Николай Алексеевич Заболоцкий

(1903-1958)

Участник и создатель ОБЭРИУ. Писал прозу для детей, в т.ч. пересказ зарубежных произведений. Получает срок за «творчество как активную контрреволюционную борьбу». Смог вернуться и продолжить творчество. Выходит третий сборник. После оттепели смог многое опубликовать. Его творчество было высоко оценено еще при жизни Заболоцкого.

Встреча

И лицо с внимательными

глазами, с трудом, с усилием,

как отворяется заржавевшая

дверь,- улыбнулось…

Л. Толстой. «Война и мир»

Как открывается заржавевшая дверь,

С трудом, с усилием,- забыв о том, что было,

Она, моя нежданная, теперь

Свое лицо навстречу мне открыла.

И хлынул свет — не свет, но целый сноп

Живых лучей,- не сноп, но целый ворох

Весны и радости, и вечный мизантроп,

Смешался я… И в наших разговорах,

В улыбках, в восклицаньях,- впрочем, нет,

Не в них совсем, но где-то там, за ними,

Теперь горел неугасимый свет,

Овладевая мыслями моими.

Открыв окно, мы посмотрели в сад,

И мотыльки бесчисленные сдуру,

Как многоцветный легкий водопад,

К блестящему помчались абажуру.

Один из них уселся на плечо,

Он был прозрачен, трепетен и розов.

Моих вопросов не было еще,

Да и не нужно было их — вопросов.

Анализ стихотворения:

Часто это стихотворение рассматривают в биографическом контексте – у Заболоцкого были непростые отношения с женой, которая, не справившись с постоянными переменами в жизни, покинула Заболоцкого. Предположительно, данное стихотворении написано на тему возвращения любимой. Ее появление пробудило в лирическом герое светлое чувство, и весь дом будто сиял ярким светом, на который слетелись мотыльки. Разговоров и вопросов не нужно, все былое прощено и забыто. Ассоциации - весна. Появление любимой поэт сравнил с открыванием заржавевшей двери, на которую давно уже все махнули рукой, и никому в голову не пришло бы ей воспользоваться. Однако «она, моя нежданная, теперь свое лицо навстречу мне открыла», — отмечает автор. И вместе с ее появлением в комнату ворвался удивительный свет, который буквально ослепил поэта. Его чувства смешались, в них появился явный привкус весны и настоящего счастья. И теперь весь дом поэта был словно наполнен волшебным светом, который согревал душу и привлекал нежданных гостей – ночных мотыльков. «Они, как многочисленный блестящий водопад, к блестящему помчались абажуру».

Между бывшими супругами предстоял достаточно непростой разговор, однако вдруг оказалось, что в нем нет никакой необходимости. «Моих вопросов не было еще, да и не нужно было их – вопросов», — отметил поэт. Все, что нужно было узнать, автор прочел в глазах возлюбленной, и этого оказалось достаточно, чтобы забыть год разлуки.

Данное стихотворение – яркий пример того, что нужно уметь прощать близких людей даже тогда, когда они совершают ошибки. Пока человек жив, он в состоянии их исправить. Но иногда сделать это достаточно трудно, и ему нужна помощь тех, кого он по-настоящему любит. Только в этом случае, преодолев все препятствия и пройдя через испытания, двое влюбленных смогут быть счастливы.

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Анализ стихтворения:

Способность по выражению лица определять внутреннее душевное наполнение человека. Типизация людей по их выражению лица. Лица-порталы – люди не представляют из себя ничего особенного; лица-жалкие лачуги – осознают свою никчемность и не прячут ее; лица-темницы и –башни – закрыты для общения. Положительная оценка у «меленькой хижинки». Внутренняя душевная красота человека непременно отражается на его душе.

В основе стихотворения лежит метафорическое сравнение, что приводит к большой поэтичности и лиричности образов. Написано оно разностопным ямбом, строфы не облегчены пиррихиями, что приводит к достаточно жесткой интонации прочтения, скандированию. Но у такого построения строф есть и ещё одно предназначение – упор делается на каждом слове, поэтому ни одно из них не теряется в общей ткани произведения.

Анафорические повторы («есть лица»; «иные» - «другие») в первой и третьей строке имеют символическое значение. Так, первая и вторая, третья и четвёртая характеристики сливаются в один негативный образ. Рифмовка в строфах попарная. В первых двух строках – мужская рифма («порталам» - «малом»), в третьей и четвёртой -- женская рифма («давно» - «окно»). Это отвечает образной системе стихотворения – в начале стихотворения каждому лицу отводится две строки.

Своим стихотворением Заболоцкий утверждает, что характер человека, его внутренний мир можно прочитать не только по глазам, но и по лицу. И на самом деле, существует мнение, что характер с возрастом отпечатывается на лице. Даже расположение морщинок может сказать о многом.

По композиции стихотворение можно разделить на две части: в первой описываются неприятные лица, а во второй - любимые и близкие. Это приём антитезы. Противопоставление используется автором для ещё более тонкой и чёткой характеристики описываемого.

Итак, вот каков портрет, открывающий галерею образов в первой части стихотворения:

В двух строчках поэт нарисовал целую картину! Читателю сразу представляется полное, немного одутловатое лицо, надменный взгляд, презрительно опущенные уголки губ и немного вздёрнутый кверху нос. Такое впечатление создаёт прежде всего аллитерация: «под», «пыш», «пор». Сочетание глухого звука «п» с гласными немедленно создаёт ассоциацию с чем-то мягким и надутым. К тому же сам эпитет – «пышный портал» -- рисует в представлении читателя что-то недосягаемое и величественное.

Следующий образ нарисован с помощью звука «ч» («лачуг», «печень», «сычуг»). Автор не случайно использует слово «подобие», оно как нельзя лучше характеризует обладателя такого лица. Бедность духовная – вот главное их качество. Вторая пара отрицательных персонажей, общим качеством для которой является отчужденность и холодность, охарактеризована так.

Чаще всего встречающиеся сочетания звуков в этих строках - «тр» и «ы» (мёртвые, решётками, закрыты, которых…). Это создаёт звук звериного рыка; «ш» (башни) – шипение змеи; «о» -- образ замкнутого круга. К тому же, цветовая ассоциативная гамма этих стихов – серая.

Во второй части стихотворения образы совсем другие. Первое лицо, видимо, представляет образ любимой женщины. Её непременными атрибутами являются домашний очаг, тепло любви. В стихотворении они перефразируются, и появляется «хижинка», «дыханье весеннего дня».

Неказистость любимого лица противопоставляется пышности первого образа. Аллитерация с помощью буквы «е» ("её", "меня", "весеннего") символизирует нежность.

А в последних строчках автор наверняка имеет в виду людей творческих, которые своим светлым взглядом на мир одухотворяют и всех окружающих. В этом стихотворении поэт предстаёт как хороший психолог, замечающий малейшие оттенки и краски мира. Для него нет маловажных деталей, всё наполнено смыслом. И, скорее всего, его лицо подобно ликующей песне. Только такой человек может воскликнуть: «Поистине мир и велик и чудесен!»

­Дмитрий Александрович Пригов

(1940-2007)

Московский концептуализм 70х годов. Особенность его эстетики - создание имиджей авторского сознания, авторских масок. Взаимодействие между маленьким человеком и великим русским поэтом, причем Пригов смешивает эти понятия, говоря, что первый равен втором и наоборот. Отсюда постоянные смысловые и стилевые перепады. Мотив всепоглощающего хаоса. Власть воплощается в образе Милиционера – близок к маленькому человеку, но общается с богами, медиатор в мифологическом мире. Пригов утверждает невозможность интеллектуального и духовного упорядочивания реальности, хаос невозможно одолеть ни на уровне сознания, ни языка, ни культуры

Отрывок из стихотворения «Широка страна моя родная»

«Всюду жизнь привольна – без эксплуатации человека человеком, без национального, расового и религиозного гнета,
и широка
Словно Волга, Дон, Днепр, Днестр, Лена, Кама, Ока, Индигирка, Нева, Москва-река, Терек, Заравшан, Кура, Ангара, Сев. Двина, Нижняя и Верхняя Тунгуски, Обь, Иртыш, Витим, Алехма, Алдан, Истра, Нерль, Амур, Байкал, Гильменд, Амударья, Сырдарья и др.
течет,
Молодым – до 35 лет – везде – в университеты, институты, техникумы, профессиональные училища, вечерние школы и институты, аспирантуры, профессуры и т.д.
у нас дорога,
Старикам – женщинам после 50, а мужчинам после 55 лет – везде у нас почет и бесплатные пенсии от 60 руб. и выше, вплоть до персональных пенсий для особо заслуживших большевиков, и все это, не считая бесплатного лечения, образования, низкой квартирной платы и платы за коммунальные услуги, и т.п.»

1970-ые

Анализ стихотворения:

Пригов нашел свое вдохновение и материал для творчества в той стихии, которая, казалось бы, была в принципе несовместимой с любым творчеством – в языке брежневской эпохи. Он полностью подчинил себя стихии советской речи, сделал её язык своим языком. Его поэзия возникала на стыке внутренней логики советских штампов и отстраняющего взгляда поэта, позволяющего этой логике развиваться до своих пределов и тем самым разрушать самою себя. Неожиданно оказалось, что для деконструкции советского художественно-идеологического штампа вовсе не обязателен взгляд извне, – достаточно обнажить его абсурдный характер.

Прекрасным примером деконструкции такого штампа служит стихотворение «Широка страна моя родная». В нем Пригов использует один из излюбленных приемов - дополнение хорошо известного и идеологически значимого в советской культуре текста элементами, казалось бы, того же стиля. Но штамп тем и отличается, что он – структура застывшая и мертвая, даже искренняя попытка его «улучшения» или развития немедленно приводит к его разрушению. Он полностью воспроизводит эту официозную песню, написанную в 1936 году В. Лебедевым-Кумачом и И. Дунаевским для фильма «Цирк», вставляя в нее бесконечные ряды «уточнений». Механизм деконструкции тот же самый – и он сходен с деконструкцией любого мифа, в котором каждый элемент сакрален и его изменение приводит к убийственным для мифа эстетическим и идеологическим результатам.

Чем дальше стихотворение, тем больше в него вводится «уточняющих подробностей», так что, в конце концов, возникают строчки длиной несколько страниц. Пятистопный хорей Лебедева-Кумача превратился в верлибр. В результате, возникла и стиховая новация – этот текст стиховед Максим Шапир отметил как рекордный по длине строки в русской поэзии: в самой длинной из них – 429 фонетических слов.

Деконструкция одного советского штампа происходит за счет введения в него других советских штампов или же за счет введения в него авторского текста, который становится как бы комментарием для штампа. Именно этот навязший в зубах и стершийся идеологический штамп, реализованный в советском искусстве, стали именовать концептом, а направление, избравшее этот концепт для деконструкции, – концептуализмом. Пригов стал одним из первых русских поэтов-концептуалистов.

Таким образом, в данном стихотворении Пригов деконструирует идеологические штампы Советского Союза, путем дополнения их другими элементами. Так автор выявляет и высмеивает характерную черту советских текстов – чрезмерное употребление в них штампов, клише, застывших и мертвых структур, любая попытка изменения которых ведет к их разрушению, потере ими того идейного смысла, ради которого они и были созданы.


Наши рекомендации