Разработка лениным диалектико-материалистического
УЧЕНИЯ О МАТЕРИИ И ДВИЖЕНИЙ
Как и все, к чему прикасалась творческая мысль В. И. Ленина, учение о материи и движении, составляющее основу всей системы диалектического материализма, благодаря трудам В. И. Ленина необычайно обогатилось, получило глубокое и всестороннее развитие.
Разрабатывая учение о материи и движении, Ленин затрагивает также категории пространства и времени, причинности и закономерности, необходимости и случайности. Таким образом, исследуемые им положения, относящиеся к этой части философской теории, образуют целостную, гармонично развитую систему идей. Эти идеи обладают могучей жизненной силой, имеют неоценимое методологическое значение для современной науки.
Определение понятия материи
Что такое материя? Какие признаки или свойства объектов окружающего нас мира нужно суммировать в теоретическом определении, чтобы наполнить содержанием эту фундаментальную философскую категорию, сделать ее точной и строго научной? Все материальные объекты, известные нам благодаря повседневному опыту и научному эксперименту, обладают множеством свойств, и число этих свойств все более увеличивается по мере развития естествознания. С каким же из них нужно связать определение понятия материи? Не означает ли возрастание числа Познанных свойств материальных объектов, что понятие материи надо систематически изменять, каждый раз приноравливая его к уровню, запасу накопленных эмпирических знаний?
Обычное, традиционное логическое определение какого-либо понятия состоит в установлении его подчинения некоторому другому, более общему понятию.
Исследуя вопрос о том, как определить, что такое материя, В. И. Ленин указал, что ни одним из обычных способов определения понятий воспользоваться в данном случае нельзя. Речь может идти о принципиально ином подходе. Это объясняется тем, подчеркнул Ленин, что материя (бытие, «физическое») является одним из двух предельно широких (и в этом смысле «последних») понятий теории познания. Другим предельно широким понятием гносеологии служит понятие мышления (ощущения, сознания, «психического»). Вследствие такого характера этих понятий их нельзя подвести под какие-либо иные, более широкие определения, так как последние не существуют и не могут существовать.
Подлинно научным может быть только такое определение как первого, так и второго, которое, соотнося их друг с другом, устанавливает, какое из них оказывается первоисходным, изначальным, а какое производным, вторичным. В. И. Ленин подчеркнул: «...Нельзя, по сути дела нельзя дать иного определения двух последних понятий гносеологии, кроме как указания на то, которое из них берется за первичное» '. Таким образом, эти понятия определяются только выбором, фиксацией направления философской линии: идти ли от материи, бытия к мышлению, ощущению, или же от мышления, ощущения — к материи. Иного способа достижения цели нет. Следовательно, определение материи (как и мышления, ощущения) не может быть независимым от того или иного решения основного вопроса философии и фактически само оно должно служить выражением этого решения. Так именно и строит В. И. Ленин свое определение, формулируя его следующим образом: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» 2.
В этом кратком, но поразительно емком определении выражена суть материалистического мировоззрения, суть научного материалистического решения основного вопроса философии — как первой, так и второй его стороны. Действительно, поскольку ощущение — копия, отображение, фотография материи, постольку оно производно, вторично по отношению к материи, ибо копия, снимок, фотография никоим образом не может выступать как нечто первичное по отношению к оригиналу,
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 149.
2 Там же, стр. 131.
определять само существование последнего. Это и есть материалистическое решение основного вопроса философии, точная формулировка решения его первой стороны. Но поскольку указанным определением устанавливается, что материя дана в ощущениях и эта «данность» материи в ощущении лежит в самой природе вещей, постольку снимаются всякого рода агностические сомнения и в принципиальной познаваемости объективной реальности, в возможности постижения мира силами человеческого разума, ибо с порога отвергаются всякого рода домыслы о пропасти, якобы разделяющей ощущения и внешний мир. Тем самым положительно решается и вторая сторона основного вопроса философии.
Критики диалектического материализма иногда выступают с утверждениями, будто данное В. И. Лениным определение материи направлено только против субъективного идеализма и не затрагивает основ идеализма объективного. Но такое утверждение несостоятельно. Объективные идеалисты хотя и говорят о существовании природы, физического мира вне человеческих ощущений, сознания, но требуют признать, что есть еще другая «реальность» — некий «дух», «духовное начало», «абсолютная идея» и т. п.,— которая является первичной и якобы производит природу, порождает ее. Но «дух», «абсолютная идея» и т. п.— не более чем фантастически гипертрофированное человеческое сознание, ощущение, мысль. Следовательно, положение о первичности и независимости объективной реальности от ощущений, сознания, духа, являющееся ядром сформулированного Лениным определения понятия материи, обращено против объективного идеализма в той же мере, что и против идеализма субъективного.
Иногда можно услышать мнение, будто ленинское определение материи — чисто гносеологическое и его следует «дополнить» формулировкой некоего «онтологического статуса» материи, выражающего, чем она является безотносительно к познанию, мышлению, ощущению. Между тем определение Ленина диалектически соединяет «гносеологический» и «онтологический» аспекты и ни в каких «дополнениях» не нуждается. «Свойство» быть объективной реальностью, производить, вызывать ощущения как специфическую форму отражения, присущего всей материи вообще,— вовсе не только «гносеологическая», но и «онтологическая» характеристика материи.
Найденный В. И. Лениным подход к определению материи придал этому понятию чрезвычайно важную, принципиальную особенность — независимость его от уровня естественнонаучных
знаний о свойствах, структуре и т. п. материальных объектов. Как бы ни менялись эти знания, сколько бы ни обновлялись они, делая устарелыми и ограниченными тe представления, которые были известны прежде, само это понятие никогда не может устареть.
Могут измениться и устареть — и они действительно изменяются и устаревают — представления о массе, инерции тeл, их электрических и магнитных свойствах, их пространственной протяженности, структуре и т. д. Но никакое развитие науки не может «отменить» и сделать устаревшим положение о том, что материя обладает свойством быть объективной реальностью. «...Единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» 1.
Нельзя думать, однако, что это свойство материи вообще единственное, которое интересует научный, т. е. диалектический, материализм. Оно «единственно» только в том смысле, что его одного достаточно, чтобы отмежеваться от идеализма, чтобы принципиально отграничить два непримиримых философских направления и утвердить правоту материализма. Но диалектический материализм исследует й многие другие свойства материи, среди них и такие, признанием которых он решительно отличается и от материализма механистического, метафизического. И именно В. И. Ленину наука обязана открытием ряда других фундаментальных свойств материи, о которых речь пойдет дальше.
Определяя понятие материи посредством ее противоположения духу, сознанию, ощущению, В. И. Ленин само это противоположение рассматривал глубоко диалектически. Он указывает, что противопоставление материи и духа не должно быть чрезмерным, преувеличенным, закостенелым, и устанавливает определенные границы, пределы, в которых оно является закономерным, абсолютно необходимым и абсолютно истинным. Это, подчеркивает Ленин, «именно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой» 2.
Для выбора направления гносеологических исследований существенно то противопоставление материи и сознания, в ко-
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 275.
2 Там же, стр. 259.
тором фиксируется, что из них в общем ходе развития природы генетически, исторически первично, а что вторично. И это отличие первичного от вторичного абсолютно. Но первичное и вторичное имеют важные общие черты. Будучи вторичным, сознание, как свойство определенным образом организованной материи, является «действительным», т. е. реально существующим. В. И. Ленин считал правильным утверждение И. Дицгена, что «дух и материя имеют, по крайней мере, то общее, что они существуют», и он с гневом отвечал идеалистам: «Это, конечно, сплошной вздор, будто материализм утверждал «меньшую» реальность сознания...» '. Именно в этом причина относительного, а не абсолютного характера противопоставления материи и духа. Нет и не может быть идей, мыслей, ощущений, представлений без человека. Ощущения, мысли сами по себе, без породившей их материи не существуют. Ощущение, сознание есть лишь внутреннее свойство особым образом организованной материи. Сознание, ощущение не есть нечто чуждое природе, а столь же естественный продукт ее, как и сами материальные объекты, обладающие этим ощущением, сознанием. Поэтому противопоставление сознания материи означает только противопоставление одной из сторон природы всей природе. Следовательно, оно относительно и имеет безусловное, абсолютное значение только в указанном В. И. Лениным строго определенном смысле.
Обладая реальностью, сознание оказывается активным, действенным фактором в преобразовании человеком мира. Существующий в сознании человека идеальный образ будущего предваряет его материальную реализацию, предшествует ей. Опираясь на научные знания, человек направляет природные процессы в нужном ему направлении, предварительно намеченном в идеальной форме, создает объекты и производит явления, которых до того не было в природе. К мысли о так понимаемом «превращении» идеального в материальное В. И. Ленин возвращается неоднократно. Он считает ее существенным аргументом против вульгарного материализма2.
Но из того обстоятельства, что сознание реально, т. е. действительно существует, и в этом смысле сходно с материей, никоим образом не следует, что мышление является материальным и его надо «включить» в понятие материи. В. И. Ленин предостерегает против такой ошибки, имеющей принципиальный характер и допускавшейся, в частности, И. Дицгеном. Он
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 296.
2 См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 104
отмечает, что это путаница, из-за которой утрачивается смысл гносеологического противопоставления материи духу, что «назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» '.
Разработанное В. И. Лениным понятие материи имеет огромнее значение для философии. Оно является краеугольным камнем в фундаменте всего материалистического мировоззрения в целом, служит острейшим оружием в борьбе с идеалистическими воззрениями. Вместе с тем оно оказывает поистине неоценимую услугу в развитии естествознания, в поисках путей позитивного решения важнейших проблем познания природы.
Методологическое значение ленинского понятия материи ярко выявилось уже в момент его формулирования. Когда в самом конце XIX — начале XX в. было установлено, что атомы не являются абсолютно неизменными и неделимыми, как думали прежде, что структурными элементами атома являются электроны, обладающие «диковинными» свойствами, во многом отличными от свойств обычного вещества,— идеалисты объявили, будто «материя исчезает», будто она «заменяется электричеством» и материализм потерпел полнейший крах. Дело объяснялось тем, что многие естествоиспытатели, придерживаясь представлений старого метафизического материализма, связывали понятие материи с такими физическими характеристиками, как неделимость, неизменность, непроницаемость, неизменность массы при движении и т. п., приписывавшимися атомам. Но открытие электронной структуры атомов и явлений их распада в радиоактивных процессах показало, что в действительности атомы такими свойствами не обладают. Это и дало повод идеализму провозгласить, что «атом дематериализуется», и развернуть атаку на позиции материализма, с торжеством заявить о своей победе над ним. Значительная часть естествоиспытателей была дезориентирована в поисках выхода из серьезнейших теоретических трудностей, которые в силу сказанного возникли на пути развития науки.
В. И. Ленин, используя разработанное им понятие материи, устранил эти трудности, опроверг утверждения о том, что якобы «материя исчезла», отбил ожесточенные атаки идеалистов. Он подошел к анализу ситуации, сложившейся в науке, так: если в состав атомов входят электроны, свойства которых резко отличаются от свойств обычного вещества, то, оставляя в стороне эти различия, следует поставить единственный вопрос, от ответа
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 257.
на который зависит судьба материализма: существуют ли электроны вне и независимо от сознания, ощущений, являются ли они объективной реальностью? Естествознание, говорит Ленин, на этот вопрос отвечает решительным «да». Тем самым становится очевидной полная несостоятельность заявлений об «исчезновении материи», о «дематериализации атома». Электрон есть частица материи, каким бы удивительным он ни был по своим физическим свойствам.
Аналогичной оказалась ситуация в физике 30-х годов XX в., когда было открыто поразительное явление, в котором две противоположно заряженные «элементарные» частицы — электрон и позитрон — при тесном взаимодействии друг с другом вдруг исчезают, а вместо них появляются кванты света (фотоны). К этому времени стало общепризнанным, что электрон, как и его антипод — позитрон, является частицей материи. О чем же говорит факт их исчезновения? Современные «физические» идеалисты фактически повторили то, что говорили их единомышленники по поводу открытия электрона в самом начале XX в.: «материя исчезла». Вышеуказанное явление получило наименование «аннигиляции материи», что буквально означало: превращение материи в ничто. Этот термин весьма недвусмысленно выражал философскую тенденцию в истолковании указанного явления, хотя с чисто физической точки зрения кванты света, появляющиеся здесь, нельзя было считать «ничем». Поскольку свет обладает энергетическими характеристиками, явление исчезновения электрона и позитрона и одновременное возникновение квантов света стало трактоваться как «превращение материи в энергию», в «чистую энергию» без какого-либо материального носителя. Такая трактовка содержала прежнюю антиматериалистическую философскую тенденцию, только в скрытом, завуалированном виде, вследствие чего большинство физиков долго не замечало ее.
Подлинная суть этого явления была раскрыта на основе ленинского понятия материи. И здесь встал вопрос: что собой представляют кванты света, появившиеся вместо электрона и позитрона, существуют ли они вне и независимо от сознания, являются ли они объективной реальностью, данной нам в ощущениях? Результаты физических исследований неоспоримо свидетельствовали о справедливости положительного ответа. Отсюда вытекало, что фотоны — разновидность материи, хотя они и резко отличаются от электронов и позитронов по своим физическим свойствам. Таким образом, в рассматриваемом явлении нет никакого исчезновения материи и нет ее превращения в
энергию, но есть закономерный, точно контролируемый переход ее из одного качественно своеобразного вида в другой, переход, нашедший свое теоретически точное выражение в формуле о «превращении элементарных частиц».
Как теперь установлено, способность к взаимному превращению присуща всем «элементарным» частицам, перечень которых ныне включает уже более 200 наименований. При соответствующих условиях и фотоны превращаются в электроны и позитроны; такой процесс получил название «рождения пар». Подобно этому существуют прямые и обратные переходы между другими частицами. Всеобщая взаимопревращаемость «элементарных» частиц — один из важнейших законов физической науки. Адекватное его истолкование было достигнуто на основе философского понятия материи.
В русле идей, тесно связанных с ленинским понятием материи, шло и идет ныне развитие современной теории физических полей — подлинного фундамента научной картины мира. Именно благодаря этому понятию была разработана трактовка электромагнитного, гравитационного и других физических полей как особых разновидностей материи. И как раз такая трактовка обеспечила поразительный успех физической теории поля.
Важную роль понятие материи как объективной реальности играет и в формировании последовательно материалистической интерпретации сущности таких физических теорий, как теория относительности и квантовая механика.
Ленинский анализ соотношения материи и сознания, раскрытие им идеальной природы сознания, исследование превращения идеального в материальное, доказательство ошибочности отождествления идеального с материальным и т. д.— все это играет фундаментальную роль в изучении коренных теоретических проблем учения о высшей нервной деятельности, физиологии органов чувств, психологии и других наук.
Трудно назвать области современной науки, которые не испытали бы на себе благотворного — прямого или косвенного, через другие научные дисциплины,— влияния идей Ленина, связанных с разработкой им понятия материи.
Неисчерпаемость материи
Поразительным итогом обобщения данных естествознания о свойствах и строении материи является идея В. И. Ленина о неисчерпаемости материи, ее бесконечности вглубь — идея, на
многие и многие годы опередившая состояние науки того времени. Отправляясь от высказанной И. Дицгеном в общей форме мысли о «бесконечности объекта науки», о том, что даже «самый маленький атом» является для науки неисчерпаемым, В. И. Ленин развивает и философски обосновывает эту мысль и превращает ее в один из важнейших принципов диалектико-материалистического учения о материи.
Применяя мысль, высказанную И. Дицгеном в отношении атома, к новому, еще меньшему и почти совсем не изученному микроскопическому объекту, только еще найденному физиками, Ленин поистине пророчески заявляет: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом...» 1 Эта неисчерпаемость не есть следствие какой-нибудь неспособности или ограниченности человека познавать природу. Ее основания — в первую очередь во внутренних особенностях самих материальных объектов. Бесконечная сложность вещей, выражающаяся в многостепенности, многопорядковости их сущности,— вот в чем их неисчерпаемость, вот решающая причина того, что человеческое познание никогда не сможет исчерпать своего объекта, хотя на пути этого познания нет никаких принципиальных границ. «Мысль человека,— пишет Ленин,— бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» 2.
В этой многопорядковости, многостепенности сущности вещей находит выражение диалектика конечного и бесконечного. Любой конкретный материальный объект, ставший предметом научного исследования, является конечным. Но чтобы он обрел эту конечность, он должен, как указывает Гегель, «выходить за свои пределы, отрицать свое отрицание и становиться бесконечным». Таким образом, конечное и бесконечное не сопоставляются чисто внешним образом, как раздельные и самостоятельные сущности. Они даны в единстве, и каждое из них есть это единство и в то же время снятие самого себя. Обращая внимание на эту диалектику конечного и бесконечного, В. И. Ленин отмечает: «Применить к атомам versus электроны. Вообще бесконечность материи вглубь...» 3
Открытие у материи бесконечного множества ступеней, порядков, уровней сущности, объективно отличающихся друг от друга и вместе с тем связанных друг с другом в определенную целостность, каковой реально оказывается любой из материаль-
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 277.
2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 227.
3 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 100.
ных объектов, является огромным теоретическим завоеванием. Оно устанавливает структурность материи как всеобщий принцип ее существования. Каким бы простым ни казался нам тот или иной материальный объект, ему всегда присуща сложная внутренняя структура, выступающая как диалектическое единство расчлененности на некоторые элементы к слитной целостности, реализующейся благодаря закономерным связям элементов, объединяющим последние в систему, обладающую специфической природой. Это — принцип структурности, проведенный самым последовательным образом, с большой философской широтой, на всю бесконечную глубину реальности.
Исходя из положения о многостепенности, многопорядковости сущности, В. И. Ленин отвергает метафизические представления о существовании какой-то «конечной» (в том смысле, что дальше ее познанию идти уже некуда), «абсолютно простой субстанции», к «окончательным» свойствам и проявлениям которой якобы сводится все существующее. Никакой такой, подчеркивает Ленин, «конечной», «абсолютно простой субстанции» в природе не существует, не может существовать.
Ленинская идея неисчерпаемости материи, ее бесконечности вглубь блестяще подтвердилась в ходе развития современного естествознания и ныне является надежной руководящей нитью в изучении природы. Под знаком этой фундаментальной идеи происходит все развитие современного учения о строении материи, и в особенности физики «элементарных» частиц — той отрасли научного знания, которая глубже всего проникает в структуру окружающего нас мира.
Как показывают экспериментальные физические исследования, «элементарные» частицы — необыкновенно сложные объекты. Хотя некоторые из них — протоны, нейтроны, электроны — всего лишь составные части атомов, эти части по своей сложности не только не уступают, но фактически значительно превосходят атомы. В этом смысле потребовалось пересмотреть традиционное представление о соотношении «целого» и «части», «элемента» и составленной из элементов «системы».
Переход от уровня таких микроскопических частиц, как атомы, к уровню таких еще более мелких объектов, как «элементарные» частицы, привел к поражающему воображение увеличению числа известных физических свойств. К обычным физическим свойствам — масса, энергия, электрический заряд, количество движения, момент количества движения, магнитный момент и т. п.— неожиданно прибавились «спин», «изотопический спин», «странность», «спиральность», «ядерный заряд»,
«лептонный заряд», «четность» и т. д. Эти свойства действительно новые, неизвестные на тех уровнях сущности, которые наукой были пройдены раньше,— уровень макроскопических тел, молекулярный уровень, атомный уровень. Они не могут быть ни выведены из прежде известных физических свойств, ни сведены к последним. И нет оснований полагать, что открытие подобных характеристик «элементарных» частиц уже завершилось и под сегодня составленным их реестром уже подведена последняя черта. Своеобразие уровня сущности, к которому относятся «элементарные» частицы, проявляется и в той группе законов, которым они подчиняются. Здесь действуют новые законы сохранения, новые типы и виды симметрии, новые законы, определяющие динамику изменения их состояния. Еще не найдено точное математическое выражение этих последних законов. Но установлено, что прежние законы, относящиеся к атомному уровню, законы квантовой механики, здесь «не работают». Пути создания единой теории «элементарных» частиц еще только ищутся. Однако по всему видно, что она должна быть теорией совершенно необычного типа, обладающей «диковинностью», из ряда вон выходящей.
Особое значение в последние годы приобрело исследование внутренней структуры «элементарных» частиц. Уже достигнуты весьма существенные результаты. Лучше всего изучены структуры протона и нейтрона, детали которых укладываются в пространственной области размером в 10-14 см. Совершенно невозможно наглядно представить эту ничтожно малую область, но современная техника физического эксперимента позволила ученым различить в ней разнородные по своей физической природе «оболочки» и более плотную центральную часть — «керн». Значительно меньшими масштабами отличается область, в которой расположены части структуры электрона, фотона, нейтрино. Она, видимо, меньше 10-16 см. Здесь экспериментальные исследования встречаются с несравненно большими трудностями. Но путь для них в принципе открыт и тут, и в конце концов найдутся эффективные орудия, позволяющие «анатомировать» и эти частицы, заглянуть в недра и их структуры.
То, что известно о структуре «элементарных» частиц сейчас, позволяет утверждать: элементы этой структуры столь же сложны, сколь и само целое, составленное из них. Как ни парадоксально это звучит, но приходится считать, что, например, каждый нуклон — протон или нейтрон — внутри самого себя «содержит» бесчисленное множество других нуклонов («виртуальных»).
Попытки создать единую теорию «элементарных» частиц, объединяющую все их многообразие в одно целое, побуждают к разработке новых представлений о свойствах пространства и времени. Выдвигается гипотеза о «квантовании» этих форм бытия материи в области субмикроскопических протяженностей и исчезающе малых интервалов времени, где выявляются такие фундаментальные черты дискретности, которые не свойственны пространству и времени в макроскопических масштабах. Обсуждается мысль о наличии у пространства и времени в ультрамалых масштабах иных топологических свойств, чем в области макромира. Исследуется вопрос об изменении «информационной емкости» элементов пространства и времени в сфере явлений, связанных с «элементарными» частицами. Все это говорит о том, что принцип неисчерпаемости материи вглубь относится не только к физическим свойствам и внутренней структуре материальных объектов, но и к самим пространственно-временным отношениям, на основе которых эта структура складывается.
В недавнее время была выдвинута гипотеза о существовании «кварков», из которых, по предположению, составлены все ныне известные «элементарные» частицы, способные к так называемым сильным взаимодействиям, т. е. нуклоны, пи-мезоны, К-мезоны. Эта гипотеза еще не получила экспериментального подтверждения. Если их найдут, то это будет означать, что наука сделала еще один шаг в глубь недр материи и достигла еще более глубокого уровня материальной сущности, на котором предстоит обнаружить еще более удивительные и многообразные свойства материи, неизвестные прежде структурные и пространственно-временные соотношения.
Ленинская идея неисчерпаемости материи, ее бесконечности вглубь одерживает блестящие победы не только в физике. Она служит эффективным орудием научного познания и в других областях современного естествознания, в частности в молекулярной биологии и генетике, глубоко проникшей в структуру материальных элементов наследственности и раскрывшей тайну «генетического кода».