Введение: что такое философия?

КРАТКИЙ КУРС

ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Институт открытого и дистанционного образования

КРАТКИЙ КУРС

ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Челябинск

АННОТАЦИЯ

В учебных материалах представлена информация по основным разделам и периодам развития истории философии: смысл и значение философии, философия Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, немецкая классическая философия, философия современности. Обозначены ключевые понятия рассмотренных тем, приведены ссылки на дополнительную литературу в электронных ресурсах, дан список рекомендуемой литературы.

Предназначается студентам всех специальностей, обучающихся с применением дистанционных технологий.

При подготовке комплекса использовались материалы «Примерной программы дисциплины Философия», составленной в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям, рекомендованной вузам Учебно-методическим объединением университетов России (отделение философии) и утвержденной Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации 3 июля 2000 г.

Теоретический материал в виде текстов лекций разработан авторским коллективом под редакцией к.ф.н. Е.В. Гредновской.

ПРОГРАММА КУРСА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель:развитие у студентов теоретически сформулированного мировоззрения с позиций разума; развитие у них интереса к знаниям фундаментальных проблем; стимулирование потребности в философском осмыслении исторических событий, фактов действительности и их всесторонней оценки; усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Задачи:курс представляет собой введение в историю философской мысли и проблематики. Он призван способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире, месте человека в нем, об отношении человека к этому миру, к другим людям, к самому себе, т.е. формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.

Освоение курса философии должно содействовать:

– развитию умения оперировать предельно широкими понятиями, логично формулировать, излагать, и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

– приобретению опыта выявления космопланетарного, экологического и других принципиально важных аспектов изучаемых вопросов;

– формированию способности непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ.

СТРУКТУРА КУРСА

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. Историко-философский курс знакомит студентов с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Предлагаемый курс также содержит приложения, предусмотренные для дополнительного ознакомления с дисциплиной: материалы по восточной и отечественной философии; основные категории и понятия, используемые в систематическом курсе философии; информацию, отражающую связь философии и искусства в творчестве выдающихся философов. Материалы историко-философского раздела подготовлены на основе курсов лекций авторского коллектива за исключением части «Введение: что такое философия?». Данная часть основана на материале учебного пособия В.Н. Лавриненко «Философия: Учебник».

Теоретический раздел курса (систематическая философия) представлен в виде основных категорий, отражающих проблемы бытия и познания, рассматриваемых в планах, соответствующих разделам философии (см. Приложение II).

Философский курс предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курсов истории, культурологии.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Философия как методология

 

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и фактического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, конечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф.Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем – это теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах.

Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует, прежде всего, указать на материализм и идеализм. Об их содержании речь шла выше. В данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором – как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию.

Следующий аспект дифференциации философских методов - диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду, прежде всего, учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.

Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором – как идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) является Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) являются К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Понятие «метафизика» имеет и другое, не затрагиваемое здесь значение, а именно - философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей. Такой методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть сведены к низшим и объяснены на основе их закономерностей, называется редукционизмом (от лат. reductio – отодвигание назад, возвращение к прошлому состоянию). Редукционизм бывает самых различных видов: механистический – сведение высших форм материи к механической; биологический – сведение социальной формы материи к биологической: психологический – объяснение законов развития общества только психологическими факторами и т.д. Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма, который, в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.

Следует, однако, отметить, что плохую услугу познанию оказывает не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности – движения. И то и другое есть выражение метафизического способа исследования. И если в первом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором – на путь, ведущий к абсолютному релятивизму. Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости. Для подлинной диалектики нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее, по нашему мнению, значение. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) – методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.). Рационализм (от лат. ratio – разум) – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.). Иррационализм – философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).

Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, структура научных революций и другие.

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следует смешивать.

Функции философии

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего – это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, – это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.

Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios – ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos – смысл, и therapeia – лечение) – теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью» [1]. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, – это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные, и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

____________________

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 160.

Философия и наука

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, два аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук.

Первый аспект. По нашему мнению, нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего, с точки зрения «науки логики». Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно. Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск, и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, – когда она опирается на систему научного знания.

Второй аспект – взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня – выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX - начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции. При этом философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое, так или иначе, воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Античная философия – совокупность философских учений, созданных в период античности, то есть греческой и греко-римской древности.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина «философия» приписывают Пифагору.

В период существования античной философии были заложены основы всех философских направлений, сформированы все основные стили, способы философствования. Античная философия стала источником развития всей последующей западноевропейской культуры.

В своем развитии античная философия прошла три периода:

1. Досократический (раннегреческая натурфилософия), VII – V века до н.э.

2. Классический (сократический), середина V – конец IV века до н.э.

3. Римско-эллинистический, III век до н.э. – VI век н.э.

КЛАССИЧЕСКИЙ (СОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД)

К этому этапу относятся софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Главное отличие этого этапа: ярко выраженный антропоцентризм и именно в это время возникают сложные философские системы, которые охватывают все разделы философии (онтологию, гносеологию, антропологию, социальную философию).

Сократ(469 – 399 гг. до н.э.) – яркий представитель классического периода античной философии. Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся мудрец, философ-педагог, полемист. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были этические проблемы, затрагивающие всех людей: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Именно поэтому Сократ считается автором концепцииантропологической этики. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался как человек, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом.

Учение Сократа называется этический рационализм. Сократ считал, что сущностью человека является душа (именно ее наличие отличает человека от всех других существ). Под душой же Сократ понимал наш разум и нравственно ориентированное поведение. Отсюда цель жизни по Сократу – стать нравственно совершенным. Источником же нравственного, духовного совершенства является знание. Человек, знающий, что такое добро, никогда не совершит зло. Сократ полагал, что любое зло, порок совершается от незнания.

Большое значение деятельности Сократа в том, что он открыл метод майевтики. С помощью иронии, наводящих вопросов, в диалоге Сократ подводил собеседника сначала к освобождению от ошибочного мнения, а затем и к открытию, рождению истины в душе человека.

Платон– еще один крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений.

Платон – представитель объективного идеализма. Весь мир он делит на: а) чувственный мир («мир вещей») – он временен, изменчив и в действительности не существует и б) идеальный мир («мир идей») – действительный мир, вечный и постоянный.

Центральное понятие Платона – идея (образец, модель вещи). Согласно Платону, каждая вещь имеет свой прообраз (или идею). Причем идеи у Платона – это не субъективные представления человека, они существуют «сами по себе», то есть объективно. Вместе они и образуют идеальный мир, который еще называется метафизическим, сверхчувственным, т.к. он находится «над небесами, поверх физического космоса».

В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Платон сторонник теории переселения души. Душа переходит из одного тела в другое, пока не очистится, то есть не освободится от всего чувственного и материального.

В решении проблемы познания Платон опирается на теорию переселения души и сократовскую идею о существовании истины в глубине души. Отсюда главный тезис гносеологии Платона: «знание – это припоминание». Подлинное знание – это знание идей. Душа с помощью разума должна «припомнить» то, что уже до рождения видела в мире идей.

В своей социальной философии Платон создает первую в истории философии модель идеального государства.

Аристотель – последний величайший философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений; практическую – о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую, где рассматриваются эстетические проблемы.

Осмысливая бытие, Аристотель выступает с критикой философииПлатона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых идей», и «мир вещей» являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи», а «чистые идеи» рассматривал вне всякой связи с окружающей действительностью. Аристотель это опровергает и доказывает существование только единичной и конкретно определенной вещи (индивидуума), которая является первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов – вторичной.

Аристотель дал понятие бытия – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания, и понятие материи – это потенция, ограниченная формой.

Историческое значение Аристотеля в том, что онвнес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; систематизировал и распределил по категориям философские знания; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии (сочетание умеренной олигархии и умеренной демократии); внес существенный вклад в развитие логики.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Средневековой философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творением.

Для средневековой философиихарактерны следующие особенности:

изучение самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

господстве догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

сглаживание противоречий между материализмом и идеализмом;

человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, христианство «открывает» личность или «внутренний мир» в человеке;

провозглашение принципа свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых;

выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа;

мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Из всего этого следует, что средневековая философия носила религиозный характер.Поэтому основной чертой средневековой философииявляетсятеоцентризм(главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог),что отражает подчиненное положение философии по отношению к богословию.

СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Ранний период (II-VIII вв.) получил название патристика,когда происходит заарождение христианской философии в рамках Византийской философии, котораявозникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением христианства (V-VII вв.). В этот период под влиянием греческих отцов церкви (Прокопий из Газы, Леонтий Византийский, Иоан Дамаскин, Михаил Пселл, Никифор Влеммид), развиваются платоновско-аристотелевские идеи; иррациональное направление представлено мистикой внутренней жизни, обращенной против религиозной формальности (Симеон, Николай Кавасила). Наиболее авторитетным представителем европейской философии периода патристики является Августин Блаженный.

Этому периоду характерны тема троичности, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; христологическая тема, то есть учение о сочетании в Христе двух природ – божественной и человеческой; тема соборности; тема богопознания, то есть учение о путях познания Бога; представителем этого периода является Августин Аврелий.

Период последующего развития средневековой философии – схоластика(XI-XIV вв.) включает в себя следующие этапы: ранняя схоластика (IX-XII вв.) – нерасчлененность науки, философии, теологии, спор об универсалиях; представители: Иоанн Скот Эриугена, Абеляр, Ансельм Кентерберийский; зрелая схоластика – отделение науки от философии и теологии, распространение идей Аристотеля; наиболее видные представители Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот; поздняя схоластика – формирование научного мышления, отмежевание мистики от теологии, систематизация знания, предпочтение томизму (идеям Аристотеля и его последователей); представители: Николай Орезмский, Уильям Оккам. Одной из основных проблем средневековой философии – проблема универсалий,порождает два направления: номинализм, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) – это имена вещей и реализм, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии.

Отличительными чертами этого периода являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, учительство. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы. Яркий представитель этого периода Ф. Аквинский.

К основным проблемам средневековой философии относят следующие:

осмысление основных христианский догматов: идея творения мира Богом и идея откровения;

проблема универсалий,осмысление которой разделило философов на два основных направления: а) номинализм (направление философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей; согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом и б) реализм (направление философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии);

соотношение веры и разума в процессе познания (они в разное периоды решались по- разному);

новое понимание человека (это связано с новым пониманием души и тела) и появление третьей ипостаси – духа;

соотношение философии и теологии (богословие, учение о боге) (теология по своей сути отлична от философии, так как разуму отводится служебная истолковательная роль, он только принимает и разъясняет «слово Божие»).

Августин Аврелий (Блаженный) – христианский теолог, епископ, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Особое место в философии Августина занимают размышления о соотношении веры и разума – Августин ставит акцент на вере, то есть именно вера является главным в процессе познания. Философ уделял много внимания также проблеме теодицеи(оправдание Бога),где объяснялпроисхождения зла в створенном Богом мире, источником которого является человек.

Августин выдвину оригинальное учение о времени, утверждая, что нет ни прошлого, ни будущего, эти значения придает им сам человек.

Учение о граде Божьем и о граде Земном – еще одно, крайне важное учение в наследии Августина. Согласно взглядам философа, земное царство воплощается в государственных учреждениях, оно погрязло в грехах, а Божественное царство представлено священнослужителями – особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь. Поэтому Церковь – единственная сила, способная объединить мир и которой должны все подчиняться.

Фома Аквинский – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики. Аквинский выдвинул пять доказательств существования Бога.

Исследуя проблемы познания, Фома Аквинский пришел к следующим выводам. Вера и разум – различные понятия, но они должны одновременно участвовать в процессе познания и тогда они дадут истинное знание, иначе если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание. Кроме того, все в мире делится на то, что можно познать разумом и то, что разумом непознаваемо – разумом можно понять факт существования Бога, единство Бога, но нельзя понять сотворение мира, поэтому Аквинский разделил философию и теологию – философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, все остальное может познать только теология.

В исследовании проблемы бытия, утверждает, Аквинский, беря за основу своих представлений, взгляды Аристотеля, утверждает, что все состоит из материи и формы (идеи). Суть любой вещи – единство формы и материи, причем идея (форма) является определяющим началом и одновременно целью возникновения вещи, а материя лишь вместилище различных форм.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:теоцентризм, теизм, монотеизм, креационизм, теодицея; патристика схоластика; номинализм реализм; теология.

ПЕРСОНАЛИИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ:Августин Аврелий (Блаженный), Фома Аквинский.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Глава 6. //Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие.
  2. Средневековая философия //История философии в кратком изложении.
  3. Средневековая философия: теоцентризм // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Термин Возрождение связан с обращением гуманистов к античным истокам, жела

Наши рекомендации