Реализм как литературное направление.

Раньше всего во Франции и Англии, в конце 20-х начале 30-х годов. Крит реализм-не точный термин, т.к. выделяет присущий реалистам крит пафос в оценке действительности, как важнейшую родовую черту. Классический р.- ориентирован на концепцию реализма как атрибутивного признака искусства. Широкое понятие типа. Р. Формир. В лоне романтизма, т.е. Когда романтизм оставался господствующим. Черты: псих анализ, нравоописание, местный колорит, концепция современной жизни как этапа историч движения общества, стремление выявить разнообразие связей историч и настоящего. Реализм унаследовал от романтизма ряд эстетических принципов и традиций-историзм мышления, нравоописание и бытоописание, искусство псих анализа, кот используются для выявления закономерности общества в целом. Все это обогащается конкретным историческим содержанием. Объект изобр-не историч прошлое, а окружающая повседневная жизнь. Влияние: утверждение в Европе нового общ уклада, революции, обманутые надежды. Предпочтение активному деятельному герою, стремящ занять достойное место в обществе. Тип персонажей из демократических слоев общества, маленький чел. Фил основа-классич и позитивизм. Главная задача искусства- изучение текущей современности. Важна диалектика в качестве развития чела. Жанры- роман, новелла,повесть. Бальзак, Стендаль, Диккенс, Теккери. Допускают авторский вымысел,худ. Воображение.

Творчество Поэтов Озерной школы

Френсис Джефри. Первое совместное произвед Вордсворта и Колриджа - сборник «Лирические баллады» (1798) - наметил отказ от старых классицистских образцов и провозгласил демократизацию проблематики, расширение тематического диапазона, ломку системы стихосложения. Предисловие (1800) - манифест раннего анг ром. Изобр народного быта, повседневного труда, расширение тематики поэзии, обогащ поэт языка за счет введения разговор лексики. Продолжатели традиций сентиментализма. Интересовались диалектикой души. Возродив интерес англичан к Шекспиру, Спенсеру, Мильтону.

Вордсворт считал, что поэт-обычный чел.,лишь по особенному чувствует душу чела. Долг-доставлять удовольствие. Начинал как республиканец. Потом отходил. Считал, что шлавное-движение сердца, кот не подвергается влиянию цивилизации, сохран. Веру в просветительский разум. Идея обновленного гос-ва на основе равенства всех граждан. Цикл сонетов, посвящ свободе. Скорбь об исчезнувшей славной традиции рев. Идеи о всеобщем братстве. Переходит на крайне реакционные позиции. Только монархия может спасти от анархии. Придерживается священного плана природы-пантеист, покушаться на природу нельзя. Поэма Белая лань. Мораль-всякая борьба приводит лишь к несчастью и ожесточению. Ключ-любовь.«Вина и скорбь» 1-ое извест произвед , в кот он отразил трагич для крестьян и всего народа ход промышленного и аграрного переворота. Самое страшное последствие-духовное обнищание чел, озлоблен нищетой и бесправием. Часто возникает образ нищего,идущего по бескрайним дорогам. Деревенская тематика

Кольридж. Размышления о собственности- яд,источник непостоянства,развращенности и проституции. Сам пацифист, горе стране,где преступление наказ. преступ-м.(смертная казнь) Лекарство для общества-верность духу и букве христианства (не революция). 3Точки,на к-е опирается мораль чел:природа,Поэзия,Вера.Необходимо дух обновление общества,нрав воспит,Твор-во фрагментарно. Перенял стиль нем романт-в. «Кубла Хан»-незавершенное стих-е,потомок Чингисхана-прототип.Говорил,Что приснилось,Но постучали в дверь, и не закончил произв-е.СТих-е беспорядочное,атмосфера ужаса,считается самым фантаст пр-м англ.лит.Мистико-религ склад мышления.Внес лепту в создание нов жанра(conversational poem),влияние неоплат философии,все что есть на свете-бог. «Кристабель». Идея-доверчивая доброта бессильна перед наглым торжеством зла.

Саути.Талаба-разрушитель.Проклятие Кехамы.Медок.Не создал новой поэтической системы.Описывает важные события в стране.Много мистических мотивов.

Старый мореход Колриджа.

Стремительно разворачивается действие, незаметно для себя читатель воспринимает 2-ой план поэмы-священный план природы. Сюжет взял из записок пирата Шерлока(«Кругосветное путешествие»только одна строчка),замысел Вордсвота, взял из готического романа Монах. Всего 7 частей:1)Вынужден один из юношей выслушать эпический, спокойный рассказ. Корабль моряка унесен штормом к Южному полюсу. Альбатрос-птица добрых предзнаменований. Но старик убивает птицу.2)Товарищи бранят Старого Моряка за то, что он убил птицу, приносящую счастье. туман прояснел, они оправдывают его поступок и тем самым приобщаются к его преступлению.Месть за птицу, снова бранят Старого Моряка.3)корабль, на кот Смерть и Жизнь-в-смерти разыгрывают моряков, Старый Мореход достается последней.4)7 суток, в конце концов благословляет в сердце всех тварей Божьих.5)в трупы вселилась жизнь и корабль идет вперед.6)кара морехода продолжается, товарищи снова трупы.7)корабль идет ко дну, моряк спасает морехода, возмездие-скитание из края в край, своим примером учить любить и почитать любую тварь земную. Явно просматривается философское отн-ие к бытию, счиатет, что сущ 2-ой священный план природы, Бог в каждой частице, коль руку поднимаешь на природу-на Бога. Нет сложных размышлений, на первом плане понятие суеверия(в начале 19 века борьба эпикуреизма(Бога нет, главное-наслаждения,человек не должен быть суеверен) и стоицизма в лит-ре. Сам автор-антиэпикуреец. Простой человек(старый моряк) понимает божественность природы, чувства его отражают пантеистическое воззрение юного Колриджа(Бог=природа). Нет исторической точности, много символов, кот включены в форму простого повест.(характерно для романтической эстетики). Дается исследование истории души, на основе контрастных психологич. Сост-ий. Душевные муки чела, кот раскаивается в содеянном(фр рев). Разрозненные эпизоды создают кольцо сюжета.

Творческий путь Стендаля.

«Охота за счастьем» как главный двигатель всех поступков человека станет постоянным предметом изображения Стендаля-художника. Утверждая эстет равноправие высоких и низких сторон действ, что станет характерным для реализма, Стендаль считает искусство «зеркалом», отражающим «то небесную лазурь, то грязь дорожных луж». Но это зеркало, которое отражает действ не фотографически. Стендаль отстаивает право писателя на выбор ситуаций и персонажей, необходимых для решения авторской задачи, на их обобщение, типизацию, предполагающие свободу творческого воображения, которое, однако, не должно вступать в противоречие с «железными законами реального мира». ; Первостепенную задачу современной литературы Стендаль видит в правдивом и точном изображении человека, его внутреннего мира, диалектики чувств, определяемых физическим и духовным складом личности, сформировавшейся под воздействием среды, воспитания и общественных условий бытия. Пример «математически точного» анализа, строго учитывающего эти факторы, Стендаль дал еще в 1822 г. в трактате «О любви», проследив процесс «кристаллизации» одного из самых сокровенных чувств(красное и черное, любовь Реналь).Своеобразие его творческой индивидуальности сполна раскроется в созданном им типе социально-психологического романа. Первым опытом писателя в этом жанре стал роман «Арманс» (1827), предваривший создание общепризнанных шедевров «Красное и черное», «Люсьен Левен» и «Пармская обитель».

Этапы тв:1)1801-жанр комедии и философско-эстетически проблемы комического(«Врачи, два человека»), жизнь Наполеона;2) с 1814-время ученичества и поиска мировоззрения;процесс становления в Италии(14-25), в Париже(20), эстетические поиски в русле романтизма;3)с 20-х и до конца-искание жанра, находит роман, кот отвечает его творческой индивидуальности-роман о современном человеке(Арманс).

Красное и черное

Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаь, задумал роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Хроникально-линейная композиция, организуемая биографией героя. Традиции романистов 18 века(Филдинга),сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. «Хроника XIX века» - подзаголовок. Подчеркивая жизненную достоверность изображаемого, он свидетельствует и о расширении объекта исследования. Франция, представ в ее основных соц силах: придвор аристократия (особняк де Ла Моля), провинциальное дворянство (дом де Реналей), высшие и средние слои духовенства (епископ Агдский, аббат Шелан), буржуазия (Вально), мелкие предприниматели (друг г Фуке) и крестьяне (Сорели). В истории соперничества Вально и потомственного дворянина де Реналя Стендаль проецирует генеральную линию соц развития Франции, где на смену старой аристократии приходила набиравшая силу буржуазия. Противореч соед в натуре Жюльена плебейского, революц, независимого и благородного с честолюбивыми устремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления, и составляет основу сложного характера героя. Путь наверх-путь утраты мор качеств.Наполеон, чей пример «породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие» -высший образец.Начавшись в Верьере с открытия моральной нечистоплотности, корыстолюбия провинц общества, он завершается в придворных сферах Парижа, где Жюльен обнаруживает те же пороки, лишь искусно прикрытые.

Творческий путь Диккенса.

4 этапа:1)34-42-очерки, записки, «Оливер твист», «Лавка древностей», «Николас Никельби»; 2)43-48- «Мартин Чезелвит», «Домби и сын»; 3)49-59- «Крошка Дорит», «Холодный дом», «Коперфильд», «Тяжелые времена»; 4) 60 года- «Большие надежды», «Наш общий друг», «Очерки»: 4 цикла-Рассказ, Наш приход, Картинки натуры, Лондонские типы. Персонажи-мелкие чиновники. Задача-дать зарисовки подлинной науки и нравов. Интерес к соц проблемам, описание нищеты, писатель урбанист. «Посмертные записки Пиквикского клуба»- роман большой дороги сервантовского типа, цель-показать занимательных героев и их приключения,чудаки путешествуют по Англии и наблюдают за жизнью и чел. Природой, комический образ Пиквика-образ Наполеона. Комизм-столкновение наивного Пиквика с реальной жизнью. Его честность-исток бед. Происходит его эволюция, постепенное раскрытие положительных черт. Гл тема- самоценность веселья и радость бытия.

Домби и сын.Преобладает мир простых людей. Персонажи имеют гиперболизирован черты характера.Много от англ.романа 18в. Сам Домбиль отлич холод равнодуш,холод джентельмен.Уверен в собственной значимости,гордыня,беды приведут к нрав преображению.В романах Диккенса всегда есть персонажи, на кот можно положиться.В этом романе-Тутс,безумный добряк,участливый друг,власть денег не затронула. Встречаются портреты литер. современников(можно назвать роман современным). Роман-реализм 19 в.Д 1 предст-ль. Вступил в лит,когда развивалась чартитская оппозиция.Не был сторонником,но взгляды совпадали.Им не нрав,что Д изобр добро и зло абстрактно,надо показ народу как бороться с судьбой.

« МЧ»-сближает власть денег Англ и Амер.Роман сатиричен,тон мрачен.Гг-озлобленный тип,родственники ждут смерти. Писал во время путеш-я в Ам. Внук гг-пример того,как эгоист воспитывается в семье и становится обще-м злом.О воспитании в семье,эгоист для семьи превращается в эгоиста для общества.Д счит,Что Ам -место ,где процветает хищничество и эгоизм.

Надо принимать жизнь,как она есть.Теория Робинзонза-надо сохран спокойствие,какая бы буря не окружала,переделывать понемножку(Скотт,Берк).Соединяет стоическую(антич) и Берка,идеи к-го развиты у Скотта.Проблема нрав-го воскресения-центр-я. Вопрос,кто виноват:чел или общество.Понятие преступления не всегда соответствует тому,что было написано в букве закона.Считал преступниками тех,кто покушался на чел душу.На ранних этапах твор склонялся к реформам, но приходит к мысли,что парламент делает закон,к-й консервирует нех-е порядки.Идти от чел к общ-ву,сначала воспитывать чел.В каждом романе островки добра в мире. Недоговоренность,размышляет,читатель сам должен сделать вывод.

Сущ-ю роль играют прир символы. Свойственен прием амплификации.3 стихии:огонь,вода,воздух.Важную роль играет вода,связана не только с бытием героя,но и предсказывает,что с ним будет.Огонь-мирное пламя как путеводная звезда для персонажей,к-е заблудились,но может приобретать и карающий смысл.Воздух-непрестанное движение,создает хаос.Неестественные явления объяснялись естественными.Сюжетнообразующий фактор-пророчество.Портрет-посредник потустороннего и реального. Вещие сны.

Оливер Твист

Диккенс выражает свое неприятие поправке к закону о бедных, принятый 1834 британским парламентом, в соответствии с кот создавалась сеть работных домов для пожизненного содержания тех, кто остался без крова и средств к сущ. Работный дом-тюрьма, униж достоинство и угнетающая физически тех, кому не посчастливилось попасть туда. Оливера Твиста и его сверстников ждет судьба «смиренного и голодного бедняка, проход свой жизн путь под градом ударов и пощечин,презираемого всеми».Распорядители ведут себя так, словно их благосотс напрямую опред страданием воспитанников. Оливер Твист-романтический бунтарь-одиночка. ,во многом напоминает персонажей Гофмана,кот неожиданно оказ в гуще схватки добра и зла(две извечные антагонистические силы,борющ друг с другом за души людей).Злодеи Фейджин и Сайкс(+Монкс)-люди,утратившие свое человеч «Я» и превратившиеся в зверей(припертый к стенке Ф напоминает «затравленного зверя»,Сайкс напоминает собственного злобного пса).Следуя схеме романан воспитания 18 столетия Диккенс должен был показать удруч влияние преступной среды на формир хар-ра героя,но Д отказ следовать учению Дж Локка(чел формир окруж средой), и ,как моралист,проповед торжество добра над злом, не допускает нрав падения героя. Миру мрачных лондонских улиц противопост мир домашнего уюта(мистер Браунлоу).Своеобразным ответом Д на популярный ньюгейтский роман:байронический герой перешел в криминальную среду. Исследует механизма зла, его воздействия на человека.Повест окрашено мрачным юмором. Короткие главы заполнены многочисл событиями, сост суть жанра приключений.

Наши рекомендации