир устроен разумно). В его философии все должно иметь убедительные рациональные доказательства.