Шлока 114. Тот, кто говорит о духовном знании, но не активизировал свою сушумну, не стабилизировал свое бинду или не достиг спонтанной медитации, произносит ложные слова

Шлока 114. Тот, кто говорит о духовном знании, но не активизировал свою сушумну, не стабилизировал свое бинду или не достиг спонтанной медитации, произносит ложные слова - student2.ru

Пока прана не течет по среднему проходу (по сушумне), пока бинду не успокаивается ограничением праны, пока ум не воспроизводит спонтанную медитацию, до тех пор тот, кто говорит о духовном знании, лишь доставляет себе удовольствие, пребывая в хвастовстве и рассказывая ложные истории.

Сватмарама утверждает, что говорить о пробуждении шакти и сознания, когда этого на самом деле нет, является лицемерием. Тот, кто говорит на эту тему, должен иметь некоторый вид реализации, иначе он не понимает самого этого явления. Чтобы быть в состоянии понять саму идею, нужен некоторый вид пробуждения. Принципом хатха-йоги и тантры является «практикуй и достигай», а не пустые разговоры и философствование. Это действия, которые говорят громче, чем слова, и это практика, которая дает результат.

Вот почему практикующий кундалини йогу не будет только проповедником или учителем. Другие могут занимать себя учением о духовности, но йог должен жить этим. Его жизнь — вот его учение, и тот, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, будут в состоянии приобрести все от него без каких-либо усилий в процессе прямой передачи. Те, кто, глядя на мир, видят только свои предвзятые мнения, должны будут удовлетвориться слушанием проповедников — пока их собственные блокировки не ослабнут и их восприятие не прояснится.

Что является полным переживанием? Слышать о шоколаде и представлять себе его вкус по рассказам о нем или попробовать его самому? Слышать об очаровательной музыке или слышать ее самому? Видеть прекрасный пейзаж на картине или присутствовать там самому? Слышать о каком-то физическом, психическом или духовном переживании и воображать, что это переживание может быть понято из этого, или иметь самому это переживание — вот разница между учителем и йогом.

Словарь

А

абхинивеша(abhinivesha) — последняя из клеш; страх смерти, цепляние за жизнь

абхьяса(abhyasa) — постоянная, регулярная и непрерывающаяся практика

абхьяси(abhyasi) — человек, регулярно занимающийся какой-либо практикой

аварана шакти(avarana shakti) — хираньягарбха, космическое тонкое тело

аварохан(awarohan) — психический/пранический канал в тонком теле, который идет вниз от бинду к аджне, затем внутри позвоночника через каждую чакру к муладхаре

авастха(avastha) — условие или состояние ума и сознания, достигаемое посредством усилий

аватара(avatara) — нисхождение или инкарнация высшего сознания, например, Рама, Кришна.

авидья(avidya) — невежество, полное неосознавание, неведение, агностицизм

авидья видья(avidya vidya) — одна из канчук, которая ограничивает способности человека к познанию авьякта(avyakta) — непроявленное

агама(agama) — свидетельство, откровение; философия и тексты, в которых Шива учит Шакти. Последние книги Вед, соответствующие кали юге; тантра шастра агни (agni) — огонь

агни таттва(agni tattwa) — одна из пяти таттв; первоэлемент «огонь»

агнисара крийя(agnisara kriya) — одна из шаткарм, то же самое, что вахнисара дхоути

адвайта(adwaita) — буквально означает «не два, не двойственное»; монистическая философия, утверждающая, что существует только одно состояние чистого сознания, все двойственности иллюзорны

аджапа джапа(ajapa japa) — самопроизвольное повторение мантры «сохам»

аджна чакра(ajna chakra) — психический центр, расположенный в продолговатом мозге; местоположение интуиции, высшего знания, третьего глаза, центра управления, центра движения

Адинатх(Adinath) — буквально означает «первый господин». Первородный гуру всего; космическое сознание. Имя Господа Шивы, первого гуру йогов направления Натх, данное ему йогами этого направления

адхара(adhara) — вместилище, хранилище, нижняя область

адхьятмик типа(adhyatmik tapa) — одна из трех тап; духовные тяжелые испытания и боль

адхибаутик тапа(adhibautik tapa) — одна из трех тап; физические тяжелые испытания и боль

адхидевик тапа(adhidevik tapa) — одна из трех тап; тяжелые испытания и боль, связанные с окружающей средой

акаша(akasha) — пространство, эфир, небо

акаша таттва(akasha tattwa) — одна из пяти таттв; первоэлемент «эфир»

акаши мудра(akashi mudra) — мудра, которая предполагает пристальное вглядывание вверх аламба(alamba) — поддерживаемый

амавасья(amavasya) — пятнадцатый день после полнолуния (или П-ой половины лунного месяца), когда на небе абсолютно нет луны

амароли(amaroli) — тантрическая практика, восходящая к йоги-ческому направлению Капалика, в которой средняя часть струи мочи выпивается или применяется наружно

амрита(amrita) — нектар; отсутствие смерти

ананда(ananda) — состояние блаженства, экстаза

ананда самадхи(ananda samadhi) — согласно Патанджали пятая стадия сабиджа самадхи после нирвичара самадхи и до асмита самадхи

анандамайя коша(anandamaya kosha) — пятый слой человеческого существования, оболочка или тело блаженства супраментального (выходящего за пределы ума) сознания

аканта(ananta) — нечто без конца; в индусской мифологии змея, символизирующая вечность; см. также Шеша

анахата чакра(anahata chakra) — психически й/пранический центр, расположенный в области сердца и солнечного сплетения, четвертая чакра в эволюции человека

анга(anga) — часть, конечность тела, составная часть

ангула(angula) — мера длины, равная ширине пальца

анима(anima) — одна из ашта сиддхи; паранормальная способность уменьшаться до любого размера по своему желанию

антар(antar) — внутренний

антар дхоути(antar dhauti) — техника внутреннего очищения, разделенная на четыре части: ватсара, варисара, агнисара, бахискрита

антар кумбхака(antar kumbhaka) — внутренняя задержка дыхания. Существенный шаг в совершенствовании пранаямы, или йогического дыхания

антармоуна (antar mouna) — внутреннее молчание; практика пра-тьяхары, состоящая из пяти последовательных стадий

антаранга (antaranga) — внутренняя часть, внутренняя стадия

антаранга тратака (antaranga trataka) — внутреннее пристальное всматривание в точку концентрации

антах карана (antah karan) — буквально означает «внутренний инструмент», внутренний орган сознания; см. манас, читта, буддхи, ахамкара

анубхава(anubhava) — духовная реализация

ануграха (anugraha) — милость

анусандхана (anusandhana) — исследование

апана (арапа) — одна из пяти вайю; поток пранического воздуха, действующий в нижней части живота и вызывающий потери через органы выделения и воспроизведения

апариграха (aparigraha) — одна из ям; отсутствие жадности и желания приобретать

апас (apas) — вода

апас таттва (apas tattwa) — одна из пяти таттв; первоэлемент «вода»

арамбха (arambha) — первая стадия слышания внутреннего звука

ардха (ardha) — половина

ардха дханурасана (ardha dhanurasana) — поза полулука

ардха матсиендрасана (ardha matsyendrasana) — полускручивание спины

ардха падмасана (ardha padmasana) — поза полулотоса

арохан (arohan) — психический/пранический канал в тонком теле, который идет вверх от муладхары через поле каждой чакры в передней части тела, а затем в бинду и сахасрару. По другим источникам, онидет от муладхары к вишуддхи, а затем к лалана чакре, к кончику носа, к аджне и к сахасраре

артха (artha) — буквально означает «объект». Относится также к здоровью, одной из пурушартх

асампраджнята самадхи(asamprajnata samadhi) — негативные фазы савикальпа самадхи, которые случаются между последовательными стадиями сампраджняты, позитивных фаз

асана(asana) — согласно Патанджали устойчивая и удобная медитативная поза. Также специальное положение тела, которое канализирует прану, открывает чакры и устраняет блокировки праны

асмита (asmita) — одна из пяти клеш; эго

асмита самадхи (asmita samadhi) — шестая стадия сабиджа сам ад -хи, в которой выживают последние следы эго; непосредственно перед нирбиджа самадхи

астея (asteya) — одна из ям; честность

астикья (astikya) — одна из ниям; вера в учение Вед

атма (atma) — высшая реальность, высшее сознание; индивидуальная душа, см. дживатма

атма даршан (atma darshan) — видение Я

атма шакти (atma shakti) — сила атмы; см. кундалини шакти

атмабхава(atmabhava) — осознавание и переживание Я

Атман (Atman) — высшая реальность, высшее сознание; душа; Брахман, Шива

Аум (Aum) — см. Ом

ахам (aham) — эго, «я»

ахамкара (ahamkara) — свойство эго, осознавание существования «я», центр ментального, эмоционального, психического и физического функционирования личности

ахимса (ahimsa) — первая яма; принцип ненасилия, непричинения вреда

ачарья (acharya) — духовный лидер или учитель

ашабда (ashabda) — без звука

ашвинимудра (ashwini mudra) — практика сжатия анального сфинктера, при которой движение ануса напоминает движение ануса лошади

ашрама (ashrama) — стадия жизни; место, где сообщество людей живет духовной жизнью и практикует соответствующие практики

ашта сиддхи(ashta siddhi) — восемь основных паранормальных достижений: анима, махима, лагхима, гарима, прапти, пракамья, вашитва, ишатва

аштанга-йога (ashtanga yoga) — восьмичленная йога Патанджали; яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи

аяма(ayama) — вытягивание, удлинение, расширение

Б

баддха(baddha) — ограниченный, связанный, запертый

баддха падмасана (baddha padmasana) — «запертая поза лотоса», в которой ступни лежат на противоположных бедрах, руки скрещены за спиной и держатся за большие пальцы ног

баналингам(banalingam) — расположен в анахата чакре, представляет дживатму, или индивидуальное сознание

бандха(bandha) — связка, закрепленное состояние, поза, в которой органы и мышцы находятся в сжатом и контролируемом состоянии, создавая замок психомышечной энергии, который изменяет направление течения энергии или праны в теле и запирает ее в определенной области

басти (basti) — третья шаткарма; йогическая клизма

бахир (bahir) — внешний

бахир кумбхака (bahir kumbhaka) — внешняя задержка дыхания

бахиранга (bahiranga) — внешняя стадия, внешняя часть

бахиранга тратака (bahiranga trataka) — вглядывание открытыми глазами и концентрация на внешнем объекте или точке, например, на пламени свечи, полной луне, лингаме

бахья(bahya) — внешний

биджа (bija)— семя, состояние семени

биджа бинду(bija bindu) — шакти бинду, потенциальное творящее бинду

брахма видья (brahma vidya) — реализованное познание Брахмана

биджа мантра(bija mantra) — мантра семени, особая вибрация, которая берет свое начало в трансцендентальном сознании

бинду (bindu) — точка потенциальной энергии и сознания, ядро. В тантре и в хатха-йоге это слово также означает каплю семени

Брахма (Brahma) — один из святой троицы, космическая созидающая сила; потенциальная возможность муладхара чакры

Брахма грантхи (Brahma granthi) — физический «узел» творения, расположенный в муладхара чакре

брахма нади(brahma nadi) — расположена в самом внутреннем слое сушумна нади

Брахман(Brahman) — этимологически это означает «вечно расширяющееся, неограниченное сознание»; название высшего сознания согласно философии Веданты. Монистическая концепция абсолютной реальности

брахмананда(brahmananda) — блаженная реализация высшей реальности

брахмарандхра(brahmarandhra) — отверстие в макушке головы, через которое душа йога проходит в окончательное самадхи

брахмачари(brahmachari) — давший обет безбрачия; тот, кто движется в сознании истинной реальности; Брахман

брахмачарья(brahmacharya) — одна из ниям; самоограничение, безбрачие; состояние жизни в постоянном осознавании Брахмана

брахмачарья ашрама(brahmacharya ashrama) — первый период жизни мужчины перед женитьбой, когда он живет с гуру как безбрачный ученик до двадцати пяти лет

буддхи(buddhi) — интеллект, проницательность, аспект ума, близкий к чистому сознанию

бхава(bhava) — интенсивное внутреннее состояние или чувство; состояние ума и тела

Бхагавад Гита(Bhagavad Gita) — часть известного индусского эпоса «Махабхарата». Учение Господа Кришны, излагаемое его ученику Арджуне перед началом битвы в Курукшетре, с объяснением основ санньяса-йоги, карма-йоги, бхакти-йоги и джняна-йоги

бхагаван(bhagavan) — бог, тот, кто обладает шестью айшаварьями, или сверхчеловеческими способностями: способностью предвидеть будущее, силой, мудростью, бесстрастием, сиянием и всеведением (всезнанием)

бхадра(bhadra) — благодатный, милостивый

бхадрасана(bhadrasana) — «благодатная поза»; сидячая поза

Бхайрава(Bhairava) — имя Господа Шивы, означающее состояние сознания, выходящего за пределы индивидуального и мирского сознания

бхакти(bhakti) — чистая преданность

бхакти-йога(bhakti yoga) — йогический путь преданности

бхалабхати(bhalabhati) — см. капалабхати

бхаларандхра(bhalarandhra) — см. брахмарандхра

бхасма(bhasma) — очищенная основа пепла

бхастрика(bhastrika) — кузнечные мехи

бхастрика пранаяма(bhastrika pranayama) — «дыхание кузнечных мехов», в котором воздух принудительно втягивается внутрь и выталкивается наружу через нос в равных пропорциях, как это имеет место при работе кузнечных мехов

бхедан(bhedan) — пронизывать, различать, дифференцировать

бхикша(bhiksha) — просьба милостыни, в частности пищи

бхога(bhoga) — чувственное удовлетворение, наслаждение и переживание

бхрамари(bhramari) — самец черной пчелы

бхрамари пранаяма(bhramari pranayama) — «дыхание с жужжащим звуком черной пчелы», в котором во время выдоха производится мягкий жужжащий звук, напоминающий жужжание пчелы

бхулока(bhu loka) — земной план существования

бхумика(bhumika) — пять стадий эволюции ума; см. мудха, кшип-та, викшипта, екагра, нирудха

бхувар лока(bhuvar loka) — промежуточная область между землей и небом, астральный план существования

бхуджанга(bhujanga) — змея

бхуджангасана(bhujangasana) — «поза кобры»; в позиции лежа на животе ладони кладутся на пол под плечами, корпус медленно прогибается назад в пояснице, голова и верхняя часть корпуса поднимаются за счет выпрямления рук

В

виджра(vajra) — удар молнии, оружие Господа Индры в форме кругового диска, сделанное, по преданию, из костей Риши Дадхича

ваджра нади(vajra nadi) — второй слой сушумны, а также нади, управляющая мужскими половыми органами и процессами

ваджрасана(vajrasana) — поза (удара) молнии; положение сидя на коленях

ваджроли мудра(vajroli mudra) — положение (удара) молнии, в котором мышцы мужского полового органа и нижней части мочеполового тракта сокращаются, перенаправляя сексуальную энергию вверх. Практика хатха-йоги и тантры

вайкхари нада(vaikhari nada) — грубый звук

вайрагья(vairagya) — отсутствие чувственных страстей и желаний, непривязанность, высшая бесстрастность

вайю(vayu) — ветер, поток пранического воздуха

вайю таттва(vayu tattwa) — одна из пяти таттв, или махабхут; первоэлемент «воздух»

вак(vak) — нада, шабда, слово, проявленный звук

вама(vama) — левый, обратный, противоположный

вама марга(vama marga) — общеизвестен как «путь левой руки» в тантре в противоположность дакшина марге; путь духовного раскрытия, который включает в себя садхану панча макара

вама наули(vama nauli) — «левосторонний массаж живота», при котором прямые мышцы живота сокращаются и изолируются на левой стороне живота

вама свара(vama swara) — поток воздуха через левую ноздрю

ваман дхоути(vaman dhauti) — одна из шаткарм; метод прочищения желудка путем сознательно вызванной рвоты. Два типа: кунд-жал крийя (извергание воды) и вьягхра (извергание пищи)

вамачара(vamachara) — тот, кто следует практикам и доктринам вама марга тантры, включая половое взаимодействие, где жена рассматривается как гуру

варисара дхоути(varisara dhauti) — шаткарма, в которой для очищения всего пищеварительного тракта совместно с выполнением асан выпивается большое количество воды

васана (vasana) — желание, глубоко укорененное в бессознательном уме

вастра дхоути (vastra dhauti) — «прочищение тканью», техника, в которой специально подготовленная ткань заглатывается и вынимается через десять минут — для удаления из желудка слизи

вата (vata) — одна из трех дош; ветер, газ

ваткрама капалабхати (vatkrama kapalabhati) — см. капалабхати

ватсара дхоути (vatsara dhauti) — аналогична плавини пранаяме, но воздух, проглатываемый в желудок, отрыгивается, а не сохраняется

вахшсара дхоути(vahnisara dhauti) — практика антар дхоути, в которой сжимается и расширяется брюшная полость

вашитва (vashitva) — одна из ашта сиддх, паранормальная способность контролировать все объекты, живые и неживые

Васиштха (Vashishtha) — прославленный риши и провидец Вед; автор многих ведических гимнов и владелец «коровы изобилия»; семейный гуру королей Судхаса, Икшваку и Шри Рамачандры; один из десяти патриархов, произведенных Ману Свайямбхувой, и один из риши, входящих в состав созвездия Большой Медведицы на небе. Его учение описано в трактате «Йога Васиштха», одном из величайших изложений джняна-йоги

Веды (Vedas) — наиболее древние из открытых мудрецам и святым Индии тексты, которые объясняют и регулируют каждый аспект жизни, начиная от высшей реальности и кончая мирскими делами. Состоит из четырех частей — Риг Веда, Яджур Веда, Сама Веда, Артхарва Веда, которые далее делятся на Самхиту, Брахману, Ара-ньяку и Упанишады. Старейшие книги в библиотеке человечества

Веданта (Vedanta) — кульминация сущностного знания Вед, касающегося истины бытия, творения и души и иллюзии любой двойственности; монистическая философия индусов

вивека(viveka) — различение

виджняна(vijnana) — наука или интуиция

виджнянамайя коша(vijnanamaya kosha) — оболочка или тело интуиции или высшего знания

видья(vidya) — знание или наука, особенно знание духовной истины и не мирской реальности

викальпа(vikalpa) — пустая фантазия, воображение, мысль или заключение не основанное на фактах

викас(vikas) — активное усилие; есть два пути йоги, один из них лайя, другой — викас, или активное усилие

викшепа (vikshepa) — колебания ума, особенно во время практики дхараны

викшипта (vikshipta) — одна из бхумик; колеблющееся состояние ума, флуктуирующего между концентрацией и рассеянием, когда он отклоняется от точки дхараны на какие-то другие абстрактные или просто неуместные вещи

випарьяя(viparyaya) — неправильное представление

вира (veera) — герой, отважный человек

вирасана (veerasana) — «поза героя», основная асана серии ваджра-саны, приспособленная для концентрации и различения

вирья (veerya) — энергия, сила воли, отвага, мужество, семя

витарка (vitarka) — рассуждение, предположение

витарка асампраджнята самадхи (vitarka asamprajnata samadhi) — негативная фаза витарка самадхи; бессознательное сверхсознание, в котором нет языка

витарка сампраджнята самадхи (vitarka samprajnata samadhi) — первая стадия самадхи согласно Патанджали, в котором три состояния — свидетель, свидетельствуемое и свидетельствование — остаются смешанными и мысли остаются в форме слов

вичара (vichara) — размышление (исследование)

вичара асампраджнята самадхи (vichara asamprajnata samadhi) — вичара самадхи, в котором присутствует бессознательное сверхсознание; негативная фаза вичара сампраджнята самадхи

вичара сампраджнята самадхи (vichara samprajnata samadhi) — вторая стадия самадхи, или состояния сверхсознания, в которой нет смешения наблюдателя, наблюдаемого и процесса наблюдения и где присутствуют мысли, но не в языковой форме

вишва (vishva) — вселенная, весь космос

Вишну (Vishnu) — один из святой троицы, космический «хранитель»; относится также к жизненной способности манипура чакры, которая сохраняет и распределяет прану, поддерживая в теле здоровье и жизнеспособность

Вишну грантхи (Vishnu granthi) — психический «узел» в анахата чакре. Представляет собой препятствие для духовного прогресса, создаваемое личными привязанностями

вишуддхи чакра (vishuddhi chakra) — психический и пранический центр в позвоночнике позади горла, соединенный с шейным нервным сплетением, с миндалинами и с щитовидной железой

врата (vrata) — духовный обет или практика, например, голодание, молчание, воздержание отчего-либо

вритти (vritti) — структура индивидуального сознания, модификации ума

вьюткрама капалабхати (vyutkrama kapalabhati) — техника, в которой вода входит через нос и выходит через рот

вьягхра крийя (vyaghra kriya) — «действие тигра», см. ваман дхоути

вьяна (vyana) — поток пранического воздуха, пронизывающий все тело

Г

гаджа карани (gaja karani) — практика хатха-йоги, подобная вьягхра дхоути

Ганга (Ganga) — великая священная река в Индии, стекающая с Ганготри в Гималаях к Бенгальскому заливу. Имеет важное духовное, религиозное и эзотерическое значение в индийской культуре; в йоге символизирует ида нади и читта шакти

гарима (garima) — одна из ашта сиддх, паранормальная способность становиться сколь угодно тяжелым по своему желанию

гоманса (gomansa) — буквально означает коровье мясо; имеется ввиду язык

гомукха (gomukha) — коровья морда

гомукхасана (gomukhasana) — «поза коровьей морды». Одна из основных йогических поз

Горакхнатх (Gorakhnath) — известный тантрический и йогический гуру. Ученик Матсиендранатха, основатель направления Натх в хатха-йоге, второй в последовательности из восьмидесяти четырех сиддхов

горакшасана (gorakshasana) — «поза йога Горакхнатха», продвинутая йогическая поза

грантхи (granthi) — «узел», психический/пранический узел в тонком теле

грантхи стхан (granthi sthan) — канда; соединение муладхара и су-шумна нади

грихастха(grihastha) — семейный человек

грихастха ашрама (grihastha ashrama) — период жизни от двадцати пяти до пятидесяти лет, когда человек живет семейной жизнью

гуна(guna) — качество природы, тройная способность проявлять шакти, пракрити, природу, а именно, тамас, раджас, саттву

гупта(gupta) — секрет

гуптасана(guptasana) — «секретная поза», аналогичная сиддхаса-не

гуру(guru) — духовно просветленная душа, которая светом своей собственной атмы может разогнать темноту, невежество и иллюзии из ума преданного/ученика и просветлить его сознание

гхата авастха(ghata avastha) — вторая стадия слышания внутреннего звука

гхританети(ghrita neti) — нети, выполняемая с топленым маслом

Д

дакшина(dakshina) — правый. Также дар, предлагаемый гуру во время посвящения

дакшина марга(dakshina marga) — общеизвестна как «путь правой руки» втантре (в противоположность «левому»), где ищущий практикует садхану в одиночку для достижения самореализации. Пригодна для ищущих с саттвическим характером

дакшина наули(dakshina nauli) — сжатия живота и желудка, при которых прямые мышцы живота изолируются справа; одна из шат-карм

дакшина свара(dakshina swara) — поток воздуха через правую ноздрю

дакшина тантра(dakshina tantra) — путь тантры, исключающий панча макару и сексуальную связь между мужчиной и женщиной

данда(danda) — палка

данда дхоути(danda dhauti) — одна из шаткарм; метод очищения пищевода палочкой, сделанной из мягкой коры бананового дерева

данта дхоути(danta dhauti) — очищение зубов

двайта(dwaita) — философия предельного сознания, в которой человек воспринимает свое «я» отдельно от высшего Я и стремится к единению с последним

двапара юга(dwapara yuga) — третий век, или цикл, Дня Брахмы, длящийся 864000 лет

двеша(dwesha) — одна из клеш; антипатия и нелюбовь

дева(deva) — божественное существо, буквально означает «просветленный»; высшая сила или власть

девадатта(devadatta) — поток пранического воздуха, вызывающий зевание и засыпание

джаграт(jagrat) — осознанная реальность

джаграт авастхаGagrat avastha) — осознанное состояние восприятия

джагрит(jagrit) — бодрствующий, сознательный

джагрити(jagriti) — царство сознательного, материальный мир, воспринимаемый органами чувств

джала (jala) — вода

джала басти(jala basti) — одна из шаткарм; йогическая водяная клизма

джала нети(jala neti) — одна из шаткарм; прочищение носа путем пропускания соленой воды через каждую ноздрю попеременно

джала таттва(jala tattwa) — первоэлемент «вода», см. «апас таттва»

джаландхара бандха(jalandhara bandha) — «горловой замок», в котором подбородок покоится на верхней части грудной клетки, запирая поток воздуха, идущий через горло

Джамуна (Jamima) — река в северной Индии. См. Ямуна

джапа(japa) — непрерывное повторение мантры

джива(jiva) — индивидуальная жизнь

дживанмукта(jivanmukta) — человек, который достиг окончательного самадхи, или освобождения, и продолжает жить в своем теле со знанием и пониманием высшей реальности; освобожденный

дживанмукти(jivanmukti) — состояние сознания, достигнутое в результате того, что имело место окончательное самадхи и человек продолжает жить в миру со знанием этого переживания

дживатма(jivatma) — индивидуальная душа

джихва(jihva) — язык

джихва дхоути(jivha dhauti) — одна из шаткарм; очищение языка

джняна(jnana) — знание, познавание, мудрость

джняна мудра(jnana mudra) — «психический жест знания», в котором указательный палец прикасается к кончику большого пальца, а три остальных пальца отведены в сторону

джнянендрия(gyanendriya) — орган чувственного восприятия и знания; их всего пять: уши, глаза, нос, язык и кожа

дикша(diksha) — посвящение, даваемое гуру

доша(dosha) — три склонности тела; см. капха, питта, вата

драшта(drashta) — провидец, пророк

дугдха нети(dugdha neti) — молочная нети

дукха(dukha) — боль, несчастье, печаль, страдание

дхана(dhana) — богатство

дхананджайя(dhananjaya) — одна из упапран, которая остается в теле после смерти

дханур(dhanur) — лук

дханурасана(dhanurasana) — «поза лука», одна из основных поз хатха-йоги с прогибанием назад

дхарана(dharana) — практика концентрации, шестая стадия аш-танга-йоги

дхарма(dharma) — качество, долг, правильный путь, нечто установившееся и прочное; одна из пурушартх

дхату(dhatu) — элемент физического тела; всего существует семь дхату; см. сапта дхату. Означает также, в частности, семя

дхоути(dhauti) — вторая шаткарма; техника очищения глаз, ушей, языка, лба, пищевода, желудка, прямой кишки, ануса. Имеет отношение к таким техникам, как данта дхоути, джихва дхоути, кар-на дхоути, капалрандхра дхоути, чакшу дхоути, варисара дхоути, вахнисара дхоути, вастра дхоути, мулашодхана

дхьяна(dhyana) — медитация; достижение однонаправленности ума посредством концентрации на какой-либо форме, мысли или звуке. Поглощение в объекте медитации. Седьмая стадия аштанга-йоги Патанджали

Е

ека(ека) — один

екадаши(ekadashi) — одиннадцатый день лунной фазы. Фаза увеличения луны оказывает сильное влияние на тело и ум. В Индии в этот день рекомендуется пост

екагра(ekagra) — однонаправленный (одноточечный) ум, четвертая стадия эволюции ума

екаграта(ekagrata) — однонаправленность (одноточечность) ума

И

ида нади(ida nadi) — основная нади, идущая слева от позвоночника от муладхары к аджне, через которую течет манас (читта, иччха) шакти и которая управляет ментальными процессами

Индра(Indra) — глава богов и девов; бог грома, молнии, дождя; господин чувств.

индрия(indriya) — чувство или орган чувств

итаралингам(itaralingam) — расположен в аджна чакре, представляет сверхсознание с остаточными следами эго; анандамайя коша

иччха(ichchha) — желание

иччха шакти(ichchha shakti) — сила воли, сила желания, текущая через ида нади

ишатва(ishatva) — одна из ашта сиддхи, паранормальная способность создавать и разрушать по своему желанию

Ишвара(Ishwara) — космическое каузальное (причинное) тело звука; известен также как парабинду, парашабда, высшее существо, Бог

Ишвара прашдхана (Ishwara pranidhana) — преданность высшему существу в мыслях, словах и поступках. Одна из пяти ниям по Па-танджали

Ишвара таттва (Ishwara tattwa) — см. Ишвара

ишта девата (ishta devata) — персональное божество, персональный символ Высшего для каждого человека; форма или видение божественности

Й

йог(yogi) — человек, достигший совершенства в практике йоги, а именно, достигший внутреннего единения

йога (yoga) — состояние единения между двумя противоположными полюсами, а именно, шивой и шакти, телом и умом, индивидуальным и космическим сознаниями. Процесс единения противоположных сил в теле и уме с целью реализации духовной сути человека и его существования

йога абхьяса (yoga abhyasa) — практика философии йоги

йога данда (yoga danda) — специальный стержень, который йоги держат под мышками для изменения потока воздуха в ноздрях

йога нидра (yoga nidra) — «йогический сон», в котором сознательный ум спит, но осознавание бодрствует

йот (yoni) — матка, источник; специальный округлый камень, в котором покоится шивалингам, представляющий источник, который поддерживает и сохраняет духовное сознание (атму)

йони мудра (yoni mudra) — а) известна также как шанмукхи мудра; закрытие семи ворот восприятия в голове при помощи пальцев обеих рук; б) особое положение рук, символизирующее источники поддержку сознания во время медитации

К

каала (kaala) — одна из пяти канчук; ограничивающий аспект шакти, который порождает размерность времени и ограничивает этим временем индивидуальные сознание и тело

каама (kaama) — первая из пурушартх, или чатурварг; чувственное удовлетворение, страсть, желание, вожделение

каамарупа(kaama гоора) — в форме каамы; в связи с именем Каа-мадевы; относится также к органам воспроизведения

Каамадева (Kaamadeva) — имя бога или дева чувственного удовлетворения, известного также как Купидон

кайвалья самадхи(kaivalya samadhi) — высшая стадия самадхи; см. турийя и нирвана самадхи

Кайлаш(Kailash) — священный горный пик в Гималаях, местопребывание Господа Шивы

кайя(kaya) — тело

кайя стхайрьям(kaya sthairyam) — практика абсолютной неподвижности и полного осознавания физического тела, делающая тело неподвижным, как статуя; предшествует медитации

каки мудра(kaki mudra) — мудра вороньего клюва; сморщивание губ

калаа(kalaa) — одна из канчук; ограничивающий аспект шакти, который ограничивает созидательную силу индивидуального сознания и тела

Кали(Kali) —■ первобытное проявление шакти, божество, божественная мать, разрушительница времени, пространства и объекта, то есть неведения

кали юга(kali yuga) — настоящее время, последний из четырех веков, или циклов, Дня Брахмы и маха юги, который начался в 3102 году до нашей эры и будет продолжаться 432000 лет. Во время этого цикла человечество находится на вершине развития технологий, упадка, нечестности и порчи духовного осознавания

калъпа(kalpa) — период в 432000000 лет; День Брахмы, в котором четыре юги, или цикла, повторяются 1000 раз

канда(kanda) — луковицеобразный корень. В тонком теле это источник нади, двенадцать дюймов в высоту и четыре дюйма в ширину, расположенный на протяжении от муладхары до манипуры

кандастхан(kandasthan) — точка соединения нади в муладхаре и в манипуре

канпхатта йоги(kanphatta yogis) — направление йогов, ведущее свое начало от Горакхнатха. Означает «йоги с расщепленными ушами», поскольку их уши проткнуты и в отверстия вставлены тяжелые кольца, сделанные из различных веществ, преимущественно из рога носорога

канчука(kanchuka) — один из пяти ограничивающих аспектов космической шакти, выступающих как майя

капал(kapal) — череп или головной мозг

капал мокша(kapal moksha) — окончательное освобождение, когда душа йога покидает физическое тело, выходя наружу через макушку головы

капалабхати пранаяма(kapalabhati pranayama) — «продувание переднего мозга»; процесс очищения передней части мозга за счет быстрого дыхания через ноздри с упором на выдох

капалрандхра дхоути(kapalrandhra dhauti) — одна из шаткарм; прочищение передних синусных пазух

капха(каphа) — одна из трех дош; флегма, слизь

карана(каrаnа) — причина

карана шарира(каrаnа sharira) — каузальное, или эфирное, тело

карма(karma) — действие; закон причин и следствий; техника очищения

карма-йога(karma yoga) — йогический путь действия; единение с высшим сознанием посредством действия, обсуждаемое в Бхага-вад Гите

кармашая(karmashaya) — хранение прошлых впечатлений, действий, слов, мыслей

карна дхоути(karna dhauti) — одна из шаткарм, которая включает прочищение ушей

кати чакрасана(kati chakrasana) — поза вращения в талии; исходное положение — стоя, корпус повернут в талии, чтобы можно было смотреть через плечо, одна рука покоится на этом плече, а другая находится позади, на талии; затем правое и левое меняются местами

кевала кумбхака(kevala kumbhaka) — самопроизвольная задержка дыхания, когда флуктуации дыхания прекращаются самопроизвольно, без сознательных усилий

клеша(klesha) — пять неприятностей, напряжений или страхов, сопровождающих рождение человека

коша(kosha) — футляр, оболочка или тело; царство переживания и существования

крийя(kriya) — деятельность, активность, динамичная йогическая практика

крийя-йога(kriya yoga) — часть кундалини-йоги; кундалини-йога является философией, крийя-йога является практикой

крикала вайю(krikala vayu) — один из второстепенных жизненных воздухов, ответственный за чихание и кашель

крита юга(krita yuga) — см. сатья юга

Кришна(Krishna) — буквально означает «черный» или «темный». Восьмая инкарнация Вишну; аватара, который спустился на землю во времена двапара юги и жил в Дварке, современном Гуджарате

кришна пакша(krishna paksha) — темная половина лунного месяца, когда луна убывает

куккута(kukkuta) — петух

куккутасана(kukkutasana) — «поза петуха», продвинутая поза хатха-йоги

кумбхака(kumbhaka) — задержка дыхания

кундалини(kundalini) — духовные энергия, способность и сознание человека

кундалини-йога(kundaliniyoga) — философия, проповедующая пробуждение потенциальной энергии и присущего созн

Наши рекомендации