В тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал

Личностные опросники

это целая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, отвечая на которые, испытуемый сообщает некоторую информацию о себе.

Какие формы вопросов используются в опросниках?

Личностные опросники предназначены для оценки и выявления отдельных проявлений или свойств личности.

В настоящее время существует огромное количество личностных опросников самых разных типов.

· Типологические опросники

Типологические опросники выявляют определенный тип личности - целостное образование, обуславливающее модель поведения.

В основе разработки типологических опросников лежит типологический подход.

При использовании этого вида опросников психологическое заключение выносится на основе сопоставления результатов полученных при исследовании конкретного человека с принятым (усредненным) типом личности.

В создании типологических опросников опираются на конкретную теорию личности или эмпирический подход, не используя при этом каких-либо классификаций.

· Опросники черт

Группа опросников предназначенная для выявления черт личности - набора базисных личностных качеств.

Различные теории личности приводят различное количество характеристик описывающих личность. Для обозначения таких характерных особенностей часто используют понятие «черта».

Черта - это последовательность поведения, привычка или тенденция к повторению поведенческих проявлений.

· Опросники установок

Опросники выявляют установку или мнение - выраженную направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенную ситуацию, событие или группу стимулов.

· Опросники ценностей

Группа тестов направенных на выявление ценностей - таких качеств или свойств предметов, которые являются для личности ценными, полезными и желательными.

Опросники выявляют внутреннюю основу отношений личности к разного рода ценностям материального, морального, политического и духовного ряда.

· Опросники мотивации

Опросники предназначенные для выявления мотивации - понятие, объясняющее движущие силы поведения и деятельности человека.

Типологические опросники

MMPI
СМИЛ
Mini-Mult (СМОЛ)
Тест ММИЛ
MMPI-A
MMPI-2
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
Диагностический тест личностных расстройств (ДТЛР)
Тест личностных акцентуаций (ЛА)
Я- структурный тест (Аммона)
Индивидуально-типологический опросник (ИТО)
Большая пятерка (5PFQ)
Опросник Олдхэма-Моррис
Опросник Кейрси

Опросники установок



Опрoсник диагностики агрессии (Басса-Дарки)
Дифференциальный тест рефлексии (Леонтьева)

Опросники ценностей

Самоактуализационный тест (САТ)
Методика изучения ценностных ориентации (RVS)
Тест смысложизненных ориентации (СЖО)
Опросник ценностей (Шварца)

Опросники мотивации

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)
Опросник диспозиционного оптимизма (LOT)
Мотивационный профиль (Ричи-Мартина)
Методика Смекала-Кучера
Тест Херцберга

Проективные методики

это особые техники, в основу которых заложен проективный подход. Проективные техники позволяют исследовать те сторон личности, которые недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью опросников или других тестов.

Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций Френсиса Гальтона, метод описан в 1879 году.

Ассоцианистская концепция описывает принцип организации сознания на основе ассоциаций, и впервые упоминается в учениях Аристотеля.

В 1939 году психолог Л.Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности.

В настоящий момент существует множество проективных техник, для проведения которых используется особый стимульный материал. Как проекции, также могут интерпретироваться продукты деятельности, например: рисунки, фигуры лепки и тд.

Отдельное место среди проективных техник занимают психологические рисуночные тесты.

В проективном тесте проявляются неосознаваемые особенности личности, такие как: мотивы, потребности, внутренние конфликты, оценки, чувства и т.д.

· Методики структурирования

В тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал

Методики структурирования

Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта)
Тест Роршаха
Тест Цуллигера

оответствии с его пониманием.

· Методики интерпретации

в тестовом задании предлагается провести интерпретацию предъявляемой ситуации.

Методики интерпретации

Рисованный апперцептивный тест (РАТ)
Тест Руки (Hand Test)
Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study)
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Тест Сонди (Szondi Test)

· Методики экспрессии

в тестовом задании предлагается выразить или отобразить свое предпочтение, переживание или мнение.

Методики экспрессии

Психографический тест (Либина)
Методика «Рисунок семьи»
Тест Фрилинга
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Методика «Дом—Дерево—Человек»
Методика цветовых метафор
Тест Люшера

· Методики дополнения

в тестовом задании предлагается дополнить незаконченные конструкции стимулов, завершить историю или дописать предложения.

Методики дополнения

Метод незаконченных предложений (Казачкова В.Г.)
Тест неоконченные предложения Сакса

Тесты способностей

группа психодиагностических тестов направленных на исследование интеллекта и креативности. Иногда их объединяют термином «тесты общих способностей», отдельно выделяют тесты специальных способностей.

· К общим относятся интеллектуальные и творческие способности, находящие свое проявление во многих видах деятельности.

· Специальные способности определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности (математические, музыкальные и др.).

· Тесты интеллекта (IQ)

Тесты интеллекта (IQ)

Куб Линка
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине
Кубики Коса
Тест структуры интеллекта Амтхауера
Прогрессивные матрицы Равена
Нарисуй человека
Доска Сегена
Тест Векслера (WISC)

·

· Тесты креативности (Creativity)

Профориентация

Методика оценки персонала 360 градусов
Европейская методика профориентации школьников

Отношение человека к другим людям носит сложный и многогранный характер.

Исследования показали, несмотря на огромное разнообразие индивидуальных стилей поведения, всегда можно выделить определенные типы поведения.

Ведущий тип отношений с другими людьми формируется и проявляется, как правило, в процессе деятельности и общения. Было доказано, преобладающее поведение всегда отражается на системе личных взаимоотношений в группе, психологическом климате группы, уровне ее сплоченности и эффективности.

Ведущую роль отношения играют в формировании и развитии семьи.

Отношения в группе

Тест социометрия (Дж. Морено)
Калифорнийский опросник личности (CPI-462)
Тест внутриличностных конфликтов (Лаутербаха)
Диагностика межличностных отношений (ДМО)

Отношения между супругами

Особенности общения между супругами
Ролевые ожидания и притязания в браке (РОП)

Отношения родителей детей

Три дерева
Опросник родительского отношения (ОРО)
Шкала семейного окружения (ШСО)  

Группа психодиагностических методик направленных на использование в клинической практике.

История развития психологии показывает, что первые психодиагностические методы появились для удовлетворения потребностей клиники, а самые известные методики были созданы для решения именно клинических задач. Примеры, среди проективных методик Тест Роршаха, а среди опросников это MMPI.

Тревожность и депрессия

Диагностика уровня тревоги
Опросники и шкалы для диагностики депрессии
Психодиагностика астении  

Психологическая адаптация

Психодиагностический инструментарий для выявления нарушений адаптации и уточнения степени адаптивных возможностей.

Психологическая адаптация

Методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерса-Даймонда)  
Анкета "ПРОГНОЗ"  

Патопсихология

Группа психодиагностических методик и тестов, предназначенных для выявления патопсихологических нарушений психики. Все методики раздела хорошо зарекомендовали себя в клинике психических нарушений.

Патопсихология

Диагностика органических поражений мозга
Зрительно-моторный гештальт-тест (Бендера)
Пиктограммы (Б.Г. Херсонский)
Тест зрительной ретенции (Бентона)

Психосемантические методы

Методика личностного дифференциала (ЛД)
Методика самооценки (Дембо-Рубинштейн)
Q - сортировка
Контрольный список прилагательных
Висбаденский опросник (WIPPF)

Личностные опросники

это целая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, отвечая на которые, испытуемый сообщает некоторую информацию о себе.

Какие формы вопросов используются в опросниках?

Личностные опросники предназначены для оценки и выявления отдельных проявлений или свойств личности.

В настоящее время существует огромное количество личностных опросников самых разных типов.

· Типологические опросники

Типологические опросники выявляют определенный тип личности - целостное образование, обуславливающее модель поведения.

В основе разработки типологических опросников лежит типологический подход.

При использовании этого вида опросников психологическое заключение выносится на основе сопоставления результатов полученных при исследовании конкретного человека с принятым (усредненным) типом личности.

В создании типологических опросников опираются на конкретную теорию личности или эмпирический подход, не используя при этом каких-либо классификаций.

· Опросники черт

Группа опросников предназначенная для выявления черт личности - набора базисных личностных качеств.

Различные теории личности приводят различное количество характеристик описывающих личность. Для обозначения таких характерных особенностей часто используют понятие «черта».

Черта - это последовательность поведения, привычка или тенденция к повторению поведенческих проявлений.

· Опросники установок

Опросники выявляют установку или мнение - выраженную направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенную ситуацию, событие или группу стимулов.

· Опросники ценностей

Группа тестов направенных на выявление ценностей - таких качеств или свойств предметов, которые являются для личности ценными, полезными и желательными.

Опросники выявляют внутреннюю основу отношений личности к разного рода ценностям материального, морального, политического и духовного ряда.

· Опросники мотивации

Опросники предназначенные для выявления мотивации - понятие, объясняющее движущие силы поведения и деятельности человека.

Типологические опросники

MMPI
СМИЛ
Mini-Mult (СМОЛ)
Тест ММИЛ
MMPI-A
MMPI-2
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
Диагностический тест личностных расстройств (ДТЛР)
Тест личностных акцентуаций (ЛА)
Я- структурный тест (Аммона)
Индивидуально-типологический опросник (ИТО)
Большая пятерка (5PFQ)
Опросник Олдхэма-Моррис
Опросник Кейрси

Опросники установок

Опрoсник диагностики агрессии (Басса-Дарки)
Дифференциальный тест рефлексии (Леонтьева)

Опросники ценностей

Самоактуализационный тест (САТ)
Методика изучения ценностных ориентации (RVS)
Тест смысложизненных ориентации (СЖО)
Опросник ценностей (Шварца)

Опросники мотивации

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)
Опросник диспозиционного оптимизма (LOT)
Мотивационный профиль (Ричи-Мартина)
Методика Смекала-Кучера
Тест Херцберга

Проективные методики

это особые техники, в основу которых заложен проективный подход. Проективные техники позволяют исследовать те сторон личности, которые недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью опросников или других тестов.

Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций Френсиса Гальтона, метод описан в 1879 году.

Ассоцианистская концепция описывает принцип организации сознания на основе ассоциаций, и впервые упоминается в учениях Аристотеля.

В 1939 году психолог Л.Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности.

В настоящий момент существует множество проективных техник, для проведения которых используется особый стимульный материал. Как проекции, также могут интерпретироваться продукты деятельности, например: рисунки, фигуры лепки и тд.

Отдельное место среди проективных техник занимают психологические рисуночные тесты.

В проективном тесте проявляются неосознаваемые особенности личности, такие как: мотивы, потребности, внутренние конфликты, оценки, чувства и т.д.

· Методики структурирования

в тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал

Методики структурирования

Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта)
Тест Роршаха
Тест Цуллигера

оответствии с его пониманием.

· Методики интерпретации

в тестовом задании предлагается провести интерпретацию предъявляемой ситуации.

Методики интерпретации

Рисованный апперцептивный тест (РАТ)
Тест Руки (Hand Test)
Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study)
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Тест Сонди (Szondi Test)

· Методики экспрессии

в тестовом задании предлагается выразить или отобразить свое предпочтение, переживание или мнение.

Методики экспрессии

Психографический тест (Либина)
Методика «Рисунок семьи»
Тест Фрилинга
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Методика «Дом—Дерево—Человек»
Методика цветовых метафор
Тест Люшера

· Методики дополнения

в тестовом задании предлагается дополнить незаконченные конструкции стимулов, завершить историю или дописать предложения.

Методики дополнения

Метод незаконченных предложений (Казачкова В.Г.)
Тест неоконченные предложения Сакса

Тесты способностей

группа психодиагностических тестов направленных на исследование интеллекта и креативности. Иногда их объединяют термином «тесты общих способностей», отдельно выделяют тесты специальных способностей.

· К общим относятся интеллектуальные и творческие способности, находящие свое проявление во многих видах деятельности.

· Специальные способности определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности (математические, музыкальные и др.).

· Тесты интеллекта (IQ)

Тесты интеллекта (IQ)

Куб Линка
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине
Кубики Коса
Тест структуры интеллекта Амтхауера
Прогрессивные матрицы Равена
Нарисуй человека
Доска Сегена
Тест Векслера (WISC)

·

· Тесты креативности (Creativity)

Наши рекомендации