Эмпирическая теория познания Бэкона.локк,беркли

Эмпиризм (от греч. еmpeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувствительного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теорий). Большинство понятий происходят из опыта; для их обоснования необходимо обращение к опыту. Некоторые эмпирики допускали априорное, или независимое от опыта, знание, но отрицали существование априорных понятий. Представителями классического эмпиризма являются Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Родоначальником английского материализма и эмпиризма Нового времени был Френсис Бэкон (1561-1626). Бэкон критикует средневековую схоластику и, по существу направляет свою философию против религиозно-идеалистического мировоззрения, которое, мешало развитию естественных наук и умножало бессилие человека. Бэкон подчеркивал огромное значение развития естествознания, но для этого нужно было научиться правильному мышлению, а значит освободиться от «идолов», т.е. заблуждений, которые обволакивают ум человека и мешают познанию природы, препятствуют правильному мышлению. 1) идолы рода – ложные представления о мире 2) идолы пещеры – искажения представлений о действительности 3) идолы рынка – неправильное употребление слов 4) идолы театра – ложные представления о мире из разных философских систем. 1 и 2 – самообразование, самовоспитание. 3 и 4 – преобразование общественного сознания. Знание рассматривалось Бэконом как источник могущества людей. Вся основа его философии была практически направлена на то, чтобы дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы. Бэкон считал, что степень господства человека над силами природы зависит от уровня развития его знаний. Опыт у Бэкона лишь первая ступень познания, вторая его ступень – это разум, который производит логическую обработку данных чувственного опыта.

Теория Локка гласила: 1) Нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) Душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) В интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах. Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, - первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения.

Внутренний же опыт через рефлексию обращен на наблюдение своих собственных наблюдений. Локк подразделяет все идеи (представления на простые и сложные.) Простые идеи, по Локку, образуются непосредственно из ощущений и рефлексии. Простые идеи пассивны, они как бы навязываются нам извне. Сложные же идеи требуют активности ума. Эта деятельность сводится к комбинированию простых представлений. Локк положил начало эмпирической психологии, в которой первостепенное значение придавалось самонаблюдению (интроспекции).

Беркли отрицает существование

объективного мира. Но этот вывод означает солипсизм, т.е.

существование одного человека, для которого мир

существует только тогда, когда он его воспринимает. Однако

Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, так

как изложенные взгляды резко противоречили здравому

смыслу. Он заявляет, что не отрицает "существования

ничего, что мы можем воспринимать посредством чувства

или размышления". Он также говорит, что не сомневается

"даже малейшим образом в том, что реально существуют

вещи, которые вижу своими глазами и которых касаюсь

своими руками" . Беркли лишь отрицает

существование такого понятия, как материя в философском

понимании. Обвинения в солипсизме Беркли также пытается

отвергнуть посредством следующих рассуждений. Он

утверждает, что вещи продолжают существовать в силу

того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их

воспринимает другой человек. "Следовательно, когда

говорится, что тела не существуют вне духа, то следует

разуметь последний не как тот или другой единичный дух,

но как всю совокупность духов. Поэтому из

вышеизложенных принципов не следует, что тела должны

мгновенно уничтожаться и создаваться вновь или вообще

вовсе не существовали в промежутки времени между

нашими восприятиями их".

Воззрения Беркли критиковались во все времена и

со всех сторон представителями различных философских

направлений, так как солипсическая установка автора

представляла благодатную почву для опровержений. В то

же время защитников Беркли было много, и они есть и по

сей день. Беркли всегда останется примером

идеалистического истолкования философских проблем

Рационализм

философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его.

Методологическое (радикальное) сомнение: борьба против скептицизма, хотел преодолеть его изнутри; ему надо было найти достоверное в метафизике — первоначальная природа бытия (т.к. это фундамент его философии). В основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается сомнения. Считал, что сомневаться нужно во всем содержании нашего знания => учение о сомнении и его преодолении. Декарт повторяет рассужд скептиков о недостоверн чувств знания — палка, опущенная в воду, кажется сломанной. Но сомнению можно подвергнуть и положения математики, но (за исключением ошибок) этого делать не стоит. => из пучины сомнений нам позволяет выбраться то, что «сомневающийся всегда мыслит» (поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем легко допустить, писал Декарт, «что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей) — «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum).

Наши рекомендации