Раздел 1. Философия как социокультурный фенoмен
«Пусть никто, пока он молод,
Не откладывает занятий Философией»
• Эпикур
«Культура ума есть Философия»
• Цицерон
«Удивление, сомнение и вопрошание –
Вот три источника,
Которые питают философию»
С. Кьеркегор
Тема 1. Философия как теоретическое
Мировоззрение
Вопросы
1. Предмет философии и его эволюция.
2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения.
3. Специфика философии, ее основные проблемы и структура.
4. Философия в системе культуры. Предназначение и функции философии.
Ключевые понятия: философия, предмет философии, сущность, Мир, Человек, объект, субъект; мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, убеждения; онтология, гносеология, аксиология, праксиология, философская антропология, социальная философия; объективная реальность, материальное, субъективная реальность, идеальное, материализм, идеализм, дуализм.
Предмет философии и его эволюция
Понятие Философия (от греч. «филио» – любовь и «софия» – мудрость) как «любовь к мудрости» возникает благодаря Пифагору 2,5 тыс. лет назад в Древней Греции в попытке соединить знания о мире с жизненным опытом людей, их идеалами, интересами, надеждами.
Возникает вопрос: что есть мудрость?Многие античные философы обращались к этой проблеме. Так,Гераклит считал что: «…мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней». У Демокрита: «…из мудрости вытекают три способности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать, что следует».
Сегоднямудрость понимается как постижение и знание всеобщего, вечного, бесконечного, единого во множестве преходящих, конечных, разнообразных вещей.
Эволюция предмета философии и ее проблематики
1 этап –это возникновение философии на основе мифологии как попытка человека создать первое обобщенное объяснение бытия. Мифы – это фантастическое объяснение бытия, в котором олицетворением всеобщей необходимости и неодолимости выступают боги, а человек рассматривается как нечто случайное и несущественное. Философия – это переход от фантастического к научному объяснению мира, первое и единственное тогда концентрированное знание о мире. Поэтому философия в античности выступает как «наука обо всем».
2 этап: С увеличением объема знаний постепенно формируются частные конкретные науки со своими законами и предметом изучения (астрономия, физика, математика). К 17-18 вв. они окончательно «выделяются» из философии, а философия меняет свою сущность и предмет. Она становится «наукой наук», т.е. берет на себя функцию обобщения, классификации и регуляции научного знания.
3 этап: В 19-20 вв. философия вырабатывает собственный предмет изучения: это отношение человека и мира и наиболее общие законы, регулирующие эти отношения.Т.е., сегодня философия – это не «знание всего обо всем», и не «наука наук», а знание всеобщего, наиболее существенного, самого важного в человеческой жизни и для нее.
Таким образом, философия – это система теоретических знаний о фундаментальных принципах и основаниях бытия человека в мире.
Такое понимание предмета и сущности философии позволяет выделить ее основные проблемы. Ими являются:
Мир, или объект;
Человек, или субъект;
отношения субъекта и объекта.
Философия занимается анализом и оценкой различных моделей этих отношений. Философские размышления на эту тему называются рефлексией. Философская рефлексия – это не само знание, а его критический анализ и обобщение, раздумье над знанием, отношение к нему – «отношение к отношению». Поэтому рефлексивность и критицизм выступают фундаментальными характеристиками и спецификой философии. «Философский ум тем отличается от обычного здравого смысла, что для него дальнее – это самое интимное: бесконечность Бытия в Пространстве и Времени – исходное переживание. От него – восторг и восхищение: Разумом, Красотой и Гармонией, но и ужас – от своей малости-затерянности в Метагалактиках». (Г. Гачев)
Немецкий философ И.Кант выделял следующие темы философской рефлексии:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
Предлагаем вам также подумать над этими вопросами.