Классическая и неклассическая европейская философия
В контексте развития европейской философии могут быть выделены две эпохи:классика (развитие философии с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящий момент). Под классической философией имеется в виду европейская философская традиция от греков до Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления.
Под классической философией обычно понимают некую общую ориентацию и стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной, гармоничной и реалистически ориентированной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности.
Две эпохи в развитии европейской философии существенным образом различаются по многим параметрам: это и отношение к предшествующей философской традиции, и характер философского знания, и взаимоотношение философии с другими типами знания, и характер проблемного поля.
базовые принципы или ориентации мышления. Среди них важнейшими являются следующие:
1) строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истинных субстанциальных оснований сущего как адекватного референта исследуемой реальности;
2) редукция всего многообразия духовного мира человека и форм его культурного творчества к рационально-теоретической способности мышления конструировать эксплицитные картины мира;
3) провозглашение категориально-понятийных структур философии наиболее продуктивным и адекватным ее природе средством философского познания;
4) трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологической структуры процесса познания;
5) конституирование принципа тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постижения объективной реальности;
6) провозглашение истины универсальным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и инструментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д.
Классическая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка. Становление и развитие постклассической западной философии было связано с акцентированным неприятием этих фундаментальных принципов классического философствования и попытками радикального их переосмысления.
К середине 20 столетия завершается оформление третьего этапа в развитии постклассической западной философии. Она достигает своеобразной фазы конституирования и обоснования некой концептуально-тематической целостности, в рамках которой представлены несколько, относительно автономных стратегий неклассического философствования. Важнейшими из них являются:
1) социально-критическая;
2) экзистенциально-феноменологическая
3) аналитическая.
16.Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философия герменевтика).
Направления философии: 1) научное саентисские(физика,матем) 2) антисаентисские (литература, искусство)
Позитивизм возник в 30е г 19в и связан с именами ОГЮСТА КОНТА, СПЕНСЕРА и др. Основная идея Конт заключается в том, что каждая наука сама себе философия. Неопозитивизм возникает в 30-40е г 20в на основе «венского кружка», куда входили физики и философы МОРИЦ ШЛИК, РУДОЛЬФ КАРНАК, ЛЮДВИК ВИТГЕНШТЕЙН. Наиболее известная идея ШЛИКА – принцип верификации(подтверждаемости). Согласно этому принципу все теоритические положения науки должны быть сопоставлены с данными наблюдения и эксперимента. Наука то, что можно проверить опытным путём. КОРНАК ограничивал опыт человеческими ощущениями и представлениями и полагал, что понятие науки могут быть произвольно приняты или отвергнуты в результате согласия между учёными и специалистами – принцип конвенционализма. Основная тема ВИНГЕНШТЕЙНА – анализ языка науки. Считал, что необходимо отказаться от всех понятий и суждений, которые носят мировоззренческий характер. В 70-80е 20 в наступает новый этап развития позитивизма – постпозитивизм. Основатель - КАРЛ ПОППЕР – критический рационализм + ТОМАС КУН (последователь), ЛАКОТАС и др. их главная тема – анализ исторического развития науки. КУН «структура научной революции». Феноменология . Основоположник – ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ. Он даёт новую трактовку сознания, основной характеристикой которого является интенциональность – направленность во вне. Привносит понятие «жизненного мира», т.е. всех предрассудков, определяемых обществом, жизнью человека, которое всегда превносятся в познание. Герменевтика происходит от имени древнегреческого бога Гермес (посыльный Зевса), который толковал божественные вести людям. Герменевтики – те философы, основная тема которых - понимание и интерпретация. ХАНС ГАДАМЕР, ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ. Понимающий всегда находится в своеобразном герменевтическом круге, где часть и целое взаимно определяют друг друга. Понимание всегда происходит в диалоге, а венцом понимания, согласно ГАДАМЕРУ, является не наука, а искусство.
17 Гуманистическая ориентированные направления западной философии XX в. (экзистенциализм, неотомизм и др.) Экзистенциализм (от лат. существование). Возникает в 20е г 20 в в период между двумя мировыми войнами. Экзистенцианолизм имеет 2 направления: 1. Религиозное - Марсель, Губерт, Ясперс, Лев Шестов, Николай Бердяев. Экзистенция (человеческое существование) понимается как промежуточное звено между потусторонним бытием (Богом) и «миром» 2.Атеистическое – Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Мартин Хайдегер.В центре их внимания – проблема свободы человека. Основная проблема-определение места человеческого существования в общей структуре существования. В качестве предмета философии рассматривает проблему существования человека, т.е. человеческую экзистенцию. Основные свойства существования человека: страх, совесть, забота, отчаяние, одиночество и т.д. Человек осознаёт свою сущность и предназначение не в обычной будничной обстановке, а в пограничной ситуации. САРТР «Экзистенцианолизм - это гуманизм». Исходный принцип Сартра – существование предшествует сущности. Согасно ему, человек создаёт себя сам по своему свободному выбору и несёт полную ответственность за этот выбор. КАМЮ – абсурдность жизни и бунт против этой абсурдности. ХАЙДЕГЕР – «бытие и время». Для него подлинное бытие – бытие к смерти. Неотомизм (от лат Фома)– официальная философия каталитической церкви. Во Франции: МАРИТЕН, ЖИЛЬСОН. В Австрии – РАНЕР, в Швейцарии – БОХЕНЬСКИЙ. Темы традиционны для религиозной философии. Неопротестантизм – КАРЛ БАРТ, ПАУЛЬ ТИЛЛИХ, БУЛЬТМАН. БАРТ требует от церкви соц ответственности и видит в этом критерий различения истинной и ложной церкви. Взгляды Тиллиха близки к экзистенцианолизму. Пытается дать ответы на вопросы о смысле жизни, одиночестве. Основная тема – мужество быть (быть вопреки).