Тема 2. Философская онтология.
Тематический план.
1. Исходные категории философской онтологии: «сущее» и «бытие». Бытие в его соотнесении с небытием и инобытием.
2. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия.
3. Конкретизация бытия в понятии «субстанция». Материальное и идеальное.
4. Материя как материальная субстанция. Атрибуты материи. Философские концепции пространства и времени. Движение как форма существования материи.
5. Диалектика и метафизика как две концепции осмысления сущего. Бытие в его противоречиях: пребывание и становление.
6. Детерминизм и индетерминизм. Закон и его разновидности.
7. Динамические и статистические закономерности. Три закона диалектики. Категории диалектики.
Ключевые термины по теме
Сущее, бытие, универсум, космос, мир, природа, жизнь, материя, пространство, время, движение, отражение, объективное, субъективное, интерсубъективное, социальное, формы бытия, монизм, плюрализм, дуализм, материальное, духовное, субстанция, атрибут материальной субстанции, движение, покой, форма движения, механизм, витализм, субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, самоорганизация, уровни организации и типы материальных систем, теория относительности, инобытие, небытие. Диалектика, развитие, метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм, закон, качество, количество, мера, скачок, тождество, различие, противоречие, отрицание, снятие, отрицание отрицания, повторяемость, детерминизм, индетерминизм, динамические и статистические закономерности, пребывание, становление, ставшее.
Некоторые пояснения.
Бытие – одна из главных категорий философии. Отражает постоянное стремление представить всеобщий процесс, включающий человеческое бытие в мире, выразить единство и на многообразие различных форм мироздания. Бытие противоречиво: оно ориентировано на предельно общие характеристики сущего, но постигается через его конкретные характеристики, структуры и воспроизводимость. Бытие рассматривается в трех аспектах: как единство и многообразие (проблема субстанции), как соотношение устойчивости и изменчивости (проблема становления бытия), как диалектика прерывного и непрерывного.
Особое место в трактовке бытия занимает проблема сопоставления бытия и сознания. Диалектико-материалистическая философия выдвигает тезис о том, что сознание есть отражение бытия. М. Хайдеггер дает онтологическую трактовку сознания, о присутствии сознания в процессе бытия. Философия экзистенциализма акцентирует внимание на соотнесение человеческого существования с бытием. Русский космизм, христианский эволюционизм П. Тейра де Шардена выявляют возможности взаимодействия человека с космической и биологической эволюцией. Современная философия тяготеет к рассмотрению бытия как сложного, многогранного процесса, включающего в себя человеческое существование.
Проблема развития бытия – одна из древнейших проблем философии. Решение ее зависит от того, как определяется «бытие». Поэтому, так же как существует несколько вариантов решения проблемы бытия, есть и несколько вариантов решения проблемы его развития. Диалектический метод мышления обсуждался и исследовался еще философами античного мира, в особенности Гераклитом, Платоном. Аристотелем, но только в мифологии Гегеля Ему отведено подобающее место. Именно Гегель впервые сознательно использовал этот метод при создании грандиозной системы. Диалектику Гегель считал единственным адекватным методом истинной философии. В то же время Гегель критиковал метафизический метод мышления, хотя и не отрицал его значения в определенных границах. Диалектика Гегеля была критически переработана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Определенный вклад в развитие диалектики внес В.И. Ленин.
Диалектический метод предполагает учет всего многообразия связей действительности, рассмотрение любого явления в развитии, учет конкретной обстановки. Суть диалектики в ее законах и категориях. Основные законы диалектики отражают определенные стороны процесса развития.
Диалектическому методу противостоят другие методы: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. Данные методы преувеличивают отдельные стороны, аспекты реальности: софистика апеллирует аналогиями, гибкостью понятий, догматизм абсолютизирует момент постоянства, устойчивости, релятивизм – изменчивость и относительность.
В целом диалектика рассматривает бытие в динамике и считает его детерминистически обусловленным. Метафизика представляет бытие в статике и в этом случае речь о детерминизме идти не может, так как бытие здесь уникальное (неповторимое), единичное, раз и на всегда данное и единственное (экзистенция, единое, бог, дух и пр.).
Дополнительная литература по теме
1. Фромм Эрих. Душа человека. Пер. с англ. М.: АСТ: Транзит-книга, 2004.
2. Гартман Н. К основоположению онтологии. Пер. с нем. СПб.: Наука, 2003.
3. Губин В.Д. Онтология. Проблемы бытия в современной европейской философии. М.1998.
4. Сартр Жан Поль. Бытие и ничто: Опыт Феноменологической онтологии. Пер. с фр. М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 2002.
5. Ярков А.Н. Человек в поисках единства (Анализ оснований мировоззренческого выбора и введение в экзистенциональные основания религии). Н.Новгород. Вектор ТиС. 2004.
6. Кучевский В.Б. Философское учение о бытие и субстанции. Уч.пособ. М., 1993.
7. Хасанов И.А. Время: природа и равномерность измерению. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
8. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.
9. Уитроу Дж. Естественная философия времени. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1964.
10. Пространство и время / М.А. Парнюк и др. Киев: Наук. Думка, 1984.
11. Лисин А. И. Идеальность. Ч.1. реальность идеальности. М.: Информация, РеСК, 1999.
12. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.
13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Вместо введения, гл.3, пар.1,5, гл.5, пар.1,2,3,8, гл.4, пар.2 / Полн. Собр. Соч. М.,1968. Т.18.
14. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Примечания к «Анти-Дюрингу». О механическом понимании природы. Отдел 1, гл.4,5,6. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.20; Диалектика природы. Заметки и фрагменты. Формы движения материи. Классификация наук. / Там же.
15. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. 1991.
16. Кедров Б.М. Беседы о диалектике: шестидневные философские диалоги во время путешествия. 2-е изд. М.: Мол. Гвардия, 1989.
17. Материалистическая диалектика в 5-и тт. под ред. Ф.В. Константинова, В.Г. Марахова. М.: Мысль, 1981.
18. Мировоззренческая парадигма в философии: категориальный анализ. Монография / Прохоров М.М., Булычев И.И., Антаков С.М. и др. Н.Новгород: Волж. Гос.инженернопед. акад. 2005.
19. Некрасова Е.Н. Живая истина: метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис. 1997.
20. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003.
21. Материалистическая диалектика как общая теория развития. М. 1982.
22. Суворов Л.Н. Материалистическая диалектика. М. 1980.
23. Идеалистическая диалектика XX столетия. М. 1987.
24. Усмов А.И. Системный подход и общая теория систем. М. 1978.
25. Синергетика. М. 1980.
26. Современный детерминизм, законы природы. М. 1973. Статья Кедрова Б.М.
27. Князева Е.Н., Курганов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М. 1994.