Предмет философии — всеобщее.

Предмет философии — всеобщее.

Философия

1. Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека.

2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.

3. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Человек-человек

Человек-общество

Человек-природа

Человек-мир

Человек-природа-окружающий мир

Философия — это стремление к познанию.

Философия и мировоззрение.

Философия —это особая форма мировоззрения.

Мировоззрение — это сложное интегральное духовное образование, компонентом которое является знание, убеждения, верование, нормы, ценности, чувства, переживания...

Исторические формы:

· Мифология — образы, чувства, эмоции, иллюзорное сознание, фантастическое ,искаженное и оно осуществляется первобытным человеком.

· Религия — фантастическое отражение окружающего мира, но с включением разума.

Предмет философии.

(Кант)

1. Что я могу знать? Какие возможности, пределы моего познания?

2. Что я должен делать? Как я должен вести себя ? Как я должен поступать?

3. На ,что я могу надеяться, рассчитывать?

4. Что такое человек?

4. Основной вопрос философии:

Тождество мышления и бытия

Вопрос о познаваемости мира

Мир познаваем Мир непознаваем
Материализм Идеализм Агностицизм(субъективный идеализм)
Материализм - Сознание отражает объективный мир Объективный идеализм - Сознание человека есть постижение духовного основания мира, самопознание духа. Человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем, то за ними каков мир, и существует ли он вне нас.   Д.Юм (1711-1776) Мир «вещей в себе» непознаваем.   И.Кант (1724-1804)  

Основной вопрос философии

(его решение материализмом)

Соотношение сознания и материального мира.

Первичность материального мира и вторичность сознания Тождество мышления и бытия (познаваемость мира)
Материя Процесс познания. Истина.  
Сознание    

Основные функции философии.

Мировоззрения Рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры.
Гносеологическая Оценка принципиальных возможностей познания ,разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса.
Методологическая Разработка теории поисковой деятельности, ее принципов , способов, норм.
Социальная Гармоничная общественных отношений на гуманитарных основаниях.
Аксиологическая Утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений.
Гуманистическая Сверхзадача философии — показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. И.Кант

Структура научного познания.

Научное мировоззрения:

· Политические взгляды, идеи и теории

· Правовые взгляды, идеи и теории

· Философские взгляды, идеи и теории

· Идеи, теории естественных, общественных и других наук.

· Этические взгляды и этические оценки

· Эстетические взгляды и эстетические оценки

Картины мира:

· Механистическая картина мира - 17 век

Классификация философских учений: (6)

· Онтология (сущее) — учение о бытие.

· Гносиология — учение о познании.

· Методология — учение о методах.

· Социальная философия — учении о социологии политологии ,экономики и тд.

· Сама история философии — философия различных эпох.

Философия -наактуальное знание

Философия и наука

Лекция№2

Тема: «Философия древнего мира»

План семинара:

1.Философия древнего востока: Индия и Китай

2.Общая характеристика античной философии

3.Натурфилософия милетской школы

4.Философия элеатов

5.Гераклит,демокрит,эмпедокл

6.Софисты и Сократ

7.Философия Платона

8.Философия Аристотеля

9.Эпикур,стоики,скептики,киники

10.Неоплатонизм

Древнеиндийская философия

Древняя Индия — имела кастовую структуру

Источники литературы: Веды и упонищады- сбрники высказываний и суждений на релизгиозно-филосовкиеразмышнения.

Брахма (духовное ядро) -источник порождающее все в мире. Основа бытия.

Философские школы:

· Брахнонизм

· Йога

· Джайнизм- праповедует суровый аспетизм

· Чайвака Лаковака,Мачешика

· Будизм(важное) Будда- просветленный

Буддизм

1.истина-Вся жизнь страдание

2.истина Причина-жажда наслаждения-погода за удовольствием

3.истина-Чтобы избежать страданий-необходимо избегать это

4.истина-Уйти из внешнего мира и достичь состояние Нирваны- покоя

Античная философия(25)

2 периода:

· До Сократа

· После Сократа

Ранний период:

Мыслители этого времени занимались изучением космоса, хаоса.

Философские школы:

Ранний (десократический )период
Школы Представители Доводы
Милетская школа Фалес (624-547гг. До н.э) Анаксимандр (610-547гг. До н.э) Анаксимен (588-525гг. До н.э) Основы мирового начала. Поиск начала начал.(АРХЕ)
Эфсесская школа Гераклит (540-480гг. До н.э) Учения Гераклита
Пифагоревский союз Пифагор (584-500гг. до. н.э) Гиппас Алкмеон Учения Пифагора
Элейская школа Ксенофан (565-470 гг.до.н.э) Парменид (540-470 до.н.э) Зенон (490-430 гг.до н.э) Учения Ксенофана
Атомистический материализм Левкип (500-440 гг.до.н.э) Демокрит (460-370 гг.до н.э) Демокрит считал, что все окружающее состоит из атомов.
Классический период 5-6 вв.до н.э
Школы: Софистика Этический рационализм Объективный идеализм Аристотель
Представители: Протагор (481-411гг. До н.э) Горгий (483-373 гг.до н.э) Сократ (469-399 гг. до н.э)   Сократические школы:   1.Мегарская (Евклид) 2.Элидо-эретриская(Федон) 3.Киническая Киренская(Аристипп) Платон (460-370гг. До н.э) (384-322гг. До н.э)
Доводы: Считали, что истины нет. Истина то что полезно, то ,что выгодно человеку   Сократ-нечего изучать космос все равно он от нас не зависит, надо заниматься самим собой. Познай самого себя. Главная проблема философии -человек с его достоинствами и недостатками. Ученик Сократа. Следует сократовской традиции. Предметом философии должен быть разум. Из понятий строятся суждения. Из суждений-умозаключения. Сформулировал методы дедукции и индукции.
Эллинистический период 4 вв. до н.э — 5 в.. н.э
Школы: Скептицизм Стоицизм Эпикуреизм Кинизм Пифагореизм Платонизм Аристотелизм
Представители: Пиррон Секст Эмпирик Сенека Марк Аврелий Эпикур Секст Эмпирик Антисфен Диоген Синопский Филофай Ликон Плутарх АфинскийПлотин Прокл Теофраст
Доводы: Нельзя-принцип сомнения доводить до абсурда Человек свободный Наслаждение от жизни. Философия-смысл жизни. Последователи Пифарога Последователи Платона  

Лекция № 3

Тема: «Философия средних веков и возрождения»

План семинара:

1. Общая характеристика философии средних веков

2. Философская апологетика

Патристика и Схоластика.

3. Борьба реализма и номинализма

4. Характерные черты и этапы философии возрождения

5. Философия итальянского гуманизма и политическая философия Макиавелли

6. Ренесансный платонизм

7. Натурфилософия и скептинизм возрождения.

8. Идеи реформации

9. Социально-политические утопии возрождения

Основные черты философии средних веков:

1.Апологетика-защита оправдание или доказательство этого учения(ранний этап)

2.Патристика-совокупность учений разработанных отцами церкви.

3.Сколастика-

ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Проблема знания и веры: знание и вера, разум и Откровение находятся в состоянии гармонии, дополняют друг друга и не противоречат друг друга; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога,а следовательно, они могут быть познаны через Божественное откровение.

Проблема универсалий: идея троякого их существования (в уме Бога, т.е. до конкретных вещей; в конкретных вещах и после конкретных вещей, т.е. в уме человека)

Онтология: материя, природа есть результат творения Богом «из ничего»;сотворенный мир – это воплощение божественного проекта; поскольку Бог благ, то и все сущее является благом.

Антропология:человек есть соединение материального тела и нематериальной души; благодаря этому соединению может в полной мере действовать разум (интеллект) – «могущественнейшая природа человека».

Доказательства бытия Бога:(1) космологическое (Бог - перводвигатель); (2) каузальное или причинностное (причина всех причин – Бог); (3) онтологическое (должно существовать нечто не случайное, а необходимое. Именно это и называется Богом); (4) догматическое, т.е по степени совершенства (должна быть причина совершенства, доброты, благородства.

Именно таковым является Бог); (5) телеологическое, т.е целесообразное (должна быть сила, направляющая природные существа к цели. Таковой причиной выступает Бог).

Основные положения

История философии:различал ионийскую и италийскую философию; критиковал относительный скептицизм, который утвердился в Академии Платона

Онтология:источником Бытия и Блага выступает Бог – всесовершенная истина, добро и красота; Божественную Троицу (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) отождествлял с платонической триадой (Единое, Логос или Мировой Ум и Мировая душа)

Космология и космогония:Бог создал мир из ничего, который ограничен в пространстве и во времени.

Гносеология: примат веры над знанием («верить, чтобы понимать»); неоплатоновское учение об экстазе как высшем способе познания перерастает в христианское учение об озарении.

Учение о душе и сотериология: душа нематериальна, бессмертна; до своего грехопадения

Адам и Ева были свободны в выборе: грешить или не грешить; концепция Божественного предопределения и благодати (одних людей преопдопределил к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям)

Учение об обществе и государстве: различал два вида любви и, соответственно, два вида человеческой общности: Град Земной и Град Божий; церковь на земле – прообраз Града Божьего, а государство – «большая разбойничья шайка».

Философия истории: в истории человечества выделял 6 эпох: (1) от Адама до Ноя, т.е. до Потопа; (2) от Ноя до Авраама; (3) От Авраама до Давида; (4) от Давида до Вавилонского пленения; (5) от Вавилонского пленения до первого прихода Христа; (6) от первого до второго прихода Христа, т.е. до Страшного Суда – конца света.

теоцентризм- (в центре мировозздания Бог-высшее начало,предмет философских исследований)

креационизм -(Бог причина всего сущего,человек -высшее творение Бога)

Провиденционизм -

теодицея —(Бог- высшее благо, спасение души, воскрешения человека из мертвых в будущем при богоугодном поведении)

идея эскатологии

Философы разделились

· реалисты

· номиналисты (В.Окам- нельзя умножать сущность сущности, создавать множество ненужных понятий универсалей)

Лекция № 4

Тема: «Философия нового времени и эпохи просвещения»

План семинара:

1. Общая характеристика философии нового времени

2. Эмпиризм и рационализм в фтлософии нового времени

3. Философия Ф.Бэкона , Т.Гоббса , ДЖ.Локка

4. Философия Р. Декарта

5. Философия Б. Спинозы

6. Философия Г. Лейбница

7. Философия эпохи просвещения

Философия Нового времени.

Основные направления и идеи
Деизм Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Руссо, Э.Кондильяк Атеистическо- материалистическое Ж.Мелье, Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах Утопическо-социалистическое (коммунистическое) Г.Мабли, Морелли, Ф.Бабеф, Р.Оуэн, К.Сен-Симон, Ф.Фурье
· Видели в Боге первопричину всего сущего, но не более · Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей · Сторонники чувственного эмпирического познания · Идея «просветленного абсолютизма» (Вольтер) · Идеи: создания государства на основе «общественного договора», «разделения властей», «верховенства закона» (Монтескье) · За равные права, свободы, справедливое распределение частной собственности (Руссо) · Освободили философию от религиозных предрассудков · Дали более реалистическое определение субстанции - материя · Выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя · Обосновали теорию материалистического сенсуализма · Выдвинули идею: все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц · Обратили внимание на движение как на свойство материи · Выдвинули идею создания · «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (Дидро) · Причина гибели первобытного коммунизма, «золотого века человечества» видели в частной собственности (Мабли) · Заложили основы теории ОЭФ (Сен-Симон) · Обосновали идею социальной справедливости, построения бесклассового общества (Бабеф),«промышленного общества» (Сен-Симон), «общества гармонии»(Франсуа Фурье) · Выдвинули идею замены существующей религии «новой религией», где «человек · человеку – брат» (Сен-Симон) ·

Основные направления и идеи:

1.Материализм

· Эмпиризм — опыт(познавательная философская позиция)

Источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

· Сенсуализм

· Рационализм -(разум) Главным источником познания является разум.

· Французский материализм

2.Дуализм-материя и дух в человеке.

Декарт предлагает ввод предмета(математика)

Декарт - «Я мыслю. Значит я существую»

3.Идеализм

· Субъективный идеализм

· Агностицизм

· Объективный идеализм

4.Просвещение

· Франция

· Германия

Лекция №5

Тема: «Классическая немецкая психология»

План семинара:

1. Общая характеристика классической немецкой философии

2. Кант-родоначальник классической немецкой философии

3. Априоризм и агностицизм Канта

4. Этика Канта

5. Философская система и метод Гегеля

6. Диалектическая логика Гегеля

7. Антропологический материализм Фейербаха

1. Общая характеристика. Все представители последователи реалистической позиции. Из этого вытекает течение идеалисты. Верят в наличие разума- как мирового духа.

Принципы философии:Принцип деятельности — рассматривает развитие мирового духа через деятельность, его активность и влияет на процесс и результат данного познания. Разум не только проявляется в теории ,но и в практике.

2.Родоначальником классической немецкой философии считается Кант.

Выдвинул проблемы которые решал сам и оставил последователям.

Был материалистом.

Докритический период — натурфилософии ,изучение природных и космических явлений.(Происхождение ветра, отливы и приливы, выдвинул предположение о происхождении вселенной )

Критичекий период — относился критически к процессу познания и его результатам. Стал подвергать сомнениям собственные теории.

3.Агностицизм Канта заключается в в том чтоб каждому учению возможно подобрать противоречие. Истина то ,что не полезно. Один из выводов философии Канта.

Три ступени познания Канта:

· Чувственное познание

· Рассудок

· Разумное мышление

Априоризм- размышление ,понятия ,категория имеют доопытное происхождение.

Кант материалист. Много занимали проблемами натурфилософии. Признает мир как вещь . Но позиция агностицизма и априоризма говорят об обратном.

4.Этика — это принципы нормы морали, которыми человек руководствуется в течение своей жизни. Кант считал: Моральные принципы нормы не даются нам извне. Принципы нормы морали вырабатывает разум .

5.Гегель построил свою систему объективного рационализма. Начинает с проблемы субстанции. Что есть начало всего? Считал ,что мировой дух, мировой разум ,которой сконструирован в основной идеи. Сама идея переходит в логику.

Логика- система логических категорий. Логика- воплощает в природу, т.е учения о природе( философия природы)

6.Диалектическая логика Гегеля

· Бытие -небытие

· Количество -качество

· Сущность-явление

· Причинность - законность

· Необходимость -случайность

· Содержание- форма

Учение о развитие. Развитие исходит из трех законов.

Общество-история-исторический процесс

Народы:

· исторические - внесли вклад в развитие цивилизации

· неисторические — мелкие по масштабам

7.Антропологический материализм Фейербаха

Был материалистом. считает ,что мир материален ,есть природа и высшее произведение природы -человек разумное существо, которое познает мир. Раскритиковал идеализм предшественников,в том числе Гегеля.

Лекция №6

Тема : «Философия Марксизма»

План семинара:

1. Исторические и идейно теоретические предпосылки возникновения марксизма.

2. Учение диалектического материализма.

3. Учение исторического материализма.

4. Категория практики философии марксизма.

5. Категория отчуждения философии марксизма.

6. Философское учение о человеке философии марксизма.

Начало:

· Возникновение в середине 19 века 40-х годах.

· Идейные учения Маркса и Энгельса. Имели идейные представления происхождения, создали множество научных работ.

· Общая работа: «Немецкая идеология.»

Общество:

· Развитие капитализма

· Обострение классовой борьбы

Предмет философии — всеобщее.

Философия

1. Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека.

2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.

3. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Человек-человек

Человек-общество

Человек-природа

Человек-мир

Человек-природа-окружающий мир

Философия — это стремление к познанию.

Философия и мировоззрение.

Философия —это особая форма мировоззрения.

Мировоззрение — это сложное интегральное духовное образование, компонентом которое является знание, убеждения, верование, нормы, ценности, чувства, переживания...

Исторические формы:

· Мифология — образы, чувства, эмоции, иллюзорное сознание, фантастическое ,искаженное и оно осуществляется первобытным человеком.

· Религия — фантастическое отражение окружающего мира, но с включением разума.

Предмет философии.

(Кант)

1. Что я могу знать? Какие возможности, пределы моего познания?

2. Что я должен делать? Как я должен вести себя ? Как я должен поступать?

3. На ,что я могу надеяться, рассчитывать?

4. Что такое человек?

4. Основной вопрос философии:

Тождество мышления и бытия

Вопрос о познаваемости мира

Мир познаваем Мир непознаваем
Материализм Идеализм Агностицизм(субъективный идеализм)
Материализм - Сознание отражает объективный мир Объективный идеализм - Сознание человека есть постижение духовного основания мира, самопознание духа. Человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем, то за ними каков мир, и существует ли он вне нас.   Д.Юм (1711-1776) Мир «вещей в себе» непознаваем.   И.Кант (1724-1804)  

Основной вопрос философии

(его решение материализмом)

Соотношение сознания и материального мира.

Первичность материального мира и вторичность сознания Тождество мышления и бытия (познаваемость мира)
Материя Процесс познания. Истина.  
Сознание    

Основные функции философии.

Мировоззрения Рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры.
Гносеологическая Оценка принципиальных возможностей познания ,разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса.
Методологическая Разработка теории поисковой деятельности, ее принципов , способов, норм.
Социальная Гармоничная общественных отношений на гуманитарных основаниях.
Аксиологическая Утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений.
Гуманистическая Сверхзадача философии — показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. И.Кант

Наши рекомендации