Римско-эллинистический период

Для философии античной философии этого периода было характерно: близость философии, философов и государственных институтов, влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов Востока, Северной Африки и др.

Философия этого периода развивается в рамках школ, основными из которых являются: эпикурейская, стоики, скептики, неоплатоники.

Основные черты, характерные для представителей всех школ: антропоцентризм, проблемы личной этики, главная из которых: проблема счастья и свободы от внешнего мира (атараксия): для Эпикура это – наслаждение, путем преодоления страхов; для стоиков – следование судьбе и обретение власти над собственными страстями, для скептиков – воздержание от суждений, для неоплатоников – восхождение к Единому, слияние с божественной сущностью.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:космоцентризм, антропоцентризм, натур-философия; материализм, идеализм, объективный идеализм; этический рационализм, антропологическая этика; майевтика; субстанция.

ШКОЛЫ И ПЕРСОНАЛИИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ:Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Глава 1–5 //Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие.
  2. Античная философия // История философии в кратком изложении.
  3. Античная философия: космоцентризм // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)

ТЕМА 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Средневековой философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творением.

Для средневековой философиихарактерны следующие особенности:

изучение самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

господстве догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

сглаживание противоречий между материализмом и идеализмом;

человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, христианство «открывает» личность или «внутренний мир» в человеке;

провозглашение принципа свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых;

выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа;

мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Из всего этого следует, что средневековая философия носила религиозный характер.Поэтому основной чертой средневековой философииявляетсятеоцентризм(главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог),что отражает подчиненное положение философии по отношению к богословию.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ

СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Ранний период (II-VIII вв.) получил название патристика,когда происходит заарождение христианской философии в рамках Византийской философии, котораявозникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением христианства (V-VII вв.). В этот период под влиянием греческих отцов церкви (Прокопий из Газы, Леонтий Византийский, Иоан Дамаскин, Михаил Пселл, Никифор Влеммид), развиваются платоновско-аристотелевские идеи; иррациональное направление представлено мистикой внутренней жизни, обращенной против религиозной формальности (Симеон, Николай Кавасила). Наиболее авторитетным представителем европейской философии периода патристики является Августин Блаженный.

Этому периоду характерны тема троичности, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; христологическая тема, то есть учение о сочетании в Христе двух природ – божественной и человеческой; тема соборности; тема богопознания, то есть учение о путях познания Бога; представителем этого периода является Августин Аврелий.

Период последующего развития средневековой философии – схоластика(XI-XIV вв.) включает в себя следующие этапы: ранняя схоластика (IX-XII вв.) – нерасчлененность науки, философии, теологии, спор об универсалиях; представители: Иоанн Скот Эриугена, Абеляр, Ансельм Кентерберийский; зрелая схоластика – отделение науки от философии и теологии, распространение идей Аристотеля; наиболее видные представители Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот; поздняя схоластика – формирование научного мышления, отмежевание мистики от теологии, систематизация знания, предпочтение томизму (идеям Аристотеля и его последователей); представители: Николай Орезмский, Уильям Оккам. Одной из основных проблем средневековой философии – проблема универсалий,порождает два направления: номинализм, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) – это имена вещей и реализм, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии.

Отличительными чертами этого периода являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, учительство. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы. Яркий представитель этого периода Ф. Аквинский.

К основным проблемам средневековой философии относят следующие:

осмысление основных христианский догматов: идея творения мира Богом и идея откровения;

проблема универсалий,осмысление которой разделило философов на два основных направления: а) номинализм (направление философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей; согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом и б) реализм (направление философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии);

соотношение веры и разума в процессе познания (они в разное периоды решались по- разному);

новое понимание человека (это связано с новым пониманием души и тела) и появление третьей ипостаси – духа;

соотношение философии и теологии (богословие, учение о боге) (теология по своей сути отлична от философии, так как разуму отводится служебная истолковательная роль, он только принимает и разъясняет «слово Божие»).

Августин Аврелий (Блаженный) – христианский теолог, епископ, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Особое место в философии Августина занимают размышления о соотношении веры и разума – Августин ставит акцент на вере, то есть именно вера является главным в процессе познания. Философ уделял много внимания также проблеме теодицеи(оправдание Бога),где объяснялпроисхождения зла в створенном Богом мире, источником которого является человек.

Августин выдвину оригинальное учение о времени, утверждая, что нет ни прошлого, ни будущего, эти значения придает им сам человек.

Учение о граде Божьем и о граде Земном – еще одно, крайне важное учение в наследии Августина. Согласно взглядам философа, земное царство воплощается в государственных учреждениях, оно погрязло в грехах, а Божественное царство представлено священнослужителями – особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь. Поэтому Церковь – единственная сила, способная объединить мир и которой должны все подчиняться.

Фома Аквинский – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики. Аквинский выдвинул пять доказательств существования Бога.

Исследуя проблемы познания, Фома Аквинский пришел к следующим выводам. Вера и разум – различные понятия, но они должны одновременно участвовать в процессе познания и тогда они дадут истинное знание, иначе если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание. Кроме того, все в мире делится на то, что можно познать разумом и то, что разумом непознаваемо – разумом можно понять факт существования Бога, единство Бога, но нельзя понять сотворение мира, поэтому Аквинский разделил философию и теологию – философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, все остальное может познать только теология.

В исследовании проблемы бытия, утверждает, Аквинский, беря за основу своих представлений, взгляды Аристотеля, утверждает, что все состоит из материи и формы (идеи). Суть любой вещи – единство формы и материи, причем идея (форма) является определяющим началом и одновременно целью возникновения вещи, а материя лишь вместилище различных форм.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:теоцентризм, теизм, монотеизм, креационизм, теодицея; патристика схоластика; номинализм реализм; теология.

ПЕРСОНАЛИИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ:Августин Аврелий (Блаженный), Фома Аквинский.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Глава 6. //Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие.
  2. Средневековая философия //История философии в кратком изложении.
  3. Средневековая философия: теоцентризм // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)

Наши рекомендации