Философские концепции истины. Истина как процесс.
Истина - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика.
В истории философии сложились следующие основные концепции истины:
1. Аристотель (классическая) – теория корреспонденции (соответствия).
Истина – соответствие представлений, утверждений человека реальному положению дел.
2. Когерентная теория.
Основной критерий истинности какого – либо знания – его согласованность (когеренция) с более обширной системой знания. Эту теорию разделял Гегель: мир – единое целое, в котором все явления связаны между собой и входят в это целое => знание об отдельном явлении должны согласовываться с системой знаний о мире в целом. Как таковая истина одна и отдельные ее части (частные истины) являются ее элементами.
3. Конвенционализм.
В нач. ХX в. Пуанкаре выдвинул принцип конвенционализма: некоторые основоположения науки следует понимать, как конвенции, т.е. как условно принятые соглашения, с помощью которых ученые выбирают конкретное теоретическое описание физических явлений из ряда различных и одинаково возможных описаний. Эти описания должны быть удобны для ученых. Н-р: такие положения как «земля вращается» и «удобнее предположить, что земля вращается» для ученого имеют один и тот же смысл.
4. Прагматическая.
Истинным является такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и может успешно применяться на практике. Н-р, Уильям Джеймс: истинность суждения «бог существует» не зависит от реального существования бога, а обусловлена тем, что убежденность людей в существование бога благотворна для человеческой жизни.
5. Ницше. Установка перспективизма.
Истина – просто полезное заблуждение.
6. Диалектико-материалистическая концепция (Ленин).
Объективной истиной является такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, истина как таковая – это внутреннее противоречивый процесс, это движение от ограниченного, приблизительного знания ко все более глубокому и полному знанию об объекте.
Любое конкретное знание как результат познания относительно. В каждой относительной истине (поскольку она объективна) содержится зерно абсолютного знания. Относительная истина содержит в себе момент заблуждения. Абсолютная истина – это такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Безусловных абсолютных истин не существует. Достижение абсолютной истины – это идеал познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин.
Самый общий критерий истины заключается в практике, в качестве критерия истины:
а) относительна;
б) д. браться во всем своем объеме, т.е.:
-как исторический процесс;
-системно, как общечеловеческая практика.
Общество и его структура.
Понятие «общество» можно трактовать в широком и узком смысле.
В широком смысле: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, к-ая развивается на основе объективных социальных законов, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей.
В узком смысле: Общество – определённый исторический тип общности людей (например, буржуазное общество); отдельный социальный организм.
Основные сферы жизнедеятельности общества его подсистемы, следующие:
1.материально – производственная;
2. социальная;
3. политико-управленческая;
4. духовная.
К.Маркс: Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений в которых индивиды находятся друг к другу.
Элементы общества как системы:
1.общественные отношения – многообразные связи, возникающие между соц. группами, а также внутри них между индивидами в процессе их экономической, социальной, политической, духовной жизни.
По типу связи с деятельностью все обществен. отношения принято делить на 2 большие группы:
а) первичные (базисные, материальные, производственные) – эти отношения воспроизводятся как незапланированный, но объективно обусловленный результат деят-ти с необходимостью возникающий помимо сознательной воли людей данного общества.
б) вторичные (надстроичные или идеологические сюда же относятся правовые, моральные и др. отношения) – эти отношения складываются на базе материальных и в своём формировании зависят от сознательной воли людей. Соц. группы и соц. институты (в лице конкретных людей) ставят своей специальной целью формирование таких надстроичных отношений, в кот-ых они заинтересованы.
2. социальные институты – исторические формы организации и регулирования общественной жизни; это совокупность соц.норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального действия. (например, экономический институт: разделение труда, воспитательные институты, институты в сфере духовной культуры)
3. общество – это не только отношения, это также производственные силы (разработано Марксом).
В основе любого общества лежит производство непосредственной жизни, производство своей жизни путём производства материальных благ и системы общественных отношений.