Проблема истины и ее критериев в философии

Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания ре­зультативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению по­ставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными.И смысл познавательной деятельности заключен в производстве именно истинных знаний.

В европейской философии прочно утвердилась восходящая своими истоками к Аристотелю формула, ставшая классической: истина есть соответствие знаний действительности.

Но, несмотря на свою внешнюю ясность, формула эта имеет множество разных интер­претаций, вплоть до альтернативных.

С одной стороны, истиной здесь называют соответствиезнаний действительности. Стало быть, истина - это отношение между знаниями и действительностью, но не знания и не действительность в их раздельно­сти.

С другой стороны, знания, соответствующие действительности, называют истинными, то есть истина с отношения переносится на один из его членов - знания. Получается - истин нет в реальности, истинность - важнейшая гносеологическая характеристика знания.

Таким образом, очевидно, чтомногие вопросы, которые воз­никают в процессе анализа истины, до сих пор остаются дискуссионными.

Какими чертами обладает истина? В каких формах она существует?

В популярной литературе говорится о том, что существует объективная, конкретная, относительная, абсолютная истины.

Создается впечатление, что это самостоятельные и различные формы истины. Но более целесообразно рассматривать их как различные аспекты истинности знания. Тогда объективность знания можно понимать как такое содержание человеческих представлений и понятий, которое детерминируется внешним миром. Объективность знаний доказывается уже тем, что человек на их основе способен приспособиться к окружающей его среде и даже преобразовывать ее в своих целях. Объективность знаний служит и основой преемственности в их развитии.

Однако истина не только объективна, но и субъективна. Характер и форма полученного знания неизбежно испытывают влияние психологических особенностей познающего человека, уровня его теоретического развития, степени заинтересованности в результатах познания. Попытки рассматривать знание только как объективную истину могут привести к абсолютизации этих знаний, к превращению их в склад законченных, неиз­менных ценностей. Такие истины становятся оковами человеческого разума, а не стимулами его творческого разви­тия. Все это относится, разумеется, не только к знаниям о ма­териальной действительности, но и к исследованию сознания человека.

В гносеологии рассматривается также взаимосвязь абсолют­-
ной и относительной истины.

Абсолютная истина - это полное, точное соответствие знания действительности. Но, как мы уже знаем, полностью объективного знания быть не может, из чего следует, что абсолютная истина лишь цель, к которой мы можем стремиться. На каждом этапе развития знания нам доступна лишь относительная истина как единство объективного и субъективного, истины и заблуждения.

Относительность истины порождается рядом факторов - невысоким уровнем (который тоже относителен) развития практической деятельности, стремлением перенести знание о части мира на целое, конкретностью истины, обстоятельствами и т. д. Если процесс получения истины рассматривается не как мгновенный акт, но как процесс постоянного изменения и совершенствования знаний, единство абсолютного и относительного в истине становится очевидным.

На эту особенность постижения истины и развития знания особое внимание обратил в свое диалектической философии Гегель, который считал, что истина это не отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман. Достижение истины - это бесконечный процесс движения от незнания к знанию, от заблуждений к знанию все более полному и точному.

В процессе познания человек способен получать не только относительные, но и абсолютные знания, которые не будут опровергнуты в будущем. При этом нельзя сказать, что абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Лучше разграничивать абсолютные и относительные аспекты истинности полученных знаний. Пределы истинности каждого научного положения могут сужаться или раздвигаться с изменением характера практического и теоретического освоения действительности. Абсолютная истина - это не та корзина, в которую складываются все плоды познания. Отбираются лишь некоторые фрагменты из полученного урожая, его ядро, которое тщательно сохраняется, когда отбрасывается шелуха.

В каких значениях может употребляться понятие абсолютности полученных знаний?

Прежде всего, мышление абсолютно по своему источнику, потому что оно отражает объективный мир. Это придает устойчивость, инвариантность нашим знаниям, служит основой преемственности в их развитии. Это понимание выводит нас на признание безграничных возможностей развития познания, отсутствие пределов выяснения сущности, причин и законов явлений, которые становятся объектами познания.

Если же говорить о существовании абсолютности знаний, она проявляется в двух основных формах.

Во-первых, это знание определенных законов и уверенность в их достоверности по отношению к определенным условиям и системам связей (например, законы классической физики в условиях нашёй планеты).

Во-вторых, к такому знанию относят истины «фактов» (А.С. Пушкин родился в 1799 г.).

Существуют различные основания для классификации основных концепций истины.

Один из возможных способов решен» этой проблемы предложил К. Манхейм(1893-1947). Он выделял онтологический, психологический и логический подходы к теории познания, для которой всегда характерна логическая напряженное между объектом и субъектом познания.

При онтологическом подходе акт узнавания отнесен к бытию, при психологическом - к опыту, при логическом - к обоснованию достоверности мысли. Каждый из них может быть воспринят как одно из возможных решений вечной темы - установления истинности наших знаний. Онтологический подход подчеркивает, что знания в их чув­ственной форме или логической интерпретации - это проявле­ния бытия, и сам познающий субъект должен рассматриваться как часть этого бытия. Именно для этого подхода, который на­зывают иногда трансцендентно-онтологическим, характерно осознание напряженного отношения между объектом и субъек­том познания, выяснение степени соответствия наших знаний объективному миру.

Этот подход, в сущности, является основой корреспондентной концепции истины.

О ней писали многие философы. А. Тарский дал ставшее популярным уточнение воззрений Аристотеля. Знаменитое определение Тарского гласит: высказывание «Р есть С»истинно, если Р есть С. Высказывание «снег бел» истинно, если снег на самом деле бел и ложно, если он черен. Поскольку, как мы уже отмечали, любое знание имеет языковые формы выражения, подобное высказывание может обозначать и наши мысли, и наши чувства и переживания о реальности.

В простейших ситуациях действительно возможно соотнесение знания и реальности, однако чаще всего в науке, да и в повседневной жизни соотнести знание с реальностью невозможно и недостаточно.

На помощь приходит логическая или когерентная концепция истины. Она исходит из положения о логической связанности суждений. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений, составляющих знание. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность и непротиворечивость рассуждений и высказываний. Здесь знание не соотносятся с реальностью, а одни знания соотносятся с другими по правилам логического вывода. Логическая концепция истины не отменяет понимание истины как соответствие реальности, поскольку логически непротиворечивые рассуждения дают истинный вывод только из соответствующих реальности и проверенных практикой посылок. Наибольше признание когерентная теория истины получила в логике и математике.

В предыдущем разделе рассматривался вопрос о соотношении научного и вненаучного знания. Рассмотренные нами концепции истины широко применимы в современном научном знании. А как быть со знанием вненаучным - обыденным, религиозным, эстетическим пр.? Может ли оно быть истинным?

Применительно к вненаучному знанию современная философия считает возможным говорить о существовании еще двух концепций истины. Речь идет о религиозной и прагматической концепциях истины.

Прагматическая концепция истины отождествляет истину и ценности человека. Особенно яркое выражение она приобретает в американском прагматизме с его знаменитыми определениями истины: «Истина – то, что мне полезно, истина - то, во что я верю». Список подобных определений можно продолжить - «истина - то, за что я могу умереть», «истина - то, что я могу сообщить другому ( что для меня ценно, имеет смысл)» и т. д.

И действительно, опыт социальной жизни показывает справедливость подобных определений. Люди умирали за «Истину» - Сократ, Дж. Бруно, белогвардейцы и коммунисты …… список можно продолжать до бесконечности. Прагматическая истина - это ценности человеческой жизни, которые придают ей смысл. Делают ее успешной или невыносимой. Здесь нет общезначимости и объективности и все решает личный опыт человека и его поведение, успех или провал.

Религиознаяконцепция истины стремиться снять субъективность понимания ценностей человеческой жизни, плюрализм мнений, возникающих в сфере разнородного, субъективно ориентированного вненаучного знания. Здесь человек имеет дело с областью священной веры, откровения, прозрения, областью целого и невидимого сущего.

Эта истина имеет особую природу, она не может быть относительной как научная или многообразной как прагматическая. Она едина и абсолютна и видит все истины тварного мира в их единстве и гармонии. В духовной религиозной сфере, по мнению религиозных философов, снимается плюрализм многообразия существующих истин, создающий ситуацию вечно недостроенной Вавилонской башни. При этом, познание религиозной истины - это одновременно и акт онтологический, включающий в себя единство познаваемого и познающего, как акт веры предполагающий выход за пределы своего Я и вхождение в недра Божественного.

Сегодня происходит изменение подходов по отношению к истине. Если раньше руководствовались как аксиомой положе­нием «истина - одна, заблуждений - много», то сегодня ему на смену приходит другое утверждение - «истин много». Од­ним из аспектов его реализации можно признать взаимодопол­нительность уже названных концепций истины.

Так, признает­ся, что прагматическая концепция фиксирует социальную значимость познаваемого объекта, степень его признания обще­ством, его место в коммуникациях и т.д.

Особое место при обсуждении проблемы истины занимает выяснение особенностей познающего субъекта.

Если выдающийся философ Нового времени Ф. Бэкон(1561-1626) пытался очистить знание от любых компонентов, привносимых познающим человеком, то сегодня это занятие признается бес­перспективным. Внимание исследователей привлекают, среди прочего, и личностные, индивидуальные особенности субъекта, влияние его опыта, предрассудков, эмоций и интересов на ха­рактер знания. Поэтому развитие духовного мира можно представить как стремление к истине и в то же время как не­прекращающееся сопротивление «бездушности» открываемых истин. Человек жаждет утешительных истин о мире и своей собственной жизни. Поэтому каждая культура создает собст­венный миф о смысле существования человека и его предназна­чении, что служит реальные стимулом жизнедеятельности чело­века и его ориентации в социальной действительности.

Осознание этих противоречий служит основой для разграни­чения таких понятий, как истина и правда. Иногда они упо­требляются в одном значении как объективное отражение мира, но правда понимается и как то, что представляется кому-то правильным с точки зрения морали, то, чем человек должен ру­ководствоваться в своих поступках. Правда может пониматься и как социальный порядок, основанный на справедливости («всяк правду ищет, да не всяк ее творит»).

Как разграничить эти понятия?

Истину можно рассматри­вать как важнейшую характеристику процесса познания и, прежде всего, научного познания, основанного на эксперимен­тальных исследованиях, стремящегося к получению общезначи­мого знания. Правда же раскрывает, прежде всего, особенности человеческой деятельности в сфере социальной реальности, че­ловеческого общения. Она продукт моральных ценностей, лич­ного опыта, особенностей конкретной ситуации, в которой осу­ществляется жизнедеятельность человека с его неповторимой интерпретацией тех или других явлений.

Очевидно, что развитие творческих возможностей людей будет приводить и к возрастанию количества самостоятельных сужде­ний. Но, возможно, будут сбываться и прогнозы философов о движении общества к «единству человечества» (К. Ясперс), что предполагает сближение наций и государств, повышение чувства ответственности за свои дела и судьбы человечества. Это может быть вызвано и формированием более или менее однозначного понимания добра и справедливости, что будет создавать плац­дарм для объединения разных «правд», а это, несомненно, бу­дет способствовать повышению уровня «мирового добра».

Почему люди думают, что их знания правильно отображают окружающий их мир и дают им возможность успешно ориентироваться в сложнейшем переплетении его свойств и связей? Что является критерием истины?

Множество ответов на этот вопрос было получено за долгую историю человеческой мысли. У каждой концепции истины - свой критерий. Прагматисты видели критерий истинности в успешности индивидуального поведения. Математики и логики – в логической непротивворечивости, представители религиозной философии в непогрешимости Божественного откровения. Наконец, для марксизма практика служила наиболее надежным критерием истинности знаний. Так, даже в «повседневной жизни мы на собствен­ном опыте, практически можем убедиться в истинности утверждений о полезности тех или других лекарств, методов тренировки, спо­собов общения с другими людьми.

Но для доказательства истинности научных теорий требуется сложная система измерений, экспериментов, модели­рования, которая, несмотря на свою «научную организованность» далеко не всегда дает гарантию получения аб­солютно достоверного знания.

Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относи­тельный критерий истинности знания.

Его абсолютность выра­жается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления аг­ностицизма.

Его относительность в том, что он не может давать окончательное знание о мире, потому что постоянно изменяется само материальное взаимодействие человека с миром. Если в XIX в. практика подтверждала утверждения ученых о неделимо­сти атома, то в XX в. истиной становится положение о его де­лимости.

Очевидно, практику нельзя рассматривать в качестве единст­венного критерия истины. Даже в сфере научного познания, где объектом исследования служат тексты (например, в историче­ских науках), практика не является непосредственным критери­ем истинности знания. Кроме того, опора на практику харак­терна, прежде всего, для корреспондентной концепции истины. Для других же концепций критерием истинности знания, как отмечалось выше, может быть его логическая непротиворечивость, согласованность с другим знанием, его полезность и т.д. Так, даже «бритва Оккама» («не умножай сущностей без надобности») может рассматриваться как своеобразный крите­рий истины, по крайней мере, на стадии формирования гипотез. Можно говорить и об эстетическом критерии, когда выбор ги­потез определяется на основе чувства красоты и гармонии. Оче­видно, свои критерии существуют для художественной правды (например, «на смуглые ладони площадей мы каждый день вы­плескиваем души») и для моральной правды. Их вычленение и анализ - предмет будущих исследований.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1998.

2. Алексеев П.В. , Панин А.Ф. Хрестоматия по философии. М.,1997

3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

4. Бутенко А.Д. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987.

5. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург ,2001

6. Загадка человеческого понимания. М., 1991.

7. Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М.,1990.

8. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М., 1978.

9. Канке В.А. Философия.М.,1997.

10. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

11. Микешина А.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

12. Полами М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. 1985.

13. Теория и жизненный мир человека. М., 1995.

14. Философия и методология науки. М., 1996.

15. Французова Н.П. Методология научного познания. М., 1996.

16. Чернякова Н.С. Истина как смысл человеческой деятельности. СПб., 1993.

17. Философия. Под ред . Митрошенкова О.А. М.,2002.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Как различаются понятия «объективный мир» и «объект познания»?

2. Что такое «агностицизм» и в каких формах он существует?

3. Может ли гносеологический образ быть «копией» действительности?

4. Какую роль играет интуиция в процессе познания?

5. Как влияют репрезентация, интерпретация и конвенция на результаты познания?

6. В чем различие понятий «чувственное» и «эмпирическое» познание?

7. Чем отличается эксперимент от наблюдения?

8. Какими критериями истины пользуется наука?

9. Чем истина отличается от правды?

10. В чем особенности практики как критерия истинности знания?

11. Можно ли считать истину смыслом человеческой деятельности?

ЛЕКЦИЯ ХII: ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

План:

1. Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка.

2. Проблема знака и значения. Основные типы концепций языка в философии.

Наши рекомендации