Чувственное и рациональное в познании, их единство. Интуиция и вера как познавательные способности человека
Начальным этапом познавательной деятельности обычно называют чувственное познание. Например, если какой-либо незнакомый предмет вызывает в человеке определенные эмоции, то он стремится к созданию образа этого предмета, хранит этот образ в своей памяти. Поэтому ощущения можно определить как непосредственную связь сознания с внешним миром, как превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания, как субъективный образ объективного мира.
В структуре чувственного познания выделяют ощущения, восприятия и представления.
Ощущение -отражение отдельных сторон действительности с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса).Но, в сущности, ощущений больше, чем те, которые «привязаны» к органам чувств. Так, можно выделять температурные, вибрационные, равновесные и другие ощущения. К чувственной ступени познания можно отнести такие состояния сознания, как предчувствие, неприязнь, расположение к другому человеку и др.
В современной философской литературе, весьма распространено признание социальной обусловленности человеческих ощущений, их присутствия в практической деятельности человека. Этим они отличаются от ощущений животных. Поэтому человеческий глаз, иначе воспринимает мир, чем глаз животного. Глаз орла видит дальше, чем глаз человека, но человек видит больше и находит в предметах много интересного. Субъективность ощущений определяется влиянием наследственных задатков, степенью развития органов чувств в процессе их тренировки, интересами познающего человека и его эмоциональным настроем.
Восприятиеопределяется как целостный образ предмета, находящегося перед нами. Это может быть образ восходящего солнца, горной вершины или музыкальной мелодии. В современной феноменологической философской традиции выделяют различные уровни восприятия: а)восприятие без интерпретации (что-то мелькает за окном, какой-то предмет лежит на дороге); б)восприятие, конкретного предмета (веревка, а не змея); в) понимание, что объект существует независимо от моего сознания; г)сознание того, что именно я воспринимаю этот предмет; д)понимание, что мое восприятие и сам объект не тождественны, что в объекте могут быть другие стороны и свойства, не воспринимаемые в данный момент. Уже этот анализ показывает, что восприятие нельзя рассматривать лишь как копирование, бездумное созерцание внешнего мира. Оно пронизано мыслительной деятельностью человека.
Влияние духовного облика человека, уровня его культуры на характер восприятия проявляется и в других формах. Оно определяет избирательный характер восприятия. Человек обращает внимание прежде всего на то, что ему интересно или, как указывал еще Р. Декартна то, что вызывает его удивление,которое служит важнейшим стимулом познания и открытия нового.
Соответственно, размышления придают особую эмоциональную окраску воспринимаемому. Так, выделяют «закадровое» мышление, когда ожидание приятной встречи вечером накладывает определенный отсвет на все предметы (и солнце кажется ярче, и люди добрее).
Особенно важна роль теоретической подготовки в восприятии, относящемся к проведению научных наблюдений и экспериментов.
Кроме того, в зависимости от системы ценностей один и тот же предмет может восприниматься разными людьми как красивый или безобразный, вредный или полезный. Могут изменяться и восприятия одного и того же человека. Так, он может видеть в любимом массу достоинств, которые не замечают другие. Но если любовь сменяется равнодушием или даже ненавистью, то даже признанные всеми качества покинутого человека оказываются за пределами восприятия.
Представление— образ ранее воспринятого предмета, сохранившийся в памяти, или создание нового образа с помощью воображения и знания.Представление «беднее» восприятия, так как в нем теряются некоторые качества объекта, проявлявшиеся на уровне восприятия. Здесь более четко выражен избирательный характер познания, так как запоминаются наиболее интересные и значимые для субъекта черты предмета, играющие определенную роль в деятельности человека и его переживаниях. В представлении более отчетливо, чем в восприятии, проявляется активная роль мышления, особенно при создании образов будущего.
Особенность чувственного образа — его целостность.
Предмет воспринимается как органическое единство составляющих его элементов. В то же время воспринимаются его пространственная ограниченность, длительность как изменение его состояний. Здесь особенно ярко выражается связь восприятия с представлением. Необходимо отметить также избирательность чувственного образа, когда воспринимаются, прежде всего, значимые для субъекта стороны и свойства предметов.
Еще одна отличительная черта чувственного образа — включенность в него знаково-языковых структур.Знак служит для замещения предмета, выступает как основа метода формализации, средство получения проверяемого знания. Он сокращает умственные операции, дает возможность передать машинам отдельные логические операции. Слова, формулы используются как знаки. Широко употребляются предметы-символы для замещения абстрактных идей (например, флаг, голубь как символ мира). Символы используются в художественном творчестве, познании социальной реальности.
К чувственному познанию относятся также эмоции - гнев, страх, сомнение, заинтересованность, удивление. Без их влияния невозможен поиск истины. А. Эйнштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы можем испытать, - это ощущение тайны. Если же человек утратил способность удивляться и замирать в священном трепете, то его мозг можно считать мертвецом. Трудности в преодолении препятствий страдания, недовольство собой - необходимые компоненты любой познавательной деятельности.
Чувственное познание включает и интуицию какспособность постижения истины путем ее прямого усмотрения без помощи логических аргументов. Ее роль особенно велика втворческом процессе, создании новых научных теорий, когда необходимы внезапные скачки ума, прорывающие сеть сложившихся стереотипов, доказательств и обоснований. Интеллектуальная интуиция рассматривается как внутреннее прозрение. Не случайно в «Рассуждении о методе» выдающийся представитель философии Нового времени Р. Декарт(1596-1650) ставит интуицию на первый план.
К особенностям интуитивной деятельности относят неожиданность решения задачи, неосознанность путей и способов ее решения, непосредственное постижение истины на сущностном уровне.
Существует стандартизованная интуиция (например, определение врачом характера заболевания пациента по его действиям) и эвристическая интуиция (например, осознание Кеккуле структуры молекулы бензола как образа змеи, хватающей себя за хвост), связанная с формированием принципиально нового знания.
Сама эвристическая интуиция имеет подвиды. Интерес представляет точка зрения, согласно которой сущность творческой интуиции заключается в своеобразном взаимодействии наглядных образов и абстрактных понятий, а сама эвристическая интуиция выступает в двух формах: эйдетической и концептуальной.
Можно предположить, что формирование интуитивного знания происходит благодаря целостному видению предмета в процессе перехода от чувственных образов к понятиям и от понятий к чувственным образам. Особую роль здесь играют как чувственные ассоциации («яблоко» Ньютона, «сон» Менделеева), так и бессознательные процессы, способствующие непосредственному усмотрению истины. Примером эйдетической интуиции является возникшее у Резерфорда наглядное представление о строении атома. Примером концептуальной интуиции можно считать возникновение понятия нейтрино у Паули, где особую роль играла комбинация чувственных образов, а не последовательный логический вывод.
Большое значение проблеме интуиции придавал А. Бергсон(1859-1941). Интуицию он связывал с инстинктом, с познанием живого, изменчивого, целостного, а логическое - с интеллектом, с анализом. Особую роль интуиция играет в познании уникального и неповторимого, познании культуры, истории, человеческой психики. Неслучайно философский иррационализм ХХ века отводит интуиции значительную роль в гуманитарном познании и понимании.
Чувственное познание нельзя рассматривать лишь как отражение действительности. В сущности, те ощущения, которые мы получаем с помощью органов чувств, не являются непосредственным отражением предметов и их физических свойств. Это было известно уже Демокриту, который писал о том, что «по истине» существуют лишь атомы и пустота, а вкус, запах и цвет существуют лишь «по мнению».
Чувственное познание включает не только образные, но и знаковые, компоненты. Ощущения дают нам первоначальный материал для знания. Но только с помощью логических операций удается раскрыть природу воспринимаемых объектов. Поэтому необходима такая познавательная операция, как репрезентация - единство изображения и обозначения, представление сущности познаваемых явлений с помощью посредников - моделей, символов, знаковых систем.Репрезентация - эффективный способ выяснения влияния культурной среды на содержание познания и способы его представления.
Поэтому в моделях как результатах репрезентации можно видеть не только природный компонент, служивший для нее первоначальным материалом, но и деятельность субъекта, уровень его знаний и культуры. Сам процесс чувственного познания предстает как процесс выдвижения перцептивных гипотез, предсказание новых свойств, связей объектов. Здесь особенно ярко проявляются интеллектуальные способности человека, его умение «задавать вопросы» природе, использовать философские принципы и категории, логические схемы, а также духовные ценности, которые находят преломление в его деятельности.
Если чувственное познание приобретает такую сложную структуру, вбирает в себя не только воспроизведение объектов, но и деятельность субъекта во всем богатстве ее оттенков, то возникает вопрос: как осуществляется взаимное понимание людей? Как формируется представление о том, что имеются в виду одни и те же предметы как объекты познания?
Здесь на помощь приходит конвенция,которая предполагает введение определенныхнорм, правил, языковых и других систем на основе договоренности людей, общего понимания этих правил и норм. Понимание роли конвенции может быть новой ступенью к осознании этой проблемы. Репрезентация не только становится достоянием отдельного познающего субъекта, но приобретает черты общности, превращается в норму для людей, принимающих осознанное, а чаще неосознанное участие в этой конвенции. Особенно важна роль конвенции в научных исследованиях, когда требуются налаженные формы взаимодействия исследователей в рамках научного сообщества. Как результат конвенций можно рассматривать языки - разнообразные формы передач информации, выраженные в знаковых системах, логические правила, единицы измерения и т.д. В этих исторически сложившихся конструктах, закрепленных соглашением, представлен социальный опыт познающего человека. Но эти творения представляют своеобразное единство объективного и субъективного. Они могут выполнять свои функции, если признаются людьми, тогда как физические объекты, по повод свойств и связей которых создаются эти соглашения, продолжают свое существование независимо от людей.
Среди познавательных процедур особое место занимает интерпретация.
Она пронизывает весь процесс получения новых знаний. Интерпретация, как придание определенного смысла объектам или выявление заложенного смысла в продуктах человеческой культуры (в текстах или произведениях искусства) тесно примыкает к познанию. Причем, если раньше эта проблема рассматривалась лишь применительно к рациональному познанию, то с развитием герменевтики этот аспект выявляется и по отношению к чувственному познанию. Интерпретация как понимание может рассматриваться как соотнесение полученного знания с индивидуальным опытом субъекта, с которым он может или совпадать или не совпадать. При этом, за пределами понимания может оказаться не только сложное теоретическое представление, но и такие «чисто субъективные» качества, как запах цветов, звучащая мелодия и т. д. Тогда возникает проблема индивидуального смыслового контекста, который при всей своей уникальности обладает и общими чертами со смысловыми контекстами других людей, что и служит основой их взаимного понимания.
Главная особенность рационального познания выражается в том, что с его помощью исследуют общие и существенные признаки и связи явлений действительности, выявляются законы их структуры, строения, функционирования и развития. Его основные формы – понятия, суждения, умозаключения.
В понятиях выражаются общие и существенные признаки предметов и явлений. Они отличаются от общих представлений, включающих элементы наглядности. Иногда это разграничение не проводится достаточно четко. Так, одно из первых определений человека, данное Платоном, звучало: «Человек - это двуногое существо, лишенное перьев». Но когда ему принесли ощипанного петуха и спросили: «Это человек?» - он уточнил свое определение: «Человек - существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, единственное из существ восприимчивое к знанию, основанному на рассуждении». Здесь еще сохранившиеся элементы наглядности сочетаются с выделением существенных признаков.
Аристотель уже не обращается к чувственным характеристикам. Для него человек - это, прежде всего, общественное или политическое существо, одаренное речью и способное к осознанию таких понятий, как добро и зло., справедливость и несправедливость, т.е. обладающее нравственными качествами. Сегодня человек рассматривается: как компендиум развития органического мира, способный производить орудия труда и использовать их для преобразования действительности, обладающий абстрактным мышлением, членораздельной речью, руководствующийся в своей деятельности нравственными нормами.
Для выделения существенных признаков предметов особую важность приобретает практическая деятельность. Так, авторучка определяется как предмет, с помощью которого можно писать, а не как гладкий, закругленный цилиндр небольшого размера. В зависимости от характера практической деятельности возможно образование различных понятий одного и того предмета. Содержание понятий эволюционирует с изменение характера деятельности и теоретических исследований. Особую роль в познании выполняют философские категории и общие понятия. С их помощью осуществляются накопление социального опыта, вычленение узловых центров существований и развития мира, выделение основных ступеней его познания.
В суждениях выделяются определенные признаки, свойства предметов (калина - дерево, все люди смертны). Здесь устанавливается связь между предметом и свойством, которое ему приписывается. Суждения могут быть общими, особенными и единичными.
Умозаключение - это связь суждений, позволяющая получать новое, выводное знание.
Главные типы выводного знания индукция, т.е. движение мысли от частного к общему, и дедукция - от общего частному.
Выделяются разные формы индукции: а) полная индукция через простое перечисление; б) неполная индукция - на основе изучения некоторой группы явлений и отсутствия данных, противоречащих выводу, знание переносится на весь класс сходных явлений (так было получено суждение «все лебеди белые», считавшееся истинным до открытия Австралии, где обнаружили черных лебедей). Это основа выводов по аналогии. Особую важность приобретает индукция в эмпирических исследованиях, когда обобщение результатов наблюдений и экспериментов создает необходимый базис для формулирования эмпирических закономерностей.
Дедукция широко применяется в повседневной жизни. Но, особенно велико ее значение в научном познании. Она необходима для построения научных теорий, когда из одного исходного принципа, идеального объекта выводится система раскрывающих его содержание понятий. Например, Декарт считал таким исходным принципом утверждение: «Мыслю, следовательно, существую». С помощью дедукции из гипотезы выводятся следствия для их последующей проверки в экспериментальной деятельности.
И, наконец, дедукция помогает давать логическую аргументацию отдельным утверждениям, служит средством доказательства.
При характеристике мышления различают такие понятия, как рассудок и разум.Кант считал главной сферой рассудочного мышления научное познание, где из фактов чувственного опыта путем рассуждений и обобщений выводятся закономерности. Разум же находит свое применение в области философии. Он не нуждается в обобщении чувственных данных и непосредственно погружается в сущность бытия через размышления и логическое доказательство.
Сегодня одной из важных основ разделения рассудка и разума считают своеобразное функционирование левого и правого полушария головного мозга. Так, для левого полушария, которое служит основой рассудочной деятельности, характерно создание однозначных, жестких схем, упорядоченной системы логических рассуждений, стремление к упрощению связей изучаемых явлений. Мышлению же, приписываемому деятельности правого полушария, присущ образный характер. Оно способно к целостному воспроизведению многообразных связей, постижению сущности явлений. Оно опирается на опыт, но для него главное средство познания не мир логических рассуждений и обоснований, а интуиция. Именно с ее помощью формируются пред-знание, пред-понимание, объект-гипотезы, конструкты, которые играют важную роль в познавательных процессах. Подобный способ взаимодействия человека с миром и соотносится с категорией «разум». Несомненно, что было бы неправомерным жесткое противопоставление рассудка и разума, которые постоянно взаимодействуют и дополняют друг друга.
Чувственное познание выступает как необходимый компонент и основа теоретических рассуждений. Оно дает исходный материал для теоретического анализа. При создании новых научных теорий большую роль играют интуиция, воображение, ассоциации, особенно относящиеся к произведениями искусства. Несомненно, увлечение живописью Н. Бора, скрипка А.Эйнштейна помогали им и в научной деятельности. Эйнштейн писал, что «в научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Он отмечал также, что знакомство с конфликтными ситуациями в произведениях Ф.М. Достоевского помогало ему в разработке теории относительности.
Чувственное знание выступает как важнейший элемент моделирования. Оно необходимо для эмпирической интерпретации научных конструкций. Оно проистекает из эмоциональной заинтересованности ученых, без которой не существует человеческого поиска истины.
Жесткое деление познания на чувственное и рациональное, тем более стремление рассматривать их как ступени познания («от живого созерцания к абстрактному мышлению») сегодня понимается как слишком упрощенное понимание процесса познания. Нет чистого «созерцания» мира. Оно пронизано идеями, гипотезами, ценностями, предрассудками и другими «творениями» мышления.
Заканчивая разговор о познавательных способностях человека нельзя оставить в стороне веру.
Сам термин вера чрезвычайно многозначен и предполагаетвыделение двух основных значений этого термина. Прежде всего это понимание веры как священной веры (faith). Являясь действительным элементом космического целого, каждый человек пронизан едиными для универсума незримыми связями, пребывает в них и переживает это пребывание. Священная вера представляет собой духовное влечение души к предельным основаниям бытия и непосредственному мистическому постижению его сущности. Вера такого рода позволяет человеку слиться с познаваемым оригиналом вне всяких посредников (символов, значений, копий), минуя феноменальный мир, священная вера устраняет противопоставление человека и мира, субъекта и объекта и обеспечивает максимальную достоверность высшей истины. Неслучайно о священной вере наиболее полное представление мы получаем из теологии и религиозной философии.
Но есть и другое понимание веры как способности человека признавать адекватность своих образов и мыслей реальности без достаточных логических и фактических обоснований. Это так называемая жизненная вера (belief), играющая свою роль как в научном познании мира, так и в повседневной жизни человека.
Наиболее полно жизненная вера исследована в американском прагматизме Ч. Пирсом(1839-1914). Он утверждал, что объект, как элемент нашего повседневного опыта, не совокупность наших ощущений, а совокупность реакций на него. Мышление выступает как приспособительная деятельность, в результате которой человек конструирует свой опыт на основе привычек и готовности к действиям. Вера - это готовность действовать определенным образом, спокойное состояние ума, порожденное единством волевого усилия.
Противоположностью веры выступает сомнение - это беспокойство, отсутствие целостности сознания и готовности к действию. Единственная цель мышления - устранение сомнения и закрепление веры.
Возможны четыре способа закрепления веры: 1) упорство (фанатизм); 2) авторитет (прежде всего обращение к высшим, религиозным ценностям; 3) априоризм (опора на разум и его конструкции), логику); 4) методы экспериментальной науки, где наука выступает лишь одним из способов прояснения сознания и его организации. Идеи Ч. Пирса раскрывают особенности обыденного, повседневного восприятия мира, где привычки и личный опыт действующего и познающего субъекта играют определяющую роль.
Таким образом, процесс познавательной деятельности основывается на соединении всего многообразия познавательных способностей человека - как чувств, так и разума, как интуиции, так и веры, как социально обусловленных факторов, так и личных переживаний человека. Участие человека в сложном и многообразном симбиозе видов жизнедеятельности порождает и многообразие форм познавательной деятельности.