Специфика философии, ее основные проблемы и структура
Если первым специфическим отличием философии выступает ее теоретичность, то второе ее отличие состоит в том, что философия – это не столько само знание о мире, сколько рефлексия над этим знанием, причем даже не по поводу мира и человека, а по поводу отношения мира и человека – ее «отношение к отношению».
Вместе с тем специфика философии проявляется не только при сопоставлении ее с мировоззрением, но и в ее соотношении с наукой.С одной стороны их объединяет то, что философия, как и наука, – теоретическое знание о мире. С другой – между ними имеются существенные различия:
1) в отличие от науки, которая подчеркнуто беспристрастна и объективна, философия обязательно содержит оценку и носит субъективный характер;
2) поэтому философия не является наукой в полном смысле этого слова, это принципиально иная – мировоззренческая форма теоретического знания.
Отношение человека к миру, или субъекта к объекту как предмет философии включает в себя ряд проблем, требующих разностороннего подхода к рассмотрению этого отношения и обусловливающих структуру философского знания.
Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, праксиология, философская антропология, социальная философия.
1.Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования.
Основные проблемы онтологии – проблема бытия и небытия, объектаи субъекта, вопрос их первичности или вторичности по отношению друг к другу(первичность означает существование одного явления до, вне и независимо от другого).
Для обозначения объекта (объективной реальности) используется понятие «материальное». Для обозначения субъективной реальности – понятие «идеальное».
Основные направления классической онтологии: материализм, идеализм, дуализм
Материализм – философское направление, признающее материю (объективную реальность) первичной, а духовное начало, сознание, субъективное – вторичным.
Исторические виды материализма:
стихийный (наивный) материализм древних (Аристотель, Демокрит);
метафизический материализм Нового времени (Гольбах, Ламетри, Фейербах);
диалектический материализм (Маркс, Энгельс)
Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное начало, идеальное, а материю считающее вторичной или отрицающее ее существование.
Виды идеализма:
Объективный идеализм считает первичным и объективно существующим духовное начало (Абсолютную идею, Божественный или космический разум), порождающее материальный мир, который поэтому вторичен (Платон, Гегель, неотомизм).
Субъективный идеализм считает первичным и определяющим сознание субъекта, а материальный мир – зависящим от него или вообще отрицает его существование (Беркли, Фихте).
Дуализм – философское направление, отрицающее проблему первичности материи или сознания и утверждающее параллельность и независимость их существования друг от друга (Декарт).
2. Гносеология – учение о познании,его сущности и возможностях, об отношении знания к реальности, об условиях его достоверности и истинности.
Основная проблема гносеологии – Познаваем ли мир?Суть проблемы:способно ли сознание субъекта адекватно (правильно) отражать окружающий мир, или: соответствуют ли наши знания о мире самому этому миру?
Основные направления гносеологии:
Гносеологический оптимизм – направление, признающее познаваемость мира, т.е., утверждающее, что наши знания о мире могут соответствовать этому миру.
Гносеологический пессимизм– направление, отрицающее познаваемость мира или сомневающееся в возможности его познания.
Разновидности гносеологического пессимизма:
– Скептицизм – сомнение в правильности познания мира (Юм);
– Агностицизм – каждое явление – «вещь-в-себе» (И. Кант); познание – это «трансцензус» – переход от знания явления к знанию сущности, который не может быть осуществлен, ибо мы никогда не будем знать, какой вещь является сама по себе.
3. Философская методология – учение о всеобщем методе познания
Основная философская проблема – проблема поиска наиболее оптимального метода познания объекта субъектом
Два основных метода философии: диалектический и метафизический; они альтернативны, носят взаимоисключающий характер, базируются на противоположных принципах.
Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития;
Для метафизики характерны: разрыв связей; отрицание или извращение развития
4. Праксиология – учение о практике