Ключевые идеи и понятия темы

Философия– это учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира; философию относят к мировоззренческой форме сознания.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом, месте и роли человека в нем, отношении человека к миру, другим людям, самому себе.

Исторические типы мировоззрения: мифология – олицетворение действительности; религия – вера в сверхъестественное и поклонение ему; философия – теоретически сформулированное мировоз­зрение с позиции разума. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

Типы философского мировоззрения:космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через могущество внешних сил – Космоса, согласно которому, все сущее зависит от Космоса; теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через господство сверхъестественной силы – Бога; антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.

Мировоззренческие картины мира как его целостные образ­ы, включающие обобщенные представления о природе, обществе и человеке: мифологическая (создается посредством олицетворения действительности); религиозная (основывается на сим­воле веры); философская (опирается на научную картину мира, представляет собой обобщенную систему достоверных знаний, получен­ных в процессе научного познания на том или ином его конкретно-историческом уровне развития).

Генезис философиисвязан с ее возникновением около двух с половиной тысячелетий тому назад, когда философия, став синонимом научного знания, развивалась от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму.

Соотношение философии и науки. С эпохи Возрождения, но особенно Нового времени, в связи с раз­витием машинного производства и потребностью в достоверных знаниях о законах природы началось «отпочкование» частных наук от философии, в результате которого возрастала производительность научного труда. В итоге, с одной стороны, определился собственный предмет размышлений и исследований философии – всеобщее в системе мир – человек, с другой, возникло взаимодействие между нею и частными науками, их взаимо­дополнение, взаимообогащение, в силу чего философия – это и мировоззрение, и наука, и ме­тодология.

Структурные элементы философии: онтология (учение о бытии); гносеология (теория познания); праксиология (учение о деятельностном отношении человека к действительности); аксиология (учение о ценностях); философская антропология (учение о человеке); история фи­лософии (наука о развитии философских знаний); логика (наука о законах и формах мышления); этика (наука о морали и нравственности); эстетика (наука о прекрасном) и др.

Функции философии: мировоз­зренческая, познавательная, методологичес-кая, выявление сущностных оснований культуры, создание рациональной картины мира, критическая, прогностическая, интеграционная и т.д.

Основной вопрос философии (ОВФ). Решая проблемы под углом зрения взаимоотношения мира и чело­века, отношения субъекта к объекту, сознания к материи, философия сформулировала ряд моделей такого решения. Вследствие этого в ней об­разовались основные направления: материализм, обосновывавший пер­вичность материи и вторичность сознания, идеализм – противоположную точку зрения, дуализм – изначальное существование двух субстанций, не связанных соотношением первичности и вторичности (однако обычно склонявшийся к идеализму). Традиционно в ОВФ выделяют также два его аспекта: онтологический и гносеологический.

Онтологический аспект ОВФ. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные предельные характеристики бытия; отсюда следует фундаментальная онтологическая проблема философии – что первично – материя или сознание? При попытке ответить на этот вопрос, философы разделились на два противоположных направления. Сторонники того, что первичной является материя называются материалистами (так называемая «линия Демокрита»). Те же, кто уверен в том, что первичным является сознание (идея, дух) называются идеалистами («линия Платона»). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм, согласно которому первоосновой является потустороннее, божественное сознание; субъективный идеализм, где утверждается, первичность человеческого сознания, вне которого ни материя, ни дух не являются определяющими. Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии существует и промежуточное течение – дуализм, представители которого полагают, что проблемы первичности не существует, так как материя и сознание – это две независимые субстанции, они взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Гносеологический аспект ОВФ связан с постановкой и решением проблемы познаваемости мира. Представители гностицизма считают, что мир познаваем до конца и возможности познания неограниченны. Сторонники же агностицизма отрицают абсолютную прозрачность мира. Другими словами, мир до конца не познаваем, возможности познания ограничены.

Направления, основанные на различие понимания источника способов познания. Эмпиризм – в основе познания лежат опыт и чувственные ощущения. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании. Рационализм – истинное (достоверное) знание может быть выведено только из разума и не зависит от опыта. Иррационализм – мир не логичен, следовательно, он познается не разумом, а другими способностями души (любовь, сопереживание, вчувствование). Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, а также противоположный диалектике способ мышления и познания, особенностью которого является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира. Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, абсолютизирующий относительность познания, подчеркивающий постоянную изменчивость реальности и отрицающий ее относительную устойчивость.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии / Лавриненко В.Н. Философия: учебник
  2. Введение. Что такое философия? Смысл слова «Философия» / Канке В.А. Философия. Учебное пособие
  3. Введение: что такое философия / Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Наши рекомендации