Культурно-историческая психология

Культурно-историческая психология (КИ-психология) — направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.

Натуральные психические функции - ϶ᴛᴏ непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций. Пример – обычный безусловный рефлекс по Павлову, представили сочный лимон => выделилась слюна.

Высшие психические функции - ϶ᴛᴏ произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции. К примеру, ребёнок играет с палкой, которая выполняет функции меча.

· Филогенез – развитие психики в ходе биологической эволюции

· Историогенез – развитие психики в ходе исторического развития

· Онтогенез– индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.

· Патогене́з — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. Рассматривается на различных уровнях — от молекулярных нарушений до организма в целом.

Виды дефектов:

1. Органический дефект - нарушение, отсутствие или недостаток какого-либо органа или его части. Может быть генерализированным (весь орган поражен, УО) и изолированным (слепота, глухота, нарушение движений).

· Причины органических дефектов:

· 1) наследственность;

· 2) болезни (матери);

· 3) травмы.

2. Функциональный дефект - нарушение функций органа или всего организма без нарушения тканей органа (Пример: психозы, неврозы, психопатии).

· Причины функциональных дефектов:

· 1) социальные ситуации развития.

3. Выделяют темповый дефект.

· Он проявляется в нарушении темпа развития, при этом возникает явление асинхронии развития. Асинхрония может проявляться в 3-х видах:

· 1) в виде ретардации (замедления развития, незавершенность).

· Ретардация характерна для олигофрении и ЗПР. Возможна ретардация отдельных функций.

· 2) патологическая акселерация (ускорение) отдельных функций (Пример: раннее проявление полового влечения при олигофрении).

· 3) сочетание ретардации и акселерации. Встречается при раннем детском аутизме и др. типах искаженного развития.

· Асинхрония порождает дисгармоничное развитие.

Интериоризация - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Экстериоризация - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.

Опредмечивание — это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом». Процесс материализации в человеческой деятельности информационно-смысловых (мыслительных) структур, схем, проектов. Перевод в предметный план, форму бытия абстракций, образов, способностей реализуется как воссоздание первичной или созидание вторичной (искусственной) природы.

Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Перевод предметов из формы материального бытия, характеризующегося пространственными, масс-энерге-тическими параметрами, в модельно-аналоговые, образно-символические и прочие формы человеческой деятельности.

Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей и может быть использована как показатель индивидуальных различий детей



Наши рекомендации